ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2370/20 от 12.10.2020 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-2370/2020 (43RS0003-01-2020-003373-62)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2020 года г. Киров

Первомайский районный суд г. Кирова Кировской области в составе председательствующего судьи Комаровой Л.В.,

при секретаре Бакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» к ФКУ «Военный комиссариат Кировской области», ФИО1 ФИО9 о признании недействительным удостоверения,

УСТАНОВИЛ:

КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» к ФКУ «Военный комиссариат Кировской области», ФИО1 ФИО10 о признании недействительным удостоверения. В обоснование указало, что при обращении ФИО1 за мерами социальной поддержки установлено, что ответчик не относится к военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в приложении к Федеральному закону «О ветеранах», следовательно, не имеет оснований для предоставления мер социальной поддержки, а выданное ему удостоверение является недействительным. Просит признать недействительным удостоверение серии {Номер}{Номер}, выданное военным комиссариатом Кировской области {Дата}, на имя ФИО1 ФИО11; возложить на ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» обязанность по изъятию удостоверению серии {Номер}{Номер}, выданного {Дата} на имя ФИО1 ФИО12.

В судебном заседании представитель КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» ФИО2 настаивала на удовлетворении требований доверителя по основаниям иска, возражая относительно применения срока исковой давности к правоотношениям сторон в связи с их длящимся характером.

Ответчик ФИО1, его представитель ФИО3 в судебном заседании возражали относительно требований КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» по доводам возражений, приобщенных к материалам дела. Ходатайствовали о применении срока исковой давности к правоотношениям сторон. Полагали, что у истца отсутствует право на предъявление настоящего иска в связи с недоказанностью нарушения прав КОГКУ оспариваемым удостоверением.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Полагала, что ФИО1 обоснованно признан ветераном боевых действий, в подтверждение его статуса ветерана боевых действий выдано удостоверение. Заявила о пропуске срока исковой давности предъявления истцом заявленных требований.

Представитель третьего лица – министерства социального развития Кировской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» полагал обоснованными по доводам отзыва, приобщенного к материалам дела. Право учреждения на подачу иска обосновал защитой целевого расходования бюджетных средств.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы и оценив имеющиеся доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова».

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, что ФИО1 в период с {Дата} по {Дата} года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в составе войсковой части {Номер}, является держателем удостоверения «(Данные деперсонифицированы)» серии {Номер}{Номер}, выданного {Дата} военным комиссариатом Кировской области, в котором указано, что предъявитель имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно записи в военном билете в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации ФИО1 в составе войсковой части {Номер} в период с {Дата} по {Дата} находился в зоне боевых действий (Данные деперсонифицированы).

{Дата} ФИО1 обратился в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирова» с заявлением о назначении меры социальной поддержки, в чем ему отказано в связи с тем, что зона (Данные деперсонифицированы) не предусмотрена в перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, закрепленных в приложении к Федеральному закону от {Дата}{Номер}-ФЗ «О ветеранах».

Между тем, в соответствии с секретной директивой Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от {Дата}{Номер} войсковая часть {Номер} в которой ФИО1 проходил военную службу включена в Перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы) и на территории (Данные деперсонифицированы), также являющийся секретным, в котором под порядковым номером {Номер} на четвертой странице Перечня указан период участия военнослужащих войсковой части {Номер} в боевых действиях: с {Дата} по {Дата}, т.е. в период военной службы ФИО1

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от {Дата}{Номер}-ФЗ «О ветеранах» установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному Федеральному закону.

В разделе III Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесено, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы) и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с {Дата} года по {Дата} года.

В силу пункта 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} (действовавшей в период выдачи ФИО1 {Дата} удостоверения ветерана боевых действий), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от {Дата}{Номер} утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшая на дату выдачи ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий, в соответствии с пунктом 2 которой основанием для выдачи названных удостоверений военнослужащим является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы) и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», либо факт выполнения ими задач в ходе контртеррористических операций на территории (Данные деперсонифицированы), устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории (Данные деперсонифицированы) Российской Федерации».

В пункте 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от {Дата}{Номер}, действовавшей на дату выдачи спорного удостоверения, перечислены документы, при наличии которых военнослужащим производится выдача удостоверений ветерана боевых действий, к которым отнесены и документы, подтверждающие прохождение военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы) с {Дата} г. по {Дата} г., или в перечень воинских частей, подразделений и групп Вооруженных Сил Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, входивших в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории (Данные деперсонифицированы) Российской Федерации с {Дата} года (далее именуются - перечни).

Установив фактические обстоятельства дела и применив к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы материального права, суд приходит к убеждению, что секретная директива Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от {Дата}{Номер} является документом, подтверждающим прохождение ФИО1 военной службы в воинской части, входящей в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы) с {Дата} г. по {Дата} г., факт участия в боевых действиях подтвержден записью в военном билете. Совокупность данных условий в силу раздела III приложения к Федеральному закону от {Дата}{Номер} «О ветеранах» свидетельствует о законности выданного военным комиссариатом Кировской области {Дата} ответчику удостоверения серии {Номер}{Номер}, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении иска КОГБУ в данной части.

Суд не усматривает оснований для удовлетворения иска по доводам КОГБУ о неотнесении ФИО1 к военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в приложении к Федеральному закону «О ветеранах», поскольку его участие в боевых действиях на территории, подпадающей под действие Федерального закона «О ветеранах», нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания относимыми и допустимыми доказательствами по делу.

При этом, по мнению суда, указание территории секретной директивой Генерального штаба не исключает законность отнесения ФИО1 к ветеранам боевых действий. Особенности регулирования участия Вооруженных Сил Российской Федерации в боевых действиях и включения воинских частей, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в (Данные деперсонифицированы), находится вне компетенции исковой стороны.

Несмотря на заявленное ходатайство о применении срока исковой давности к правоотношениям сторон, суд не находит его подлежащим удовлетворению и не принимает его в качестве основания к отказу.

Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от {Дата} по делу «(Данные деперсонифицированы)»).

Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.

В связи с этим, при отсутствии правовых оснований для выдачи ФИО1 удостоверения ветерана боевых действий данное удостоверение подлежало признанию недействительным несмотря на наличие у исковой стороны сведений о данном удостоверении с {Дата} года. Между тем, в судебном заседании установлен факт законности выдачи оспариваемого удостоверения, что является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Суд отклоняет доводы стороны ответчиков об отсутствии у КОГБУ права на обращение в суд с рассматриваемым спором.

Согласно уставу учреждения, оно способствует обеспечению полномочий учредителя по решению практических задач в сфере социальной поддержки отдельных категорий населения, в рамках которых обязано обеспечить выполнение возложенных на него государственных функций и государственных услуг, обеспечить соблюдение бюджетного законодательства.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки, с заявлением о предоставлении которых обратился ФИО1, реализуется за счет средств бюджета, то КОГБУ вправе заявлять требования о признании недействительными оснований их предоставления, в т.ч. удостоверения ветерана боевых действий.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования о признании недействительным удостоверения, то и оснований для возложения на ФКУ «Военный комиссариат Кировской области» обязанность по изъятию удостоверению серии {Номер}{Номер}, выданного {Дата} на имя ФИО1 не имеется.

Суд отказывает в удовлетворении иска КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований КОГКУ «Управление социальной защиты населения города Кирова» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья /подпись/ Л.В. Комарова

Решение суда в окончательной форме принято {Дата}