ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2372/2013 от 21.05.2013 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

дата город Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи <...>, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Котляр Ии Витальевны об оспаривании решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,

установил:

ФИО3 в лице представителя ФИО4 обратилась в суд с названным заявлением, указав, что дата в адрес заявителя было направлено решение Департамента об отказе в предоставлении в собственность принадлежащего заявителю на праве долгосрочной аренды земельного участка площадью 2 000 кв.м. с кадастровым номером . На данном участке возведен дом площадью 20 кв.м., право собственности на который зарегистрировано заявителем. В связи с этим, заявитель полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ имеет исключительное право на выкуп указанного земельного участка в собственность. Основанием для отказа послужил факт якобы нахождения земельного участка в запретном районе в/ч. Заявитель полагает отказ незаконным, так как данный запретный район больше не существует в связи с внесением изменений в соответствующие нормативные акты Приморского края. Выписка из ИСОГД № от дата не содержит информации о вхождении спорного земельного участка в запретный район воинской части. Кроме того, полагает, что факт нахождения земельного участка в запретном районе воинской части не означает ограничения земельного участка в обороте, поскольку исходя из положений ст. 93 ЗК РФ к землям обороны относятся только территории, на которых зарегистрировано право собственности РФ и зарегистрировано право бессрочного пользования у вооруженных сил. Спорный земельный участок к таким территориям не относится, что усматривается из кадастрового паспорта на земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) и выписки из ЕГРПНИ, из который усматривается, что земельный участок не имеет правообладателей из числа вооруженных сил и не относится к собственности РФ. С учетом этого, просит признать отказ Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выраженный в письме от дата незаконным, обязать Департамент принять в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка и заключить договор купли-продажи земельного участка.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО4 на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края ФИО5 против заявленных требований возражала, представила письменные возражения на заявление, которые поддержала в судебном заседании, указав, что испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в запретном районе, что следует из кадастрового паспорта спорного земельного участка, являющегося неотъемлемой частью договора аренды земельного участка. Департамент, основываясь на представленном заявителем кадастровом паспорте спорного земельного участка, установил, что земельный участок расположен в границах запретного района и относится к землям ограниченным в обороте и не может быть предоставлен заявителю.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО3 является собственником жилого дома, площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о праве собственности от дата, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.

Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., предоставленном заявителю в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от дата.

Письмом Департамента земельных и имущественных отношений <адрес> от дата на обращение заявителя о предоставлении указанного земельного участка в собственность сообщено, что согласно кадастровому паспорту земельный участок расположен в запретном районе, относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.

Оценив обоснованность данного отказа Департамента, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу подпункта 5 пункта 5 названной статьи Кодекса к землям, ограниченным в обороте, отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в силу пункта 7 указанной статьи Кодекса в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 N 135 утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Данное Положение определяет назначение и порядок установления запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также основные требования и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться.

Поскольку в силу пункта 2 указанного Положения запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, то на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации расположенные на территории запретного района земельные участки относятся к землям, ограниченным в обороте.

В судебном заседании установлено, что в кадастровом паспорте, то есть выписке из государственного кадастра недвижимости, являющегося, исходя из определения, содержащегося в ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О государственном кадастре недвижимости", систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, спорный земельный участок отражен как находящийся в запретном районе.

Наличие в кадастровом паспорте спорного земельного участка указанных сведений свидетельствует о том, что в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости спорный земельный участок располагается на территории запретного района, что в силу п.п. 5 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ препятствует предоставлению земельного участка в собственность заявителя.

Суд полагает обоснованными доводы представителя Департамента земельных и имущественных отношений о том, что поскольку заявителем не представлено доказательств внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка в части исключения записи о запретном районе на основании обращения заявителя в орган кадастрового учета либо в Департамент с предложением обратиться в орган кадастрового учета по внесению изменений в существующий объект недвижимости, правовых оснований для оценки спорного земельного участка как не относящегося к категории земель, ограниченных в обороте, не имеется.

С учетом этого, отказ Департамента в предоставлении указанного земельного участка в собственность заявителя суд признает законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления Котляр ИиВитальевныоб оспаривании решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца с даты изготовления решения в мотивированном виде - дата

Судья <...>