Нововоронежский городской суд Воронежской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нововоронежский городской суд Воронежской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2 - 237/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2010г. г.Нововоронеж Нововоронежский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Трофимовой М.В.
с участием прокурора Крюкова М.А.
представителя администрации городского округа- г. Нововоронеж
Винокуровой Л.В. по доверенности
представителя МАУ городского округа- г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция»
Черкасовой А.В. по доверенности
Жуковой Г.А. по доверенности
при секретаре Корчугановой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора города Нововоронежа о признании нормативного правового акта недействующим в части,
установил:
Постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. за № 3326 было создано муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», и был утвержден Устав муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция» л.д.7).
Прокурор города Нововоронежа обратился в суд с заявлением и просит признать п. 1.3. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия, признать п.2.1. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия; признать п.2.2. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия; признать п.2.3.4. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия; признать п.2.3.5. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия; признать п.2.3.7. Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. № 3326, недействующим с момента его принятия; мотивируя свои требования тем, что осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть признано муниципальной услугой или работой и делегироваться муниципальному автономному учреждению, поскольку отношения в области организации и осуществления муниципального контроля регулируются специальными нормами Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Положения ч.1 ст.6 ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ предусматривают, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования, однако Уставом городского округа- г. Нововоронеж органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, до настоящего времени не определены.
В суде прокурор Крюков М.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель администрации городского округа - г. Нововоронеж не согласен с заявленными требованиями и просит в удовлетворении заявления отказать, предоставив возражения в письменной виде, пояснив, что ст. 28 Устава городского округа- г. Нововоронеж, определяющая компетенцию Нововоронежской городской Думы, не относит осуществление муниципального контроля к полномочиям представительного органа местного самоуправления городского округа- г. Нововоронеж, что в соответствии со ст. 2 ч.1 ФЗ № 171 -ФЗ муниципальные автономные учреждения создаются муниципальным образованием в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления. По смыслу ст.6 БК РФ, ч.4 ст.2 ФЗ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ, ч.1 ст.2 ФЗ от 03.11.2006г. за № 174-ФЗ деятельность органов местного самоуправления и иных юридических лиц, созданных муниципальным образованием в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, в т.ч. в сфере муниципального контроля, относится к муниципальным услуга.
Представитель МАУ городского округа- г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция» выразил не согласие с заявленными требованиями, предоставив возражения в письменной виде, указав, что исходя из требований ст.6 БК РФ, Указа Президента РФ от 09.03.2004г. за № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», контрольно-надзорные функции органов государственной власти (органов местного самоуправления) по смыслу вышеназванных правовых актов есть функции по оказанию государственных (муниципальных) услуг. Устав МАУ «Муниципальная инспекция» является учредительным документом, и положения данного учредительного документа не могут носить нормативный характер.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992г. № 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Установлено, что 15.12.2009г. администрация городского округа - город Нововоронеж издала постановление за № 3326 «О создании муниципального автономного учреждения городского округа - город Нововоронеж «Муниципальная инспекция», которое было опубликовано в газете «Вестник органов местного самоуправления городского округа - город Нововоронеж» № 75 (146) от 15.12.2009 года л.д. 6-7).
Постановление администрации городского округа- г. Нововоронеж от 15.12.2009г. за № 3326 содержит 8 пунктов, 1 пункт данного постановления гласит: «Создать МАУ городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», п.3 данного постановления гласит: «Утвердить устав МАУ «Муниципальная инспекция (Приложение 1)».
Устав муниципального автономного учреждения городского округа- г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция » содержит пункты следующего содержания:
Пункт 1.3. Учреждение является некоммерческой организацией и создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий. Учреждение не является органом местного самоуправления городского округа- г. Нововоронеж.
Пункт 2.1. Предметом деятельности учреждения является осуществлении функций муниципального контроля (надзора) за соблюдением, исполнением (неисполнением) на территории городского округа - г. Нововоронеж требований норм действующего законодательства Российской Федерации, Воронежской области, а также принятых органами местного самоуправления городского округа - г. Нововоронеж правовых актов и решений, относящихся к вопросам местного значения городского округа-г. Нововоронеж.
Пункт 2.2. Целью деятельности учреждения является осуществление муниципального контроля (надзора) за соблюдением, исполнением (неисполнением) на территории городского округа - г. Нововоронеж физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований норм действующего законодательства Российской Федерации в сфере решения вопросов местного значения городского округа, а также муниципальных правовых актов.
Пункты 2,3.4. осуществление муниципального контроля (надзора) за соблюдением физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, градостроительной деятельности, охраны окружающей среды, имущественных отношений, муниципального заказа для муниципальных нужд городского округа - г. Нововоронеж, потребительского рынка и иных сферах.
Пункт 2.3.5. осуществление муниципального лесного и земельного контроля.
Пункт 2.3.7. Проведение контрольных мероприятий, связанных с соблюдением., исполнением (неисполнением) физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований норм действующего законодательства Российской Федерации и Воронежской области, муниципальных правовых актов городского округа - г. Нововоронеж, а также актов органов государственной власти Российской Федерации и Воронежской области, контроль за исполнением которых возложен на органы местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства л.д.8-23).
Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля регулируются специальными нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В Статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" даны определения основных понятий, используемых в настоящем Федеральном законе, часть 4 данной статьи гласит, что муниципальный контроль - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со п.1 ч. 10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений осуществляет представительный орган муниципального образования.
Ст. 26 Устава городского округа - г. Нововоронеж предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют: Нововоронежская городская Дума - представительный орган, глава городского округа- г. Нововоронеж - высшее должностное лицо городского округа- г. Нововоронеж, администрация городского округа- г. Нововоронеж - исполнительно-распорядительный орган; контрольно-счетная палата городского округа- г. Нововоронеж, избирательная комиссия городского округа- г. Нововоронеж; иные органы местного самоуправления, обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Решение о создании, реорганизации и ликвидации любых органов местного самоуправления принимается городской Думой в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства.…Изменение структуры органа местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Часть 2 ст. 43 Устава городского округа- г. Нововоронеж устанавливает, что к компетенции администрации городского округа- г. Нововоронеж относится решение всех вопросов по предметам ведения муниципального образования в соответствии с законодательством и правовыми актами городской Думы, за исключением вопросов отнесенных законодательством и Уставом городского округа- г. Нововоронеж к компетенции городской Думы.
Анализ статей Устава городского округа- г. Нововоронеж, позволяет придти к выводу о том, что Уставом городского округа - г. Нововоронеж органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление муниципального контроля, до настоящего времени не определены, осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть делегировано муниципальному автономному учреждению, которое не входит в структуру органов местного самоуправления и не уполномочено на осуществление муниципального контроля, т.к. в соответствии с положениями ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11,2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, поэтому возложение на них административных полномочий, составляющих компетенцию органа государственной власти, органов местного самоуправления, недопустимо.
В ст. 6 БК РФ содержится определение государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления), что позволяет говорить о том, что осуществление муниципального контроля по смыслу закона не может быть признано муниципальной услугой.
При таких обстоятельствах, суд считает, что п.п. 1.3., 2.1., 2.2., 2.3.4., 2.3.5., 2.3.7. Устава автономного учреждения городского округа- г. Нововоронеж, «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением от 15.12.2009г. за № 3326 «О создании муниципального автономного учреждения городского округа - город Нововоронеж «Муниципальная инспекция», созданное для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, наделяющие муниципальное автономное учреждение городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция» полномочиями в сфере осуществления муниципального контроля, противоречат действующему федеральному законодательству и поэтому должны быть признаны недействующими с момента их принятия.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Анализ положений Устава муниципального автономного учреждения «Муниципальная инспекция», утверждённого постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009г. за № 3326, позволяет придти к выводу о том, что данный Устав содержит правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере осуществления муниципального контроля и в силу этого носит нормативно-правовой характер, поэтому доводы представителя МАУ «Муниципальная инспекция» о том, что Устав МАУ «Муниципальная инспекция» нельзя отнести нормативному правовому акту, не основан на законе.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.
Поскольку законодательством на производство по делам, возникающим из публичных правоотношений не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
При подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц размер государственной пошлины для организаций составляет 2000 рублей (пункт 6 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Государственные органы и органы местного самоуправления подлежат освобождению от уплаты государственной пошлины в силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Следовательно, государственные органы, органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве органов, чьи нормативные правовые акты оспариваются в порядке главы 24 ГПК РФ, оплачивают государственную пошлину на общих основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ, поэтому суд взыскивает в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины с органа, нормативный правовой акт которого оспаривался и признан недействительным, за счет собственных средств.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст.253 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать п. 1.3., п.2.1., п. 2.3.4., п. 2.3.5., п. 2.3.7., Устава муниципального автономного учреждения городского округа - г. Нововоронеж «Муниципальная инспекция», утвержденного постановлением администрации городского округа - г. Нововоронеж от 15.12.2009 года за № 3326, недействующими с момента его принятия.
Взыскать с администрации городского округа - город Нововоронеж в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ: ____________________( М.В. Трофимова).
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2010г.