ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2373/18 от 10.12.2018 Московского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2 – 2373/18 <данные изъяты>

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2018 г. г.Тверь

Московский районный суд г.Твери в составе

председательствующего судьи Багаевой В.Н.

при секретаре Соловьевой Н.С.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Твери к жилищно-строительному кооперативу № 54, жилищно-строительному кооперативу № 55, товариществу собственников жилья «Согласие», товариществу собственников жилья «Комфорт» о признании незаконным бездействия по не представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду, обязании представить документы о готовности жилого фонда к отопительному периоду,

у с т а н о в и л:

администрация г.Твери обратилась в суд с иском к ЖСК-54, ЖСК-55, ТСЖ «Согласие», ТСЖ «Комфорт» о признании незаконным бездействия по не представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду, обязании представить документы о готовности жилого фонда к отопительному периоду. В обоснование иска указано, что ответчики, являющиеся потребителями тепловой энергии, не представили в орган местного самоуправления документы для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду, чем нарушены права жителей г.Твери на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе на получение качественной услуги по горячему водоснабжению в отопительный период 2018-2019 годов.

Истец просит признать незаконным бездействие ответчиков по не представлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов для получения паспорта готовности к отопительному периоду; обязать ответчиков представить документы, установленные п.16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов для получения акта готовности к отопительному периоду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца администрации г.Твери Сорокина А.В., представитель истца администрации г.Твери и третьего лица департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации г.Твери Цымбал М.А. в судебном заседании поддержали исковые требования.

Представители ответчиков ЖСК-54, ЖСК-55, ТСЖ «Согласие», ТСЖ «Комфорт» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Ответчики об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщили, с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались. С учетом права истца на судопроизводство в разумные сроки суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся ответчиков в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица администрации Московского района в г.Твери в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 161 ч. 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ст.ст. 2, 17 ч. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. По договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, преобразование тепловой энергии в центральных тепловых пунктах и передачу тепловой энергии с использованием теплоносителя от точки приема тепловой энергии, теплоносителя до точки передачи тепловой энергии, теплоносителя.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг (п. 3 Правил). Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров (п. 13 Правил).

Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п. 33 «а» Правил). Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается (п. 121 Правил).

На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Правила оценки готовности к отопительному периоду, утвержденные приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 1 Правил).

Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (п. 2 Правил).

К потребителям тепловой энергии, объекты которых подлежат проверке, относятся лица, приобретающие тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (п. 3 Правил).

При проверке комиссиями проверяется выполнение требований по готовности. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки (п. 6 Правил). Паспорт готовности к отопительному периоду составляется по рекомендуемому образцу и выдается уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду (п. 9 Правил). Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение замечаний к выполнению требований по готовности. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п. 12 Правил).

В целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены: устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок; проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок; разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению; выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения; состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии; состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов; состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов; наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии; работоспособность защиты систем теплопотребления; наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности; отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией; плотность оборудования тепловых пунктов; наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов; отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель; наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок; проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность; надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам (п. 16 Правил).

Постановлением администрации г. Твери от 2 июля 2018 г. № 806 «О подготовке городского хозяйства к работе в осенне-зимний отопительный период 2018-2019 годов» предписано управляющим организациям всех форм собственности, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным и иным специализированными потребительскими кооперативам, расположенным на территории г.Твери проводить подготовку жилищного фонда к осенне-зимнему периоду в соответствии с требованиями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 № 103; в срок до 5 сентября 2018 г. представить в администрации районов в г.Твери документы, необходимые для выдачи акта проверки готовности и паспорта готовности к отопительному периоду 2018-2019 годов в соответствии с пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103. Срок представления документов может быть продлен до 15 сентября 2017 г. на основании сводного годового плана ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей г.Твери на 2017 год (п. 6).

В целях оценки готовности муниципального образования город Тверь к отопительному периоду 2018 - 2019 годов департаменту ЖКХ и строительства предписано осуществить до 15 сентября 2018 г. выдачу паспорта готовности к отопительному периоду или акта с приложением перечня замечаний потребителям тепловой энергии, представившим в установленный настоящим Постановлением срок оформленные актом результаты проверки готовности к отопительному периоду 2018 - 2019 годов с предоставлением пакета документов, определенного пунктом 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (п. 19.4).

В судебном заседании установлено, что ЖСК-54 осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>; ЖСК-55 осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>; ТСЖ «Согласие» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>; ТСЖ «Комфорт» осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>.

ЖСК-54, ЖСК-55, ТСЖ «Согласие», ТСЖ «Комфорт» являются потребителями тепловой энергии, приобретающими тепловую энергию (мощность), теплоноситель для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления, в нарушение требований действующего законодательства не представили в орган местного самоуправления установленный приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 № 103 перечень документов для проведения оценки состояния готовности жилищного фонда к предстоящему отопительному периоду; не выполнение возложенных на жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья обязанностей создает ситуацию, при которой нарушаются права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, на получение качественной услуги по горячему водоснабжению и отоплению в отопительный период 2018-2019 годов.

ЖСК-54, ЖСК-55, ТСЖ «Согласие», ТСЖ «Комфорт» несут ответственность за нарушение Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013г. № 103. Оснований для освобождения ответчиков от ответственности не установлено. В связи с чем, имеются законные основания для возложения на ответчиков обязанностей по устранению нарушений.

При наличии установленных обстоятельств исковые требования о признании незаконным бездействия по не представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду, о возложении обязанности по представлению документов о готовности жилого фонда к отопительному периоду подлежат удовлетворению.

На основании ст. 206 ч. 2 ГПК РФ с учетом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным установить ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 233 - 237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать незаконным бездействие жилищно-строительного кооператива № 54 (ОГРН ), жилищно-строительного кооператива № 55 (ОГРН ), товарищества собственников жилья «Согласие» (ОГРН ), товарищества собственников жилья «Комфорт» (ОГРН ) по не представлению документов о готовности находящегося в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов для получения паспорта готовности к отопительному периоду.

Обязать жилищно-строительный кооператив № 54, жилищно-строительный кооператив № 55, товарищество собственников жилья «Согласие», товарищество собственников жилья «Комфорт» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу представить в администрацию г.Твери документы, установленные п. 16 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, о готовности находящего в управлении жилого фонда к предстоящему отопительному периоду 2018-2019 годов для получения акта готовности к отопительному периоду.

Ответчики вправе подать в Московский районный суд г.Твери, принявший заочное решение, заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения, либо заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий <данные изъяты> В.Н. Багаева

Решение в окончательной форме принято судом 17 декабря 2018 г.