ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2370/18 от 05.06.2018 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-2370/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

05 июня 2018 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Барсановой Т.Е.,

с участием

прокурора Екатернюк И.П.

истца Бочкаревой Ю.А. и ее представителя адвоката Иголкиной К.Н.

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области Ткачевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску Бочкаревой Ю. А. к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области о признании незаконным приказа об увольнении ###-к от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Бочкарева Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее также УФАС по Владимирской области, УФАС), в котором с учетом изменений в порядке ст. 39 ТК РФ просит:

- признать незаконным приказ УФАС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-к об увольнении Бочкаревой Ю.А.;

- восстановить Бочкареву Ю.А. на работе в должности заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти с ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе;

- взыскать с УФАС России по Владимирской области компенсацию морального вреда ### рублей, представительские расходы.

Требования мотивированы следующим.

Истец поступил на государственную гражданскую службу в УФАС России по Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ занимал должность заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти.

Уведомлением руководства УФАС от ДД.ММ.ГГГГБочкарева Ю.А. извещена о сокращении занимаемой ей должности в связи с изданием приказа ### от ДД.ММ.ГГГГ «О штатном расписании УФАС по Владимирской области».

Истцу предложена должность главного государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти УФАС по Владимирской области, вводимая с ДД.ММ.ГГГГ, от которой истец отказался.

Приказом УФАС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###Бочкарева Ю.А. уволена в связи с сокращением должностей по п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон).

По мнению истца, процедура увольнения проведена с существенными нарушениями названного Закона и трудового законодательства РФ.

Так, истцу не предложены все имеющиеся должности ведущей группы (начальника отдела), при том, что Бочкарева Ю.А. находилась в кадровом резерве, имела преимущественное право на замещение вакантной должности, предложенной другому лицу.

Бочкарева Ю.А. за период службы не имела дисциплинарных взысканий, награждена почетной грамотой, имеет благодарности, поощрялась денежными премиями.

Сокращение (изменение штатного расписания) носило фиктивный характер, поскольку у введенной должности аналогичные с начальником и его заместителем служебные обязанности, штатная единица осталась в УФАС по Владимирской области.

Кроме того, нарушен двухмесячный срок предшествующий увольнению истца (ст.ст. 14, 180 ТК РФ), поскольку процедуру увольнения следовало проводить ДД.ММ.ГГГГ, а не ДД.ММ.ГГГГ (выходной день), истец уволен до введения нового штатного расписания, что недопустимо.

Также незаконными действиями истцу причинен моральный вред, выразившийся в невозможности трудиться, несправедливости по отношению к Бочкаревой Ю.А.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы ст.ст. 31, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.ст. 234, 237, 391, 394 ТК РФ просит иск удовлетворить.

Истец и его представитель в суде требования поддержали, просили иск удовлетворить, указав также, что ознакомление с приказом об увольнении было ДД.ММ.ГГГГ, выдача трудовой книжки произведена ранее увольнения - ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика иск не признавал, указав, что порядок увольнения соответствовал статьям 31, 33, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Каких-либо свободных должностей в штатном расписании Управления в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось, в связи с этим оценивать преимущество Бочкаревой Ю.А. перед иными гражданскими служащими, не представлялось возможным. При увольнении Истцу было предложено продолжить прохождение службы во Владимирском территориальном органе ФАС России в должности главного государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти, вводимой с ДД.ММ.ГГГГ, которая соответствовала уровню квалификации Бочкаревой Ю.А., направлению подготовки, продолжительности стажа гражданской службы с сохранением того же денежного содержания. Истец от замещения указанной должности отказалась. Кроме того, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Указал также, что истец увольнялся ДД.ММ.ГГГГ – последний день работы, все выплаты и выходное пособие были выплачены; прямого запрета на увольнение в выходной день законодательство РФ не содержит. ДД.ММ.ГГГГ (пятница) с истцом произведен расчет, выдана трудовая книжка, права Бочкаревой Ю.А. не нарушены, просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого Закона; далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Закона).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В силу ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы, утверждено Положение об органе приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ### (л.д.84-107).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Истец принят на работу в УФАС по Владимирской области (л.д.174).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между УФАС по Владимирской области и Бочкаревой Ю.А. заключен служебный контракт ### о прохождении государственной гражданской службы в должности заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти, издан приказ ###-к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.176, 177-180).

Приказом УФАС от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в кадровый резерв для замещения вакантных должностей ведущей группы (л.д.133).

Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ### установлена предельная штатная численность по УФАС по Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ с требованием утвердить новое штатное расписание в установленных пределах и ФОТ (л.д.108).

Во исполнение данного приказа ФАС России, ответчиком приказом ### от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание, вводимое в действие с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.109-112).

Из штатного расписания исключена должность заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти, создан новый отдел контроля торгов и недобросовестной конкуренции, введены должности ведущей группы – 1 должность начальника отдела и 2 должности главного государственного инспектора отдела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11. Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Уведомлением руководства УФАС от ДД.ММ.ГГГГБочкарева Ю.А. извещена о сокращении занимаемой должности в связи с изданием приказа ### от ДД.ММ.ГГГГ «О штатном расписании УФАС по Владимирской области».

В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто, что свободных должностей в штатном расписании Управления ФАС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Истцу предложена должность ведущей группы - главного государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти УФАС по Владимирской области, вводимая с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.113-115, 117, 134).

Истцу неоднократно предлагалась названная должность, однако ДД.ММ.ГГГГБочкарева Ю.А. от предлагаемой должности отказалась (л.д.114).

Приказом УФАС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###Бочкарева Ю.А. уволена в связи с сокращением должностей по п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Как пояснила суду Бочкарева Ю.А. с приказом от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, что не опровергнуто.

Трудовая книжка выдана истцу ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день произведен расчет и перечислены суммы при увольнении (л.д.165, 181-183, 81). В настоящем судебном заседании расчет выплаченных сумм истцом не оспаривался.

Ссылаясь на указанные в иске доводы, истец полагает процедуру увольнения нарушенной, иск подлежащим удовлетворению.

Между тем, доводы истца о фиктивном сокращении должности заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти в ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения, поскольку приказ о введении нового штатного расписания издан ДД.ММ.ГГГГ.

Установленный ст. 31 названного выше Закона двухмесячный срок до увольнения заканчивающийся ДД.ММ.ГГГГ (последний рабочий день) соблюден. С ДД.ММ.ГГГГ истец не должен был исполнять трудовые обязанности, в новом штатном расписании его прежней должности не было, следовательно, обязанности предлагать истцу иные должности ведущей группы у ответчика не имелось.

Ссылка истца на увольнение в выходной день не может свидетельствовать о незаконности увольнения и не влечет восстановление на службе. Законом запрет на увольнения в выходной день не установлен.

Таким образом, факт сокращения замещаемой истцом должности заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти УФАС имел место, в связи с чем, у ответчика имелись основания для расторжения с истцом служебного контракта по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Уведомлением, врученным Бочкаревой Ю.А. под роспись ДД.ММ.ГГГГ она предупреждена о сокращении занимаемой ей должности, в порядке трудоустройства предложена должность главного государственного инспектора отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти УФАС по Владимирской области (при отсутствии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей группы). От предложенной должности истец отказался, о чем ДД.ММ.ГГГГ указала на уведомлении.

Довод истицы о том, что ответчиком при увольнении не было учтено ее право на преимущественное занятие должности начальника отдела, суд полагает несостоятельным, поскольку в данном случае занимаемая ей должность государственной гражданской службы полностью исключена из штатного расписания, свободных вакансий ведущей группы не было, оснований для установления лиц, обладающих более высокой квалификацией, уровнем профессионального образования и результатами профессиональной служебной деятельности у работодателя не имелось при указанных выше обстоятельствах.

С учетом изложенного приказ об увольнении ###-к от ДД.ММ.ГГГГ является законным, оснований для признания его неправомерным у суда не имеется.

Поскольку требование Бочкаревой Ю.А. о признании незаконным приказа об увольнении ###-к от ДД.ММ.ГГГГ не подлежит удовлетворению, следовательно, иск в части восстановления истца на работе в должности заместителя начальника отдела контроля антимонопольного законодательства и органов власти с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, компенсации морального вреда 150 000 рублей, представительских расходов удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд полагает отказать в иске полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Бочкаревой Ю. А. к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области о признании незаконным приказа об увольнении ###-к от ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении на службе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено 07 июня 2018 г.

Судья М.С.Игнатович