ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2371/2023 от 07.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

УИД 26RS0002-01-2023-002624-22

Дело № 2-2371/2023

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

7 июля 2023 года г. Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гогжаевой К.С.,

с участием: ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю об установлении факта участия в боевых действиях и возложении обязанности присвоить статус ветерана боевых действий,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к ГУ МВД России по Ставропольскому краю об установлении факта участия в боевых действиях и возложении на ответчика обязанности присвоить истцу статус ветерана боевых действий.

В обоснование заявления указано, что согласно приказу УВД СК МВД России по ОВД <адрес обезличен> края от <дата обезличена><номер обезличен> по личному составу, в соответствии с указом Президента РФ от 20.01.1997 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе РФ», оперативной Директивы МВД РФ от 03.02.1997 № 1/1478, приказа МВД России № 156 от 24.07.1997 истец был направлен в командировку по обеспечению режима чрезвычайного положения на территорию чеченской республики в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии со справкой выданной командующим временной группировкой на территории Северо-Кавказского региона, истцу был выдан табель времени нахождения и участия в боевых действиях в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> включительно.

Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В связи с изложенным истец полагает, что у него имеется право на присвоение ему статуса ветерана боевых действий.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить иск, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, указал, что многие, с кем он был в командировке, такой статус получили.

Представитель ГУ МВД России по Ставропольскому краю ФИО2 возражал относительно удовлетворения заявленных требований на основаниях, изложенных в письменных возражениях, просил суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьей 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 ГПК РФ).

Судом установлено, что в приказе УВД СК МВД России по ОВД <адрес обезличен> СК от <дата обезличена><номер обезличен> по личному составу, в соответствии с Указом Президента РФ от <дата обезличена> «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Северо-Кавказском регионе РФ», оперативной Директивы МВД РФ от <дата обезличена><номер обезличен>, приказа МВД России <номер обезличен> от <дата обезличена> указано считать ФИО1 находившимся в командировке по обеспечению режима чрезвычайного положения на территорию чеченской республики в составе временной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона.

В соответствии со справкой выданной командующим временной группировкой на территории Северо-Кавказского региона, истцу был выдан табель времени нахождения и участия в боевых действиях в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> включительно.

Суд считает, что собранных по делу доказательств недостаточно для удовлетворения требований истца.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определены категории граждан, имеющих основание для получения статуса ветерана боевых действий, а также перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень).

Согласно указанному Перечню к ветеранам боевых действий относятся в том числе сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а с августа 1999 года выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас, военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» от 11.12.1995 № 1210 к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», была отнесена лишь территория Чеченской Республики. Предоставленное п. 2 этого же Постановления силовым ведомствам право относить совместными решениями к зоне вооруженного конфликта отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, осталось нереализованным.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 Постановления Правительства РФ «О зонах вооруженных конфликтов» от 26.12.2001 № 896 в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел РФ на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками, задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается указанным в пункте 1 настоящего Постановления сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца, при этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.

Из содержания приведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в боевых действиях, в частности в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, может быть подтверждено только определенными доказательствами, к которым отнесены приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Допрошенный в судебном заседании <данные изъяты> предупрежденный об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, подтвердил факт нахождения в командировке с <данные изъяты> на территории Чеченской Республики, однако факт выполнениях боевых задач, также как и факт нахождения на части территории Чеченской Республики, отнесенной вышеуказанным постановлением Правительства, к зоне вооруженного конфликта или зоне проведения контртеррористической операции, из показаний свидетеля <данные изъяты>. установлены не были.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что выполнение служебных задач ФИО1 в период с <дата обезличена><дата обезличена> в вышеуказанном регионе не дает оснований для удовлетворения заявленных им исковых требований.

Руководствуясь статьями 56, 67, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес обезличен> об установлении факта участия в боевых действиях и возложении обязанности присвоить статус ветерана боевых действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2023.

Судья Т.Н. Никитенко