№ 2-2374/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 ноября 2018 года г. Туймазы РБ
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рыбаковой В.М.,
при секретаре Бургановой А.Ф.,
с участием представителя истца ФИО1, действующей на основании доверенности <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на три года,
представителя ответчика – Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком по ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя соответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. сроком по ДД.ММ.ГГГГ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации муниципального района <адрес> РБ, Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ об установлении факта постановки на учет,
установил:
ФИО4 обратился в суд с вышеназванным иском с последующими уточнениями к Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ, указав в обоснование, что он является ветераном боевых действий Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ. им подано заявление о постановке на учет как ветерана боевых действий на получение жилищного сертификата.
Исходя из справки от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Однако из устного ответа Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан следует, что на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоит.
ДД.ММ.ГГГГ. он направил в Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан заявление о восстановлении его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в категории «ветеран боевых действий».
ДД.ММ.ГГГГ. получил ответ из Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, что он ни в одной из установленных законом категорий не состоит, личного дела не имеется.
Просит установить факт его постановки на учет как ветерана боевых действий, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, обеспечил явку представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования ФИО4 поддержала, просила удовлетворить. Суду пояснила, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. В данном случае он не просит признать за ним факт нуждаемости в улучшении жилищных условий, а просит только установить факт постановки его на учет в категории «ветеран боевых действий».
В судебном заседании представитель ответчика Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет ФИО2 пояснила, что не знает, кто и когда выдал ФИО4 справку о том, что он состоит на учете, сведения об этом у ответчика не сохранились. В Администрации сельского поселения имеются документы о включении ФИО4 в очередь при составлении списков очередности на 2002г. (протокол от ДД.ММ.ГГГГ. №) и списки военнослужащих, наводивших конституционный порядок в Чеченской Республике, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо документов, на основании которых было принято решение о признании ФИО4 нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список очередности, не имеется. ДД.ММ.ГГГГ. между органами местного самоуправления заключено Соглашение о передаче части полномочий, в соответствии с которым Администрация сельского поселения не занимается вопросами предоставления жилья, все документы находятся в жилищном отделе Администрации муниципального района <адрес> РБ. В настоящее время ФИО4 не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. у него в собственности находится ? доля жилого дома и земельного участка по адресу: РБ, <адрес>, и 1/5 доля в <адрес> по адресу: РБ, <адрес>. Ранее жилой дом и земельный участок находились в его единоличной собственности. Решением Туймазинского межрайонного суда РБ данное имущество было разделено между супругами. Иных доказательств нахождения ФИО4 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветераны боевых действий» в Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет, не имеется. На протяжении всех этих лет ФИО4 в Администрацию сельского поселения по вопросу улучшения жилищных условий не обращался. Просила в удовлетворении иска ФИО4 отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> РБ ФИО3 суду пояснила, что ФИО4 не подтвердил факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. До 2006г. список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, формировался сельсоветами. На момент передачи Администрацией сельского поселения Кандринский сельсовет списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ФИО4 в них отсутствовал, личное дело не передавалось. Кроме того, в заявлении о постановке на учет написано без указания категории, заявление ФИО4 датировано ДД.ММ.ГГГГ., а протокол жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., соответственно данный протокол не может служить допустимым доказательством. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказать в полном объеме. Одновременно указала, что в случае удовлетворения требований ФИО4 решение суда в дальнейшем должно быть исполнимым. Однако на данное время у истца отсутствует нуждаемость в улучшении жилищных условий. Соответственно у него не возникнет права на получение жилищного сертификата.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в п.п. 1- 4 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного Федерального закона.
В п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» указано, что полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14,16,21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г., Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 30, 31 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на период возникновения спорных правоотношений и до 01.03.2005г.) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов; работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, - по месту работы, по их желанию - также и по месту жительства.
Исходя из п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984г. N335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", действовавшим в период постановки на учет, была предусмотрена обязательность ежегодного сбора документов.
Так, в п. 19 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных вышеназванным Постановлением, было предусмотрено, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Изменение условий проживания, безусловно, может быть отнесено к подобному основанию.
Согласно ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
При этом при проверке утраты оснований, дающих заявителю право получить жилое помещение по договору социального найма, подлежит определению уровень обеспеченности жильем исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности заявителя.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в военном билете ПН № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя ФИО4 на страницах 7, 24 указано, что он участвовал в боевых действиях в Чеченской республике в составе в/ч № с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Данный факт также подтверждается удостоверением серии РМ № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого усматривается, что ФИО4 имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 обратился к председателю исполкома Кандринского Совета народных депутатов ФИО5 с заявлением о принятии его и его семьи на учет для получения жилой площади.
В журнале регистрации заявлений лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, представленного Администрацией сельского поселения Кандринский сельсовет, ФИО4 с составом семьи в количестве 3 человек значится под №, дата регистрации заявления ДД.ММ.ГГГГ.
Здесь же указано и, кроме того, из протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что комиссии решила включить ФИО4 в очередь при составлении списков очередности на 2002г.
В заявлении местом его жительства указан адрес: <адрес>. В качестве членов семьи указаны: жена – ФИО7, сын – ФИО8
Из свидетельства о заключении брака I-АР № следует, что брак между ФИО4 и ФИО9 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. у них родился сын ФИО8 (свидетельство о рождении I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ. брак между ФИО4 и ФИО7 прекращен, о чем следует из свидетельства о расторжении брака II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного исполнительным комитетом Кандринского Совета народных депутатов, квартира жилой площадью 37,9 кв. м по адресу: <адрес>, пер. Матросова, <адрес>, выделена ФИО10 с семьей, состоящей из 5 человек.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в квартире прописаны: ФИО4, ФИО10 (мать), ФИО11 (отец), ФИО12 (брат), ФИО13 (сестра), о чем представлена справка №, выданная МУП «Дирекция единого заказчика». Начисление платы за жилье и коммунальные услуги также производилось на указанных лиц. (копия финансового лицевого счета №).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ. проверки жилищных условий заявителя ФИО4 в квартире по адресу: <адрес>, пер. Матросова, <адрес>, площадью 37,4 кв.м, проживают помимо заявителя: отец ФИО11, мать – ФИО10, дочь – ФИО13, сын – ФИО12
В списках военнослужащих, наводивших конституционный правопорядок в Чеченской Республике, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., утвержденных главой Администрации <адрес> ФИО5, под № значится ФИО4 с составом семьи 3 чел. (жена, сын), дата подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ., занимаемая площадь 37,4 кв.м по адресу: <адрес>, с родителями.
Сведений о месте регистрации жены и ребенка в заявлении ФИО4 и указанных списках не содержится.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ. № Совета сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан утверждено Соглашение между органами местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, в соответствии с которым полномочия по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, переданы Советом сельского поселения Совету муниципального района.
Вместе с тем, исходя из ответа Администрации муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ., личное дело ФИО4 в жилищном отделе Администрации муниципального района отсутствует, Администрацией сельского поселения Кандринский сельсовет в Администрацию муниципального района <адрес> РБ не передавалось.
По утверждению представителей ответчика Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет, ФИО4 на протяжении всех этих лет по вопросу уточнения очередности, предоставления жилья в Администрацию сельского поселения не обращался.
Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. № Туймазинского участка ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» следует, что за ФИО4 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости по адресу: РБ, <адрес>. (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.).
С ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 зарегистрирован по указанному адресу. Вместе с ним зарегистрированы ФИО14 – жена, сыновья - ФИО8, ФИО15, что подтверждается информацией отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> РБ и справкой Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная квартира была приобретена на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ., дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. №, о чем усматривается из выписок из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ., № от ДД.ММ.ГГГГ.
Здесь же указано, что ДД.ММ.ГГГГ. произведена государственная регистрация прекращения права на указанный объект за ФИО4, и на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ. Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан зарегистрировано право долевой собственности на жилое помещение площадью 47,3 кв.м и земельный участок площадью 390 кв.м по адресу: РБ <адрес>, где ФИО4 принадлежит ? доля в праве.
Ранее, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ. № передачи жилых квартир в совместную собственность за ФИО4 было зарегистрировано право собственности на 1/5 доли в квартире площадью 58,1 кв. по адресу: РБ, <адрес>, пер. <адрес>, которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает, что ФИО4 действительно в 2001г. был принят Администрацией сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в категории «ветераны боевых действий».
Однако впоследствии, что подтверждается материалами дела, нуждаемость в улучшении жилищных условий была утрачена.
Данное обстоятельство стороной истца не опровергнуто.
Представленная истцом копия справки Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. не может быть принята судом во внимание в качестве доказательства заявленных требований, поскольку оригинал данной справки не представлен. К тому же из копии документа следует только то, что ФИО4 в 2001г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а информации за последующие годы не содержит.
Суду также не представлена информация о месте регистрации и жительства супруги ФИО4 как на момент принятия на учет нуждающихся, так и в последующем, об отсутствии за ней зарегистрированных прав на объекты недвижимости.
Вследствие этого его личное дело в 2009 г. не было передано в жилищный отдел Администрации муниципального района <адрес> РБ.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что истцом не доказана нуждаемость в улучшении жилищных условий в период с 2001г. по настоящее время, а установление только факта постановки ФИО4 на учет как ветерана боевых действий с ДД.ММ.ГГГГ. не порождает каких-либо правовых последствий для него.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца суд не находит.
Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Администрации сельского поселения Кандринский сельсовет муниципального района <адрес>, Администрации муниципального района <адрес> РБ об установлении факта постановки на учет, как ветерана боевых действий, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, с ДД.ММ.ГГГГ., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца.
Судья В.М. Рыбакова