Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Георгиевск 26 октября 2017 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Ивашиной Т.С.,
при секретаре Тарасянц А.Р.,
с участием истцов Маркарян А.Ш., Маркарян А.М., Маркарян Г.А.,
представителя ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края – Парфенова И.В. на основании доверенности,
представителя третьего лица Манукян А.Р. – Лесняк В.В. на основании доверенности и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маркарян А.Ш. , действующей в своих интересах и интересах опекаемого ФИО2, и Маркарян А.М., Маркарян Г.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, в результате чрезвычайной ситуации,
УСТАНОВИЛ:
Маркарян А.Ш., действующая в своих интересах и интересах опекаемого ФИО2, и Маркарян А.М., Маркарян Г.А.. обратились в суд с иском к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории <адрес>, произошедших 25-ДД.ММ.ГГГГ и признании права ФИО2, Маркарян А.М. на получение единовременной материальной помощи в размере ... рублей и право Маркарян А.Ш., Маркарян А.М., Маркарян Г.А., ФИО2 на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей.
В обоснование исковых требований в заявлении истцы указали, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Маркарян А.Ш. является собственником земельного участка и домовладения, расположенных по адресу: <адрес>, в связи с чем, вся ее семья была зарегистрирована по данному адресу.
Истцы постоянно проживают в данном доме, в котором имеются их личные вещи, предметы обихода, бытовая техника и личное имущество. Жилой дом расположен на земельном участке, который используется ими для ведения подсобного хозяйства.
В результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедших 25-28 мая 2017 года земельный участок с домом был подтоплен, утрачено имущество первой необходимости.
Истцы обратились в администрацию Георгиевского городского округа о включении их в списки на оказание единовременной материальной и финансовой помощи, однако было отказано, поскольку ранее жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания и семья Манукаян А.Р. была включена в списки семей граждан муниципального образования <адрес> СК, лишившихся жилья в результате ливневых дождей и резкого повышения уровня воды в р. Кума с 4 мая по 8 мая 2005 года, для последующей выдачи жилищных сертификатов.
Истцам Маркарян А.Ш. и Маркарян Г.А. выплатили денежные средства, являющиеся единовременной материальной помощью в сумме ... рублей на человека. При этом Маркарян А.М. на момент ЧС не проживал в вышеуказанном домовладении, так как отбывал наказания в <адрес>, но в доме находилось его имущество. С Маркарян А.Ш. проживал старший сын ФИО5, который признан недееспособным и над ним установлена единоличная опека и сын проживает постоянно с истцом.
У него умственная отсталость и он не может сам себя обихаживать, поэтому Маркарян А.Ш. постоянно с ним находится, при этом он зарегистрирован по адресу: <адрес>, в домовладении, которое принадлежит бывшему мужу Маркарян А.Ш.
В судебном заседании истцы Маркарян А.Ш., ФИО2, Маркарян Г.А. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Георгиевского городского округа Парфенов И.В. возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать, пояснив, что в соответствии с постановлением администрации Георгиевского городского округа СК от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списка улиц, домов и дорог общего пользования населённых пунктов Г еоргиевского городского округа <адрес>, попавших в зону затопления и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории <адрес>, произошедших 25-ДД.ММ.ГГГГ», строения и земельный участок по пер.Восточный, 61, в <адрес>, находился в зоне затопления в результате ЧС.
Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении списка семей граждан муниципального образования станицы Подгорной Г еоргиевского района <адрес>, лишившихся жилья в результате ливневых дождей и резкого повышения уровня воды в реке Кума с 4 мая по 8 мая 2005 года в муниципальном образовании <адрес>» утвержден список граждан лишившихся жилья, где под № значится домовладение № по пер. Восточный <адрес>, общей площадью ... кв.м, в котором проживали Манукян А.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и его сын Манукян О.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данным лицам был предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения общей площадью ... кв.м.
В дальнейшем, домовладение <адрес> было выведено из эксплуатации как жилое помещение. Разрешения на строительство нового жилого дома по указанному адресу - не выдавалось.
На основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. истица Маркарян А.Ш. приобрела у Манукяна А.Р. жилой дом общей площадью ... кв.м, и земельный участок площадью ... кв.м, расположенный по <адрес>
Как выведенный из эксплуатации жилой дом вновь оказался в собственности Манукян А.Р., установить не представилось возможным. Зарегистрированная по адресу: <адрес>, Маркарян А.Ш. перерегистрировалась по адресу приобретенного домовладения с ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Маркарян А.Ш. и Маркарян Г.А. были включены в списки на получение единовременной материальной помощи в сумме ... рублей на человека.
Младший сын - Маркарян А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на момент наводнения, отбывал наказание в <адрес> не проживал в подтопленном домовладении с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем не был включен списки на получение единовременной материальной помощи в сумме ... рублей на человека.
Недееспособный опекаемый старший сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован по адресу: <адрес>, также не был включен списки на получение единовременной материальной помощи в сумме .... рублей на человека, т.к. данный адрес не вошел в зону затопления.
В связи с тем, что домовладение выведено из состава жилого фонда, акт обследования имущества, поврежденного в результате ЧС, связанной с подтоплением территории <адрес> в мае-июне 2017 года, администрацией не составлялся.
Представитель третьего лица Манукян А.Р. – Лесняк В.В. на основании доверенности и ордера в судебном заседании пояснил, что со слов его доверителя Манукян А.Р. известно, что Манукян А.Р. продал земельный участок родной сестре своей жены, которая знала, что данный земельный участок и домовладение было подтоплено в результате ЧС в ДД.ММ.ГГГГ году, и в результате чего жилой дом расположенный по адресу <адрес> выведен из эксплуатации и предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения общей площадью ... кв.м. Однако несмотря на это, просила продать ей данный земельный участок и строение недорого, поскольку достаточной суммы денег купить жилой дом у нее не было.
Представители ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, МО МВД России «Георгиевский» в судебное заседание не явились, возражений против удовлетворения заявления суду не представили, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края в судебное заседание не явился, направили в адрес суда отзыв, в котором указали, что только при доказанности фактов постоянного проживания в жилом помещении и утраты имущества первой необходимости считают возможным удовлетворение исковых требований истцов.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив приведенные доказательства, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктом «г», «д» п.2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека.
Утвержденными МЧС России Методическими рекомендациями N 2-4-87-24-7 от ДД.ММ.ГГГГ по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, к имуществу первой необходимости рекомендовано относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Согласно абз. 2 п.5 Правил Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации обращаются в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации. Меры социальной поддержки граждан, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, кроме указанных нормативных актов, предусмотрены также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 19-кз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" и Порядком предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ (введен Постановлением <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 470 «Об утверждении Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее - акт обследования).
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Как установлено в судебном заседании, в мае 2017 года произошло подтопление территории <адрес> в результате ЧС - выпадения значительного количества осадков, повышения уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок.
Из материалов дела видно что, в зону затопления попало строение по адресу: <адрес>.
По смыслу приведенных выше нормативных актов, регулирующих спорные отношения сторон, обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи является постоянное проживание гражданина на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, для выплаты финансовой помощи - постоянное проживание в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной или частичной утраты гражданином имущества первой необходимости. При этом возникновение права пострадавших граждан РФ на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества не зависит от принадлежности им пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения на праве собственности.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Требования к жилому помещению изложены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденным заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ№, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями.
Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств, жилой дом по адресу: <адрес> в связи с затоплением в результате чрезвычайной ситуации в 2005 году выведен из эксплуатации, исключен из жилого фонда. Основанием к этому послужило Постановление главы администрации <адрес> от 05 июня 2005г. № «Об утверждении списка семей граждан муниципального образования <адрес>, лишившихся жилья в результате ливневых дождей и резкого повышения уровня воды в реке Кума с 4 мая по 8 мая 2005 года в муниципальном образовании <адрес>», которым утвержден список граждан лишившихся жилья.
В данном постановлении под № значится домовладение № по <адрес>, общей площадью ... кв.м, в котором проживали Манукян А.Р. и его сын Манукян О.А. . Данным лицам был предоставлен государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения общей площадью ... кв.м.
В судебном заседании представитель администрации Георгиевского городского округа СК Парфенов И.В. пояснил, что домовладение по <адрес> было выведено из эксплуатации как жилое помещение. Разрешение на строительство нового жилого дома по указанному адресу не выдавалось. Истцы Маркарян А.Ш. и Маркарян Г.А. были включены в списки на получение единовременной материальной помощи в сумме ... рублей на человека.
Поскольку постановлением главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении списка семей граждан муниципального образования <адрес>, лишившихся жилья в результате ливневых дождей и резкого повышения уровня воды в реке Кума с ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальном образовании <адрес>, жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, выведен из состава жилого фонда, акт обследования имущества, поврежденного в результате ЧС, в связи с подтоплением территории Георгиевского района в мае-июне 2017 года, администрацией не составлялся, то суд полагает отказ администрации во включении истцов в списки граждан на получение единовременной материальной и финансовой помощи, обоснованным, и не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
В удовлетворении исковых требований Маркарян А.Ш. , действующей в своих интересах и интересах опекаемого ФИО2 и Маркарян А.М., Маркарян Г.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшей 25-28 мая 2017 года, и признании права на получение единовременной материальной помощи в размере ... рублей и право Маркарян А.Ш., Маркарян А.М., Маркарян Г.А., Маркарян А.М. на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере ... рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.
Судья Т.С.Ивашина