ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2375/18 от 05.09.2018 Копейского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2375/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Лебедевой А.В.,

при секретаре Патраковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Министерство энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и назначении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа Челябинской области, Министерство энергетики Российской Федерации просили обязать администрацию Копейского городского округа, Министерство Энергетики РФ включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья и назначении социальной выплаты истцам.

В обоснование иска указали, что за истцами решением Копейского городского суда от 30 мая 2018 года признано право пользования жилым домом, по АДРЕС площадью 82,3 кв. метра на условиях социального найма. Данное жилое помещение предоставлено по ордеру от 6 мая 1982 года М.Б.М. В настоящее время в жилом доме зарегистрированы: ФИО1 (сын умершего М.Б.М.,) ФИО6 (дочь ФИО1), ФИО3 (сын умершего М.С.Б.), М.М.В. (сын истца ФИО3), Корепанова (Першукова ) Я.В. ( не родная дочь умершего М.С.Б.,), П.А.А.. (сын П.Я.В.), П.С.А. (дочь П.Я.В.), М.И.С. ( неродная дочь ФИО1), И.И.А. (сын ФИО6), ФИО5 (бывшая супруга ФИО1), М.Е.В. (дочь ФИО5) В марте 2017 года в результате инженерного обследования комиссией Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» выдано заключение о том, что спорный дом по АДРЕС был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Красная Горнячка» в результате чего помещение пришло в непригодность для проживания. Администрация КГО являясь собственником домостроения зная, о том, что дом находится на горном отводе не включила проживающих в нем граждан в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Из ответа администрации следует, что включение в список возможно в судебном порядке.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО6, в суд не явились, о дне слушания дела извещены.

Истица ФИО4 на иске настаивала.

Представитель администрации Копейского городского округа Челябинской области ФИО8 с иском не согласна.

Ответчик Министерство энергетики РФ, третье лицо Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о времени и месте слушания дела извещены, представители в судебное заседание не явились.

В силу ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно частям 1,2 статьи 40 конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20 июня 1996 года № 81-ФЗ финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечении занятости для шахтерских городов и поселков» от 13 июля 2005 года № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (далее по тексту-Правила).

Пунктом 5 Правил установлено, что межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе на снос жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания. Ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведении горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 года угольных (сланцевых) шахтах; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В соответствии с пунктом 8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

В силу пунктов 9,10 Правил размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил. И средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно пункту 12 правил орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств. Предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, но форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.

Решением Копейского городского суда от 30 мая 2018 года признано за ФИО1, ФИО2, ФИО3, М.М.В., ФИО4, П.А.А., П.С.А.,. ФИО6, И.И.А.,, ФИО5, М.Е.В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу АДРЕС общей площадью 82,3 кв. метра на условиях договора социального найма.

Истцы зарегистрированы в спорном доме с: ФИО1 с 30 декабря 1987 года, ФИО3 без даты регистрации, ФИО2 без даты регистрации, ФИО5 с 28 мата 1991 года, ФИО6 с 10 августа 1994 года, ФИО4 без даты регистрации (л.д. 187-194, 210).

Иных жилых помещений в собственности истцов ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО6, ФИО4 не имеется, ФИО5 является собственником 1\3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу АДРЕС (л.д. 158-163).

Согласно проекта ликвидации шахты «Красная Горнячка», которым в предусмотрен снос жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности. Оценка технического состояния жилого фонда выполнена Уральским филиалом ВНИМИ, в заключение которого от 30 ноября 2001 года дом АДРЕС в перечне жилых домов, расположенных на горном отводе шахты «Красная Горнячка», подработанных горными выработками и претерпевших деформации более допустимых, не указан (л.д. 66-93).

В первоначальный список граждан, прописанных до 14 июня 2001 года и проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Красная Горнячка» ОАО «Челябинскуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности, истцы не включены (л.д. 96-155).

Заключением Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» «О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по АДРЕС от 21.03.2017 г.» установлено, что жилой дом 1947 года постройки, процент износа составляет 65 % по состоянию на 6 октября 2016 года, по результатам обследования выявлено, что несущие стены здания и фундамент имеет деформацию, наблюдается неравномерная осадка фундамента, массовые прогрессирующие трещины, перекос дверных и оконных проемов. Межведомственной комиссией жилой дом по АДРЕС признан непригодным для проживания 25 ноября 2014 года. Жилой дом расположен на горном отводе бывшей шахты «Красная Горнячка» в зоне влияния горных работ бывшей шахты «Северная» по пластам Л, Х1 суммарной мощностью 2,7 м, отработка которым производилась в 1966-1988 году на глубине 180-280 метров. Исходя из вышеизложенного дом по АДРЕС Челябинской области подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Красный Горняк» в результате чего здание испытало деформацию по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ л.д.(38-39).

Заключением межведомственной комиссии от 25 ноября 2014 года дом по АДРЕС признан непригодным для проживания (л.д. 14).

Установлено, что истец ФИО3 24 июня 2016 года обращались к главе Копейского городского округа с заявлением о включении его и членов его семьи М.М.В., ФИО1, М.Е.Е., П.Я.В.. П.А.А., П.С.А., М.М.С., ФИО5, М.Е.В. в программу «Красная горнячка», жилой дом по адресу АДРЕС, расположен на горном отводе бывшей шахты «Красная Горнячка» ОАО «Челябинскуголь».

На данное заявление был дан ответ, что финансирование для переселения граждан освоено в полном объеме, бюджетом не предусмотрено выделение межведомственных трансфертов администрации КГО для реализации проекта ликвидации шахты «Красный Горнячка» ОАО «Челябинскуголь».

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение договоров о предоставлении социальных выплат для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности», утвержденного Постановлением Главы Копейского городского округа Челябинской области от 14 октября 2009 года № 177, процедура оказания услуги включает: а) прием документов на включение в список «граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и расчета размера предоставляемых социальных выплат для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости в шахтерских городах и поселках, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428»; в) включение гражданина в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом квартале; г) информирование граждан о решении Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и резервов о включении их в список граждан на получение социальных выплат в планируемом квартале; д) заключение с гражданином договора на предоставление социальных выплат. При установлении фактов отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям, специалист, ведущий прием, уведомляет гражданина о наличии препятствий для рассмотрения вопроса о предоставлении муниципальной услуги, объясняет гражданину содержание выявленных недостатков в представленных документах, возвращает документы и предлагает принять меры по устранению недостатков. Для включения гражданина в список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом квартале, специалист формирует списки граждан на получение социальных выплат в планируемом году. Согласно списку специалист представляет учетные дела граждан и списки на проверку в Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов. После получения согласованных списков граждан жилищный отдел информирует граждан о решении Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности в планируемом квартале и заключает договор на предоставление социальных выплат на приобретение жилья.

ФИО3 в соответствии с вышеуказанной процедурой по оказанию услуги не были уведомлены о наличии недостатков в представленных документах, ему не было сообщено об отказе в предоставлении муниципальной услуги в связи с не соответствием установленным требованиям или неполным предоставлением документов, их документы не были возвращены и не было предложено принять меры по устранению недостатков. Вместе с тем ответчиком не сформировано учетное дело на истца и он и члены его семьи не включены в соответствующий список, который не направлен в Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и резервов, что воспрепятствовало истцам реализовать свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Отказ администрации Копейского городского округа о включении истца ФИО3 в список граждан проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Красная Горнячка» непригодными для проживания по критериям безопасности находит необоснованным, так как данные списки в соответствии с п.8 Постановления подлежат уточнению ежегодно.

Истец ФИО3 являются гражданином из числа лиц, отнесенных законодательством к категории граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате производственной деятельности шахты «Красная Горнячка» непригодными для проживания по критериям безопасности, следовательно, он и члены его семьи имеют право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

Поскольку именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по дальнейшему уточнению списков жильцов сносимых домов, то отказ администрации Копейского городского округа во включении истцов в указанный список, является неправомерным.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что следует обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области включить истца ФИО3 и его несовершеннолетнего ребенка М.М.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Красная Горнячка», непригодными для проживания по критериям безопасности.

Довод представителя ответчика, о том, что в п.8 Постановления правительства 13.07.2005 года № 428 внесены изменения 28.09.2016 и с сентября 2016 года этот пункт стал исчерпывающий, поэтому истцы не могут быть внесены список, суд находит не состоятельным, поскольку истец ФИО3 обращался в июне 2016 года в администрацию Копейского городского округа Челябинской области до внесения изменений в указанное Постановление Правительства.

При этом, суд считает, что требования истцов ФИО1,. ФИО2, ФИО4, ФИО5, И.Е.Е. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 17 Гражданского кодекса РФ способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Как следует, из Постановления Правительства № 428 от 13 июля 2005 года, в редакции действующей до 28 сентября 2016 года, допускалась ежегодно уточнение списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Судом установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 ФИО6 будучи, совершеннолетними, дееспособными гражданами с заявлениями в администрацию КГО о включении их в списки до 28 сентября 2016 года не обращались.

Из заявления ФИО3 следует, что он просит включить себя и членов своей семьи: М.М.В., ФИО1, М.Е.Е., П.Я.В., П.А.А., П.С.А., ФИО2, ФИО5, М.Е.В. в программу «Красная Горнячка».

По смыслу ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснено в Постановление Пленума Верховного суда РФ № 14 от 02 июня 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Из пояснений истца М.В.В. следует, что проживает в доме АДРЕС с рождения. Дом был по ордеру предоставлен деду, и его сыновьям ФИО1 и М.С.Б., М.С.Б. это отец ФИО3, он умер. После его смерти ФИО3 продолжал проживать в доме, так как иного жилого помещения не имел. В доме никто не проживает более 10 лет. ФИО3 проживает с супругой, где проживают остальные истцы не смог пояснить.

Истец ФИО4 суду пояснила, что была вселена в дом по АДРЕС в 1983 году, так как ее мать зарегистрировала брак с М.С.Б., затем М.С.Б. пропал, а мать истицы отбывала наказание в связи с чем, ФИО4 проживала с 1995-по 1998 год в интернате, после того как мама освободилась из мест лишения свободы, стала проживать в АДРЕС.

Истица ФИО5 пояснила, что состояла в барке с М.Е.Ю. и с 1990 года и была с дочерью ФИО2 зарегистрирована в доме супругом, затем в ДАТА году родилась дочь ФИО9 Проживали в доме по АДРЕС до ДАТА. Затем истица и ее дочери съехали. ФИО1 остался проживать в доме.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные пояснения сторон, суд пришел к убеждению, что лица, указанные ФИО3 как члены семьи в заявлении на имя Главы КГО от ДАТА, не являются ни детьми, ни родителями, не супругами ФИО3, совместно данные граждане не проживают, согласие ФИО3 на их вселение в данное жилое помещение не давал. Также не установлено, что подавая от их имени заявление ФИО3 обладал полномочиями, на это, к заявлению не приложена доверенность.

В связи с внесением изменений в Постановление № 428 от 13 июля 2005 года (изменения от 28 сентября 2016 года № 976) включение истцов ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 в список граждан подлежащих переселению не возможно, поскольку согласно данных изменений перечень оснований для уточнения списка, является исчерпывающим: это рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 не имеется.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Администрации КГО удовлетворить

Обязать Администрацию Копейского городского округа Челябинской области включить ФИО3, с несовершеннолетним М.М.В. в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «Красная Горнячка», непригодным для проживания по критериям безопасности.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 Министерству энергетики Российской Федерации - отказать.

В иске ФИО1. ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к администрации Копейского городского округа, Министерству энергетики РФ об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: А.В. Лебедева