ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2370 от 05.05.2011 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2370/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 5 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Козловцевой А.А.,

с участием представителя ответчика Субботиной Н.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривощековой Н.В. к Министерству социального развития Пермского края о назначении компенсационных выплат,

у с т а н о в и л :

Кривощекова Н.В. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о назначении компенсационных выплат на основании Постановления Правительства РФ от 2 августа 2005 года № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг». В обоснование исковых требований указала, что является вдовой погибшего военнослужащего, постоянно проживает в , но с ДД.ММ.ГГГГ проживает и работает в г. Перми, с ДД.ММ.ГГГГ имеет временную регистрацию в г. Перми. В Территориальном управлении Министерства социального развития по Кировскому району г. Перми у нее не приняли документы для назначения компенсационной выплаты, ссылаясь на то, что по месту временной регистрации данная выплата не назначается. Однако согласно ответу Министерства социального развития Пермского края данная выплата может быть назначена по месту временной регистрации. Истица просила назначить ей компенсационные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, сделать перерасчет на основании того, что она проживает и пользуется коммунальными услугами в г. Перми. Представила расчет, согласно которому задолженность по компенсации составляет  руб.  коп., а также просила взыскать компенсацию морального вреда в размере  руб. (л.д. 2, 18).

Истица в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому впервые Кривощекова Н.В. обратилась в отдел по Кировскому району территориального управления ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно представленным документам, Кривощекова Н.В. зарегистрирована по месту жительства в  и по месту пребывания в г. Перми. В связи с чем, территориальным управлением Кривощековой Н.В. направлено письмо, где ей было предложено представить документ, подтверждающий факт неполучения аналогичных мер социальной поддержки по месту жительства в указанные периоды, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания в ДД.ММ.ГГГГ в городе Перми. Одновременно, территориальным управлением направлены запросы в отдел по Гайнскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, отдел УФМС России по Пермскому краю о предоставлении указанных сведений. В соответствии с информацией, поступившей из отдела по Гайнскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, Кривощековой Н.В. назначены и выплачены компенсационные выплаты по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в том числе за период регистрации по месту пребывания на территории города Перми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. вновь обратилась с заявлением о перерасчете компенсационной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по фактическому месту проживания в г. Перми за минусом компенсационной выплаты оплаченной в Гайнском районе. В ответ, ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением Кривощековой Н.В. направлено письмо о том, что произвести возмещение за ДД.ММ.ГГГГ не предоставляется возможным, т.к. по ДД.ММ.ГГГГ включительно указанные выплаты произведены территориальным управлением по Гайнскому району. Для назначения компенсационной выплаты по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ, Кривощековой Н.В. предложено представить сведения (квитанции) о начисленных платежей по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг, необходимых для расчета размеров компенсационных выплат, с момента регистрации по месту пребывания. По вопросу назначения компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением направлен запрос в Министерство социального развития Пермского края. После получения ответа из Министерства социального развития Пермского края, ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением Кривощековой Н.В. направлено письмо о том, что компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть назначены по месту пребывания. При этом размер компенсационных выплат необходимо определить исходя из расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг за указанный период по месту постоянного места жительства. ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. вновь обратилась в территориальное управление с заявлением о назначении компенсации. К заявлению приложила следующие документы: справку по оплате за жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копию страхового свидетельства, квитанции по оплате ЖКУ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справку ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» по оплате за газ. В представленной справке из ООО «Газпром межрегионгаз Пермь» указан состав семьи  человек. В справке выданной ЖСК- 9 состав семьи -  человек. В связи с расхождением сведений указанных в справках о количестве проживающих лиц по адресу: , ДД.ММ.ГГГГ0 территориальным управлением в УФМС России по  в  направлен запрос о предоставлении информации о лицах, зарегистрированных по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Пермскому краю в Кировском районе г. Перми направлен ответ о том, что указанная информация может быть направлена только по запросу полномочного органа или самого физического лица, Кривощековой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением в УФМС России по Пермскому краю в Кировском районе г. Перми направлен уточняющий запрос в отношении Кривощековой Н.В. После получения необходимой информации, Кривощековой Н.В. будет назначена компенсационная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, поскольку Кривощековой Н.В. компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ произведены отделом по Гайнскому району территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, соответственно основания для выплаты компенсации за один и тот же период территориальным управлением по городу Перми, отсутствуют. Компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть назначены по месту временного проживания, т.е. через территориальное управление по г. Перми. При этом размер компенсационных выплат необходимо определить исходя из расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг за указанный период по месту постоянного места жительства, т.к. регистрация в г. Перми только с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени необходимые документы для назначения компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кривощековой Н.В. не представлены.

Также представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что в настоящее время компенсационные выплаты Кривощековой Н.В. назначены за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет размера компенсационных выплат.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, материалы личных дел Кривощековой Н.В. из Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми и Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года № 475 утверждены «Правила предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» (далее – Правила).

Согласно п. 4 указанных Правил члены семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляют оплату жилой площади, коммунальных и других видов услуг в полном объеме с последующим получением компенсационной выплаты в связи со следующими расходами:

а) оплата общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), найма, содержания и ремонта жилых помещений (для собственников жилых помещений и членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - оплата содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах);

б) оплата коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;

в) внесение платы за пользование услугами местной телефонной связи, абонентской платы за пользование радиотрансляционной точкой, коллективной антенной.

Согласно п 13 Правил после получения документов, содержащих сведения о размере платежей, члены семей погибших (умерших) военнослужащих представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства для регистрации и получения компенсационных выплат следующие документы:

а) справки, выданные членам семей погибших (умерших) военнослужащих, проживающим в одном жилом помещении;

б) документы, удостоверяющие личность;

в) для детей в возрасте старше 18 лет - документы, подтверждающие установление инвалидности до достижения ими 18-летнего возраста;

для детей в возрасте до 23 лет - документы, подтверждающие их обучение в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

г) документ, подтверждающий количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, расходы по оплате которого подлежат компенсации;

д) документы, содержащие сведения о размере платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.

Согласно п. 17 Правил расчет компенсационных выплат в связи с ежемесячными расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг производится органами социальной защиты в следующем порядке:

в течение первых 6 месяцев - в размере, определенном исходя из размера начисленных платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

в течение каждых последующих 6-месячных периодов - в размере, определенном после проведения перерасчета на основании оригиналов документов об оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг за 6 прошедших месяцев. При этом оригиналы платежных документов представляются в органы социальной защиты населения непосредственно получателем компенсации либо направляются почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Для получателей компенсационных выплат, не предъявивших оригиналы платежных документов, перечисление компенсационных выплат приостанавливается до предъявления оригиналов этих документов.

В соответствии с п. 29 Правил члены семей погибших (умерших) военнослужащих, получающие компенсационные выплаты, обязаны своевременно информировать уполномоченный орган федерального органа исполнительной власти, выдающий справки, и орган социальной защиты населения, в котором они зарегистрированы, об изменении условий, обязательных для получения компенсационных выплат (о перемене места жительства, вступлении в новый брак, достижении детьми возраста 18 лет и др.).

Судом установлено, что Кривощекова Н.В. имеет право на льготы, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих, что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) и справкой о праве на получение компенсационных выплат и не оспаривается ответчиком.

Кривощекова Н.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: 

ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу:  до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8 – домовая книга).

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания, Кривощекова Н.В, зарегистрирована по месту пребывания по адресу:  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям по выплате компенсаций Кривощековой Н.В., представленным Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу, истица состояла на учете в Гайнском отделе территориального управления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года № 475 Кривощекова Н.В. была включена в реестры на возмещение расходов в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг. С ДД.ММ.ГГГГ назначение выплат Кривощековой Н.В. прекращено в связи с выездом за пределы района (л.д. 62).

ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. обратилась в отдел по Кировскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми с заявлением о назначении компенсации за оплату общей площади жилого помещения, коммунальных услуг и услуг по пользованию телефоном, что подтверждается ее заявлением, имеющимся в личном деле.

Письмом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Кривощековой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что к заявлению истицей не был приложен документ, подтверждающий факт неполучения аналогичных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства, а также свидетельство о регистрации по месту пребывания в ДД.ММ.ГГГГ в г. Перми. В связи с этим отделом по Кировскому району Территориального управления были направлены запросы в отдел по Гайнскому району и в отдел УФМС России по Пермскому краю в Кировском районе г. Перми с целью получения указанных сведений. Истице сообщено, что после получения ответов на запросы она будет дополнительно информирована о принятом решении по вопросу назначения ей компенсационных выплат.

ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. обратилась с заявлением в Министерство социального развития Пермского края, в котором просила сделать перерасчет компенсационных выплат и осуществить ей компенсацию расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по месту фактического проживания в г. Перми за минусом компенсационных выплат, полученных за данный период в Гайнском районе Пермского края.

Письмом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Кривощековой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсационные выплаты ей назначены и выплачены по месту постоянного жительства в Гайнском районе Пермского края, в том числе и за период наличия временной регистрации в г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а суммирование аналогичных мер социальной поддержки законом не предусмотрено, то предоставить данные меры социальной поддержки по месту пребывания в г. Перми за данный период не представляется возможным. Также сообщено, что по вопросу о возможности назначения компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сделан запрос в Министерство социального развития Пермского края в связи с отсутствием в этот период у заявителя временной регистрации в г. Перми.

Письмом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Кривощековой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ могут быть ей назначены по месту пребывания при условии предоставления документов, подтверждающих размер расходов по оплате жилого помещения, коммунальных и других видов услуг за данный период по месту постоянного жительства.

ДД.ММ.ГГГГ Кривощекова Н.В. вновь обратилась с заявлением в отдел по Кировскому району Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми о назначении компенсации, представив документы, подтверждающие расходы по оплате жилья и коммунальных услуг по месту временного проживания за ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленному ответчиком расчету, Кривощековой Н.В. назначены компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав представленные сторонами документы, суд считает, что требования истицы о назначении компенсационных выплат на основании Постановления Правительства РФ от 2 августа 2005 года № 475 удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии со ст. 3 ГПК РФ судебная защита осуществляется в отношении нарушенного либо оспариваемого права. Между тем, право истицы на указанные компенсационные выплаты ответчиком не оспаривается, а то обстоятельство, что после обращения истицы к ответчику указанные выплаты не были сразу же назначены, связано с непредоставлением истицей необходимых документов, в частности документа, подтверждающего факт неполучения аналогичных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства истицы. Данные действия ответчика соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 2 августа 2005 года, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении компенсационных выплат истица была зарегистрирована по постоянному месту жительства на территории Гайнского района Пермского края, следовательно, в соответствии с данным Постановлением Правительства РФ имела право на получение мер социальной поддержки по месту своего постоянного жительства. При этом при наличии у гражданина права на меры социальной поддержки одновременно по нескольким основаниям меры социальной поддержки предоставляются по одному из них по выбору гражданина. При таких обстоятельствах ответчик вправе был затребовать от истицы документы, подтверждающие неполучение ею мер социальной поддержки по месту постоянного жительства.

При этом как усматривается из представленных документов, в настоящее время компенсационные выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ истице назначены, то есть ее права в данной части ответчиком не нарушены.

Требования истца о возложении на ответчиков обязанности назначить компенсационные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ года и сделать перерасчет также не подлежат удовлетворению, поскольку как установлено судом за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ указанная мера социальной поддержки предоставлялась истице по месту ее постоянного жительства в Гайнском районе Пермского края, что подтверждается материалами личного дела Кривощековой Н.В., согласно которым за данный период компенсационные выплаты ей выплачивались Территориальным управлением Министерства социального развития Пермского края по Коми-Пермяцкому округу. Возможность зачета компенсационных выплат, полученных по месту постоянного жительства, в сумму компенсационных выплат назначенных за этот же период по месту временного проживания гражданина, действующим законодательством не предусмотрена.

Что касается требований истицы о назначении компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то данное требование также не подлежит удовлетворению, так как назначение данной социальной выплаты носит заявительный характер и требует предоставления соответствующих документов, без предоставления которых вопрос о назначении компенсационных выплат не может быть решен (пункт 13 Правил). В частности такими документами являются документы, содержащие сведения о размере платежей по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг за указанный период. Данные документы истицей ответчику не представлены, что ею не оспаривается. При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности назначить истице компенсационные выплаты за указанный период. При этом истица в настоящее время не лишена права обратиться к ответчику представив необходимы документы для решения вопроса о назначении компенсационных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Требования истицы о компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, так как нарушение ответчиком прав истицы в ходе судебного разбирательства не нашло подтверждения. При этом из положений статьи 151 ГК РФ следует, что компенсация морального вреда может быть взыскана только в случае нарушения неимущественных прав гражданина либо посягательства на принадлежащие ему иные нематериальные блага, либо в иных случаях, специально предусмотренных законом. Доказательств, свидетельствующих о том, что действиями ответчика нарушены ее личные неимущественные права, либо совершено посягательство на принадлежащие ей иные нематериальные блага истицей не представлено.

При таких обстоятельствах, исковые требования Кривощековой Н.В. являются необоснованными, в их удовлетворении следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Кривощековой Н.В. к Министерству социального развития Пермского края о назначении компенсационных выплат, возложении обязанности сделать перерасчет компенсационных выплат, компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Иванова Н.А.