ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2373-18 от 21.05.2018 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

К делу № 2-2373-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Полиёвой О.М.,

при секретаре Чеченевой Т.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о выплате компенсации по оплате ЖКУ и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о выплате компенсации по оплате ЖКУ и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование требований указал, что он является инвалидом <данные изъяты> группы, ветераном труда, проживает один, не работает. До 1 марта 2017 он получал компенсацию за ЖКУ <данные изъяты> руб. в месяц. В декабре 2017 г. компенсация составила <данные изъяты> руб., а с января 2018 г. он был лишен всех льгот. Размер пенсии с 1 января 2018 ему был увеличен на <данные изъяты> руб., а компенсация по льготам уменьшилась на <данные изъяты> руб. Таким образом, пенсионный пакет был уменьшен на <данные изъяты> руб. в месяц.

От него потребовали снова оформить льготы через МФЦ как при первичном обращении, смене адреса, изменении состава семьи. Однако требование является необоснованным, поскольку он адрес не менял, справка о составе семьи находится в УСЗН г. Таганрога.

Истец просит суд обязать УСЗН г. Таганрога выплачивать ему компенсацию за ЖКУ с 01.01.2018 г. согласно действующему законодательству, выплатить ему компенсацию за причиненный моральный и материальный вред 20 000 руб.

В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что он проживал по адресу: <адрес> в течение 15 лет, в 2017 г. узнал, что он не зарегистрирован по данному адресу, после чего 29.12.2017 г. он зарегистрировался по данному адресу и 09.01.2018 г. представил в УСЗН г. Таганрога копию паспорта. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика УСЗН г. Таганрога – ФИО2, действующий на основании доверенности № 60.5.7.12/4 от 09.01.2018 года, против удовлетворения исковых требований возражал, пояснил, что ФИО1 состоит на учете в УСЗН г. Таганрога как ветеран труда и как инвалид <данные изъяты> группы. Как ветерану труда ему предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилищных услуг в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 г. № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда». Как инвалиду ему предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Указанные меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, были назначены истцу с 01.10.2001 г. по его заявлению от 17.09.2001 г., в котором был указан адрес проживания: <адрес>. Также к данному заявлению приложена справка с места жительства, в которой указан данный адрес.

Назначение и выплата льгот по оплате ЖКУ в 2001 г. осуществлялась на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от 10.05.2000 № 156 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области». Согласно п. 15.4 Порядка льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданину и членам его семьи по месту постоянного проживания вне зависимости от места регистрации по месту жительства. Т.е. на тот момент льготы предоставлялись не по месту регистрации, а по месту постоянного проживания. В настоящее время льготы предоставляются по месту регистрации. Льготы по адресу: пер. Ружейный, 55 выплачивались истцу по декабрь 2017 г. включительно.

19.12.2017 при обращении истца в УСЗН г. Таганрога по вопросу предоставления мер социальной поддержки на оплату взносов на капитальный ремонт по адресу: <адрес> было установлено, что истец зарегистрирован по указанному адресу, а не по пер. Ружейному, 55. В связи с этим выплаты ЕДВ по старому адресу была прекращена с 01.01.2018, и истцу было рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении компенсации по ЖКУ по месту регистрации, представив в УСЗН пакет документов, согласно перечню, предоставленному заявителю. Однако истец в УСЗН г. Таганрога с данным заявлением и соответствующими документами не обращался.

Из искового заявления следует, что с 29.12.2017 г. истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, т.е. по тому же адресу, по которому ранее предоставлялись меры социальной поддержки. Истцу повторно было предложено обратиться с заявлением о возобновлении выплаты льгот с соответствующими документами, предусмотренными действующим законодательством на момент его обращения. При этом, УСЗН направило запросы в УФМС по г. Таганрогу о предоставлении информации о регистрации граждан по адресу: <адрес> и в Росреестр о характеристиках объекта недвижимости, расположенного по указанному адресу.

Согласно ответу отдела по вопросам миграции УМВД России по г. Таганрогу от 20.04.2018 № 8/1-699 запрашиваемая информация представлена быть не может, т.к. адресно-справочные учеты формируются в алфавитном порядке по установочным данным конкретного лица, т.е. на граждан, а не по адресам.

Из Росреестра получены два ответа от 27.04.2018, из которых следует, что по адресу: <адрес> имеются два объекта недвижимости с двумя разными кадастровыми номерами. По кадастровому номеру площадь объекта составляет 48,8 кв.м (собственник ФИО5), по кадастровому номеру информация отсутствует. Таким образом, возобновить истцу предоставление мер социальной поддержки не представляется возможным ввиду непредставления им в УСЗН г. Таганрога заявления и необходимых документов. Представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является ветераном труда, инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой УСЗН г. Таганрога от 17.09.2001 г. № 5/2902 и справкой МСЭ-2004 от 10.10.2005 г.

Меры социальной поддержки ветеранам труда установлены Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда».

Меры социальной поддержки инвалидам установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС, ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой ветеранам труда, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, в размере 50 процентов:

а) платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов труда, но не более размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области. Расчет компенсации на членов семей ветеранов труда производится с учетом: 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию; 30 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения на иных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих;

б) взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов труда, но не более размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области, и составляет не более 50 процентов указанного взноса;

в) платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

г) платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Правительства Ростовской области. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;

д) оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Из содержания указанных норм права следует, что компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется только лицу, имеющему право на льготу, т.е. ветерану труда, инвалиду. Проживающие вместе с данным лицом граждане, не являющиеся ни ветераном труда, не инвалидом, право на компенсацию не имеют. Порядок предоставления мер социальной поддержки региональным льготникам, в том числе, ветеранам труда, установлен в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 г. № 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления». Порядок предоставления мер социальной поддержки федеральным льготникам, в том числе инвалидам, содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства Ростовской области от 09.12.2011 г. № 212 «О порядке расходования субвенций, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на финансовое обеспечение расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан, а также на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву». Согласно п. 8 Порядка, утвержденного Постановлением от 09.12.2011 г. № 212, гражданин, обратившийся за предоставлением компенсации на ЖКУ, представляет следующие документы:заявление, в котором в том числе указываются: члены семьи, совместно проживающие и имеющие в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки; способ получения компенсации на ЖКУ (через организации почтовой связи или кредитные организации (банки); паспорт гражданина Российской Федерации и членов его семьи, совместно проживающих и имеющих в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки, или иные документы, удостоверяющие личность и гражданство РФ; удостоверение (документ), подтверждающее право на получение мер социальной поддержки;документы, подтверждающие отношение к членам семьи гражданина, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на меры социальной поддержки. Согласно п. 11 Порядка, утвержденного Постановлением от 09.12.2011 г. № 212 при первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях компенсация на ЖКУ назначается с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение (абз. 1). Граждане, которым предоставляется компенсация на ЖКУ, обязаны извещать орган социальной защиты населения муниципального района и городского округа Ростовской области о наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта и влекущих изменение размеров или прекращение выплаты компенсации на ЖКУ, не позднее чем в десятидневный срок с момента наступления указанных обстоятельств. Аналогичные положения содержатся в п. 6.1.2, 6.7 Порядка, утвержденного Постановлением от 15.12.2011 г. № 232. Таким образом, предоставление мер социальной поддержки как ветеранам труда, так и инвалидам, носит заявительный характер. Как следует из материалов дела, 17.09.2001 г. ФИО1 обратился в УСЗН г. Таганрога с заявлением о предоставлении ему адресной социальной помощи в виде социальных льгот как ветерану труда по адресу: <адрес>, представив справку Комитета территориального общественного самоуправления № 1118 от 11.09.2001 г. о том, что он проживает по указанному адресу, но не прописан. Назначение и выплата льгот по оплате ЖКУ в 2001 г. осуществлялось на основании Постановления Главы Администрации Ростовской области от 10.05.2000 № 156 «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области», которое утратило силу с 1 января 2003 года. Согласно пункту 15.4 Положения о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области, предусмотренных Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1005, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданину и членам его семьи по месту постоянного проживания, вне зависимости от места регистрации по месту жительства. В связи с указанным пунктом ФИО1 были предоставлены льготы по оплате ЖКУ по указанному выше адресу и выплачивались до декабря 2017 г. Согласно п. 6.1.2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. № 232, учет, подтверждение права и предоставление гражданам мер социальной поддержки, указанных в пункте 6 настоящего Положения (за исключением жилищных субсидий, социального пособия на погребение и возмещение стоимости услуг по погребению специализированным службам по вопросам похоронного дела, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), осуществляют органы социальной защиты населения муниципальных образований Ростовской области по месту их регистрации по месту жительства. Меры социальной поддержки предоставляются на срок регистрации по месту пребывания либо на срок действия документа, подтверждающего право на их получение. При первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение. При перемене места жительства меры социальной поддержки предоставляются при подтверждении факта прекращения предоставления мер социальной поддержки по прежнему месту регистрации по месту жительства. Предоставление мер социальной поддержки гражданам прекращается с 1 числа месяца, следующего за датой наступления обстоятельств, служащих основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки (снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания (дом-интернат для престарелых и инвалидов, пансионат для престарелых и инвалидов, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, психоневрологический интернат, дом инвалидов, детский дом-интернат для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дом-интернат для детей с физическими недостатками), лишение свободы по приговору суда, смерть гражданина и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации). При обращении ФИО1 в УСЗН г. Таганрога 19.12.2017 г. по вопросу предоставления мер социальной поддержки на оплату взносов на капитальный ремонт было выяснено, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>. В связи с этим выплата ЕДВ по адресу: <адрес> прекращена с 01.01.2018 г. По убеждению суда, УСЗН г. Таганрога действовало в рамках законодательства, поскольку в настоящее время льготы инвалидам и ветеранам труда предоставляются по месту их регистрации, которым для истца на 19.12.2017 г. являлось: <адрес>. При перемене истцом адреса регистрации наступили обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки по адресу: <адрес>, в связи с чем, с 01.01.2018 г. выплата ЕДВ по адресу: <адрес> прекращена. Таким образом, фактически истец получал компенсацию за ЖКУ по адресу: <адрес> до 31.12.2017 г. В настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, дата регистрации 29.12.2017 г.

Требования истца о предоставлении мер социальной поддержки заявлены относительно адреса: <адрес>. В силу указанных выше норм законов для возобновления выплаты мер социальной поддержки по указанному адресу истцу необходимо было обратиться с соответствующим заявлением, поскольку основанием для предоставления указанных мер является заявление гражданина льготной категории, представив при этом соответствующие документы. Данное право разъяснялось истцу сотрудниками УСЗН г. Таганрога, что истцом не оспаривается. Однако истец правом на обращение не воспользовался, в УСЗН г. Таганрога с заявлением не обратился, правоустанавливающие документы на жилье, а также сведения о лицах, зарегистрированных в данном жилом помещении, необходимые для предоставления мер социальной поддержки по указанному адресу, не представил.

Поскольку выплата ЕДВ истцу по прежнему месту жительства прекращена с 01.01.2018 г., с заявлением о назначении выплаты с 01.01.2018 г. истец в УСЗН г. Таганрога в установленном порядке не обратился, оснований для возложения судом на ответчика обязанности по выплате истцу компенсации за ЖКУ с 01.01.2018 г. не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения г. Таганрога о выплате компенсации по оплате ЖКУ и взыскании компенсации морального вреда, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 28 мая 2018 г.