Дело № 2-2375/2021
УИД:92RS0003-01-2021-003480-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре судебного заседания Гонтарь С.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика – ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ФИО4, о признании распоряжения недействительным и взыскании премии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (далее по тексту – ответчик, Департамент), в котором просит признать недействительными распоряжения Департамента о выплате премий за выполнение особо важных и сложных заданий за март, апрель, май, июнь 2021 года в части, касающейся установления размера месячных премий ФИО1 в размере 0% (лишения премии), а также взыскать с ответчика премии за выполнение особо важных и сложных заданий за указанный период.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжениями Департамента истец была произвольно без наличия объективных оснований лишена премий за выполнение особо важных и сложных заданий за март, апрель, май, июнь 2021 года.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считая заявленные требования необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Департаментом заключен служебный контракт №, согласно которому истец в дальнейшем назначена на должность главного специалиста-эксперта отдела ремонта, капитального ремонта Управления дорожного хозяйства Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес>.
В соответствии с Законом города Севастополя от 03.06.2014 N 23-ЗС «О государственной гражданской службе города Севастополя» Гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлена с Должностным регламентом и изменениями, внесенными в Должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно главы 3 Должностного регламента на ФИО1 возложены должностные обязанности, в соответствии с которыми, Истец, обязана соблюдать действующее законодательство Российской Федерации, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа и т.д.
Согласно п. 9 контракта гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из:
- месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью государственной гражданской службы города Севастополя (должностного оклада) в размере 15 019 руб. в месяц;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 4 50 руб. в месяц;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 40 % должностного оклада в месяц;
- премии за выполнение особо важных и сложных зданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя;
- иных выплат, предусмотренных Законом города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя».
В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
На основании ч. 2 ст. 5, ст. 8 ТК РФ, в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.
Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрены поощрения за труд, и указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ, включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Законом города Севастополя от 03.06.2014 № 22-ЗС «О денежном содержании государственных гражданских служащих города Севастополя» (с изменениями) определена система денежного содержания государственного гражданского служащего, которая состоит из денежного содержания: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также из месячных и иных дополнительных выплатах.
К дополнительным выплатам относится:
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента;
- ежемесячное денежное поощрение;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
- материальная помощь.
С целью стимулирования государственных гражданских служащих для достижения ими положительных и эффективных результатов работы в Департаменте разработано положение о Комиссии об оценке эффективности деятельности и мотивации государственных гражданских служащих Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, не являющихся директором Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, утверждённое распоряжением № 42-к (Приложение № 3 к распоряжению) (далее - Положение). Положение устанавливает порядок проведения оценки эффективности деятельности государственных гражданских служащих Департамента. Оценка эффективности деятельности гражданских служащих производится ежемесячно на основании оценки своевременности и качества выполнения государственным гражданским служащим порученных ему заданий. Материальное стимулирование осуществляется в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий. Премирование гражданских служащих производится по решению руководителя Департамента. Премирование производится ежемесячно, а также по итогам года. Премия по итогам месяца составляет 15% от суммы начисленной оплаты труда гражданских служащих за месяц по итогам работы. При оценке эффективности гражданского служащего в целях расчета премии учитываются:
- своевременное и качественное выполнение приказов и поручений руководства с учетом обеспечения задач и функций соответствующего исполнительного органа государственной власти города Севастополя;
- результаты исполнения должностного регламента;
- соблюдение служебной дисциплины;
- наличие дисциплинарного взыскания в период работы, за который осуществляется премирование.
Согласно пункта 1.5. Приложения № 3 премирование гражданских служащих производится по решению руководителя Департамента.
В целях оценки эффективности и материального стимулирования гражданских служащих по итогам месяца в Департаменте создается комиссия по оценке эффективности и материальному стимулированию государственных гражданских служащих (далее - Комиссия).
В целях оценки эффективности и материального стимулирования гражданских служащих по итогам месяца руководители структурных подразделений Департамента представляют Комиссии предложения по оценке эффективности гражданских служащих (за исключением гражданских служащих, замещающих должности заместителей директора Департамента).
Предложения по оценке эффективности гражданских служащих (за исключением гражданских служащих, замещающих должности заместителей директора Департамента) представляются Комиссии не позднее последнего рабочего дня месяца (за декабрь текущего года - не позднее 20 декабря).
Предложения по оценке эффективности гражданских служащих, включая руководителей структурных подразделений, вносятся членами Комиссии с указанием оценки эффективности и предлагаемого размера премии в соответствии с пунктом 1.8 настоящего Положения.
Размер премии может быть снижен по итогам оценки эффективности гражданских служащих по основаниям, предусмотренным пунктом 1.8 настоящего Положения.
Комиссия в течение 1 рабочего дня с даты получения предложений по оценке эффективности гражданских служащих согласовывает предложения руководителей структурных подразделений. Решение Комиссии о согласовании предложений руководителей структурных подразделений оформляется протоколом.
Согласно Протоколов заседания Комиссии по оценке эффективности и материальному стимулированию государственных служащих от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных Директором Департамента принято решение о выплате ФИО1 премии в размере 0%.
Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
А силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ, данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Суд обращает внимание, что в отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя.
Пунктом 3.1.4. Должностного регламента гражданский служащий, замещающий должность главного специалиста-эксперта отдела исполняет должностные обязанности в соответствии с задачами и функциями отдела.
Представитель Ответчика в обоснование доводов об отсутствии оснований для начисления ФИО1, премий за спорный период указала, что в нарушение п.п. 2,3 пункта 3.1.1., п.п. 1,3 п. 3.1.4. Должностного регламента ФИО1 саботировала поручение руководителя, Заместителя начальника управления - начальника отдела ФИО6 по подготовке ответа на обращение подрядной организации об уведомлении Департамента городского хозяйства о проведении земляных работ в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 06.02.2018 № 64-ПП «Об утверждении Порядка проведения земляных работ, не требующих получения разрешения на строительство, на территории города Севастополя». Указанные действия могли привести к нарушению сроков выполнения работ по государственному контракту со стороны подрядчика и привлечению Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя к административной ответственности. Приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО1 назначена представителем от Департамента транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры <адрес> по контролю и приемке выполненных работ по объекту: «Реконструкция моста через суходол на а/<адрес> Н- 134 <адрес>». Работы по реконструкции моста через суходол на а/<адрес> Н-134 <адрес> окончены ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте транспорта и развития дорожно- транспортной инфраструктуры <адрес> состоялось оперативное совещание, оформленное Протоколом №, по вопросам, в том числе завершения работ по вводу в эксплуатацию объекта «Реконструкция моста через суходол на а/<адрес> Н-134 <адрес>», работы по которому закончены в конце 2020 года. Срок для выполнения поручения установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Начальник Управления дорожного хозяйства ФИО2, с помощью Системы электронного документооборота (СЭД) довел до ФИО1 поручения, оформленные Протоколом оперативного совещания №, и необходимости их выполнения в установленные сроки. В нарушение поручений по итогам оперативного совещания ФИО1 не оказано содействие Подрядчику в получении справок о выполнении технических условий от сетевых организаций, дальнейшую передачу в орган госстройнадзора для получения заключения окончания строительства (ЗОС). После получения, ЗОС направить в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> для получения разрешения на ввод в эксплуатацию. Подготовить Акт ввода в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное оперативное совещание Департамента, оформленное Протоколом №, в рамках которого ФИО1 повторно поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ завершить мероприятия по вводу в эксплуатацию объекта «Реконструкция моста через суходол на а/<адрес> Н-134 <адрес>», работы по которому закончены в конце 2020 года, а также предоставить «дорожную карту» с указанием планируемых мероприятий, сроков и ответственных лиц. ДД.ММ.ГГГГ состоялось очередное оперативное совещание Департамента, оформленное Протоколом №, в рамках которого в очередной раз ФИО1 поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исполнение поручения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с невыполнением ФИО1 поручений руководства Департамента до настоящего времени не проведены мероприятия по завершению работ по вводу в эксплуатацию объекта «Реконструкция моста через суходол на а/<адрес> Н-134 <адрес>», работы по которому закончены в конце 2020 года, а также не предоставлена «дорожная карта» с указанием планируемых мероприятий, сроков и ответственных лиц.
Из письменных пояснений начальника Управления дорожного хозяйства ФИО2 следует, что во вверенном начальнику коллективе, сотрудниками, как правило, устные поручения начальников отделов и ФИО2, выполняются достаточно оперативно и качественно, за исключением ФИО1, которая с апреля текущего года, по каким-то причинам, изменила свое отношение к работе и помимо игнорирования поручений, придумывая различного рода отговорки, еще и подрывает трудовую дисциплину в коллективе, тратит большое количество времени на перекуры, распространение сплетен и разговоры не рабочего характера. По результатам каждого месяца, исходя из вышеуказанного служебного поведения ФИО2 не вносились предложения на заседаниях Комиссии, о дополнительном премировании ФИО1 за эффективную работу.
Суд полагает, что доводы истца о том, что именно к ней присутствует несправедливое отношение работодателя в части назначения премии, не нашли своего подтверждения. Решение о согласовании премии истцу в размере 0% принималось коллегиально, а не только ФИО2, с которым истец указывала о наличии конфликта.
На основании вышеизложенного, проанализировав нормы трудового законодательства Российской Федерации и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что согласование выплат денежных средств, являющихся предметом спора, - это право, а не обязанность работодателя, что в свою очередь исключает возможность удовлетворения иска о взыскания выплат стимулирующего характера.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина возмещению не подлежит, поскольку в иске судом отказано.
Руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 11 октября 2021 года.