Дело № 2-236/2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Богородское 30 августа 2022 года
Ульчский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ставровой Т.В.
при секретаре судебного заседания Щербак О.О.
с участием помощника прокурора
Ульчского района Хабаровского края Ковальчук А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульчского района Хабаровского края к администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края к администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой Ульчского района по обращению ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1 проведена проверка соблюдения прав и интересов ребенка – инвалида. Так, в ходе проведения проверки установлено, что на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района в многоквартирном доме по адресу проживает инвалид - колясочник. При этом, вход в многоквартирный дом не оборудован специальными средствами для доступа инвалида-колясочника (пандусом или иным подъемным устройством), а также прилегающая территория к указанному многоквартирному дому не оборудована нескользким и невибрирующим покрытием (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Придомовая территория многоквартирного жилого дома должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечивать инвалиду возможность беспрепятственного доступа в жилой дом, в котором он проживает и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения его жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного жилого дома под потребности инвалида. По выявленному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Де-Кастринского сельского поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом фактически нарушения не устранены. На основании изложенного просят, возложить на администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района обязанность оборудовать многоквартирный жилой дом по адресу:пандусом, отвечающим установленным техническим требованиям, или иным подъемным устройством. Обязать администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района оборудовать территорию, примыкающую к многоквартирному дому по адресу:в котором проживает инвалид, нескользким и невибрирующим покрытием (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления колес кресла-коляски в разных погодных условиях. Решение обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании прокурор Ульчского района Хабаровского края предъявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
В судебное заседание несовершеннолетний ФИО1, его законный представитель ФИО2 не явились. О времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены
В судебное заседание представитель ответчика не явился. О времени и месте рассмотрения дела судом надлежащим образом извещены.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Сводом Правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 №904/пр для инвалидов колясочников обеспечивается беспрепятственный доступ наличием пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям или иного подъемного устройства.
В соответствии с п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Согласно п. 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (далее по тексту - Правила) установлено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Ульчского района Хабаровского края обратилась ФИО2, являющаяся матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 с заявлением, из которого следует, что проживают в п. Де-Кастри на первом этаже трехэтажного дома. В связи с наличием ступенек в подъезде не имеют возможности без посторонней помощи вывести ребенка на прогулку и другие социально-культурные учреждения. За помощью неоднократно обращались в администрацию Де-Кастринского сельского поселения, органы социальной защиты, однако на сегодняшний день вопрос так и не решен. Установка пандуса в подъезде проблематична, так как если установить пандус на ступени получается слишком большой угол наклона, что не позволяет вкатить коляску по нему. Остается два варианта либо делать выход с балкона (что очень затратно и требует огромного количества согласования, в том числе подготовку дорогостоящего проекта, либо приобретение шагающего подъемника по лестнице (что также очень дорого). Самостоятельно решить указанную проблему их семья не имеет возможности. Ребенок уже взрослый (рост , вес кг.) вынужден практически постоянно находиться в квартире. Просят оказать содействие в обеспечении доступа ребенка-инвалида ФИО1 на улицу, а также просят обратиться в суд в их интересах (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Ульчского района Хабаровского края принято решение о проведении проверки деятельности Де-Кастринского сельского поселения, предметом которой является соблюдение требований законодательства о защите прав и свобод инвалидов. Установлен срок проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ страшим помощником прокурора Ульчского района Хабаровского края Пивнюк Е.А. в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов подъезда . В ходе проверки установлено следующее: подъезд со стороны подъезда не оборудован пандусом. Также с противоположной стороны здание не оборудовано пандусом. В ходе проверки производится фотосъёмка (л.д. 9).
В подтверждение вышеуказанных фактов представлен фотоматериал (л.д. 10-13).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Ульчского района Хабаровского края и.о. главы Де-Кастринского сельского поседения Ульчского муниципального района Хабаровского края внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений федерального законодательства, согласно которому требуют безотлагательно рассмотреть настоящее представление. Принять меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению, недопущению их повторения в дальнейшем. Обеспечить необходимые условия для комфортного перемещения инвалида-колясочника (л.д. 14-17).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края направила прокурору Ульчского района Хабаровского края ответ о рассмотрении вышеуказанного представления, из которого следует, что в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО2 на личном приеме у главы администрации сельского поселения обращалась в администрацию с просьбой об установке пандуса в подъезде. Администрацией сельского поселения был установлен пандус в подъезде в деревянном исполнении, данное сооружение заявителем по прошествии времени было признано непригодным в связи с большим углом уклона пандуса и невозможностью использования для инвалидной коляски, силами администрации пандус был демонтирован. Администрация сельского поселения обратилась в администрацию Ульчского муниципального района с просьбой направить специалиста для осмотра и составления дефектной ведомости по строительству специализированного пандуса в подъезде многоквартирного дома. Смета после осмотра специалистом была составлена, общая сумма затрат 210684,00р. В администрации Де-Кастринского сельского поселения постановлением администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена комиссия, членами которой проводятся обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид и составляются заключения о возможности, невозможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем, информируют, что жилой дом по введен в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, как и до введения в действие СПиП 35-01-2001 входящих в СП 59.13330.2012 свод правил. В соответствии с п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» ширина марша лестницы должно составлять не менее 1,35м. по противопожарным нормам ширина лестницы при установке пандус должен составлять не менее 1,20м. По факту ширина лестничного марша составляет 1,40м. При установке стационарного или откидного пандуса ширина лестницы станет ниже установленных норм. В связи с отсутствием в администрации Де-Кастринского сельского поселения разработанной программы «Доступная среда», установить специализированный пандус (стационарный или откидной) за счет администрации сельского поселения не представляется возможным, в связи отсутствием целевых бюджетных средств, а также на основании того, что установка вышеуказанного пандуса повлечёт нарушение требований безопасности в отношении граждан, проживающих в многоквартирном доме. Установка пандуса возможна в рамках организации максимального перечня мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида, членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 №649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». В связи с тем, что ребенок-инвалид проживает на первом этаже многоэтажного дома, возможна реконструкция балкона и устройство отдельного выхода со строительством стационарного пандуса, вне зависимости от подъезда или ширины лестничного марша. Согласовать или выдать разрешение на строительство отдельного входа в квартиру администрацией Де-Кастринского сельского поселения не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вышеуказанные полномочия относятся к вопросам местного значения городского поселения. Вместе с тем, администрацией сельского поселения направлен официальный запрос в УГУ «Центр социальной поддержки населения по Ульчскому муниципальному району» по вопросу проведения возможных мероприятий по адаптации помещения многоквартирного дома к потребностям инвалида-колясочника за счет средств социальной защиты, в рамках действующего законодательства. Также специалистом, в чьи полномочия входит ведение вопросов, связанных с инвалидами и людьми с ОВЗ в настоящее время разрабатывается проект муниципальной программы «Доступная среда на территории Де-Кастринского сельского поселения». После разработки нормативно правового акта по вышеуказанной программе, проект будет направлен в прокуратуру Ульчского района для проведения нормотворческой экспертизы. (л.д. 18-19).
Согласно ответу администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ адресованного прокурору Ульчского района Хабаровского края, по состоянию на указанный день ребенок-инвалид, проживающий в многоквартирном доме, расположенном по адресу:необходимой инфраструктурой в виде пандуса не обеспечен (л.д. 20).
ДД.ММ.ГГГГФИО1, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена группа инвалидности Категория «Ребенок-инвалид» (л.д. 26-27).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что вход в многоквартирный дом, расположенный по адресу:, в котором проживает инвалид - колясочник не оборудован специальными средствами для доступа инвалида-колясочника (пандусом или иным подъемным устройством), а также прилегающая территория к указанному многоквартирному дому не оборудована нескользким и невибрирующим покрытием (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления колес кресла-коляски в разных погодных условиях.
Вышеуказанные обстоятельства противоречат действующему законодательству и нарушают право ФИО1, имеющего категорию «Ребенок-инвалид» на беспрепятственный доступ в жилой дом, в котором он проживает, и ограничивают возможность пользования общим имуществом указанного жилого дома.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Согласно ст. 212 ГПК РФ, Суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обращении суда к немедленному исполнению, поскольку замедление его исполнения может привести к ограничению права ФИО1 на беспрепятственный доступ в жилой дом, в котором он проживает и возможность пользования общим имуществом указанного дома, исходя из потребностей самого инвалида.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ульчского района Хабаровского края к администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского района Хабаровского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия.
Обязать администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края оборудовать многоквартирный жилой дом по адресу:пандусом, отвечающим установленным техническим требованиям, или иным подъемным устройством. Обязать администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района оборудовать территорию, примыкающую к многоквартирному дому по адресув котором проживает инвалид, нескользким и невибрирующим покрытием (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления колес кресла-коляски в разных погодных условиях.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированно решение составлено 06.09.2022.
Судья: подпись:
Судья: Т.В. Ставрова