ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2376 от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Отметка об исполнении решения Дело 2-2376/ 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Алёшиной ЕЭ,

с участием адвоката Рау АЭ,

при секретаре Абрамовой ОВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на инспекторское предписание об устранении выявленных нарушений законодательства в области гражданской авиации,

установил:

Согласно инспекторскому предписанию старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Росстранснадзор Подгорного АП, 11.02.2011 года в ходе проверки службы ЭРТОС и авиационной электросвязи филиала «Аэронавигация Юга» выявлены нарушения; в положении и должностных инструкциях Службы ЭРТОС Ростовского отделения ОВД имеются ссылки на документы, не подлежащие к применению на территории РФ (НПП ГА -85). Нарушено требование Приказа Минтранса России от 06.11.2007 года № 198. В положениях и должностных инструкциях Службы ЭРТОС Ростовского зонального центра ЕС ОрВД и службы ЭРТОС Ростовского отделения ОВД отсутствую ссылки на нормативно-распорядительные документы, в результате нарушены пункт 1,2 «Руководства по РТО полетов и технической эксплуатации объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи», введенного в действие ФСВТ России от 11.08.2000 года № 250; пункт 1,2 «Руководства по авиационной электросвязи» (РС ГА -99), введенного в действие приказом ФСВТ России от 15 июля 1999 года № 14.

Для устранения выявленных недостатков на директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД в РФ» Одинцова РМ возложены обязанности по устранению выявленных нарушений, о чем доложить в ОНСИВПАО до 16 мая 2011 года. В случае неисполнения требований предписания должностному лицу надлежит явиться в УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Филиал «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обратился в суд с жалобой, просил отменить инспекторское предписание УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора от 11 февраля 2011 года № 000128 как незаконное, считает инспекторское предписание необоснованным.

Жалоба мотивирована тем, что указанные Руководства …, утвержденные приказами ФСВТ России, не вступили в законную силу в установленном порядке, вследствие чего не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациями за невыполнение содержащихся в них предписаний; ссылался на положения Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763, положения Воздушного кодекса РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил и Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Приказ Минтранса РФ от 06.11.2009 года № 198, признающий утратившими силу и не подлежащими применению на территории РФ ведомственных нормативных актов, не может рассматриваться как нормативный правовой акт как не зарегистрированный в Минюсте РФ.

Ссылаясь на уважительность причин пропуска процессуального срока, при подаче жалобы Заявитель просил о его восстановлении.

Представители Заявителя Сазонов МС и адвокат Рау АЭ, действующие в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явились, жалобу и ее доводы поддержали, представили письменные объяснения с учетом возражений УГАН НОТБ ЮФО Росттранснадзора, считают, что указанные в предписании инспектора Руководства не являются обязательными к применению, ссылались на положения Воздушного кодекса РФ.

Представитель УГАН НОТБ ЮФО Росттранснадзора Бабанский ВЮ, действующий в соответствии с доверенностью, в судебное заседание явился, с жалобой и ее доводами не согласен, просил отказать в удовлетворении жалобы, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым Руководства … являются нормативно-распорядительными документами (актами), а не актами, затрагивающими права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или межведомственных характер и обязательны к выполнению руководящим и инженерно-техническим персоналом служб ЭРТОС предприятий ГА, а также предприятиями, использующими в своей деятельности средства РТОП и связи, обеспечивающие безопасность полетов ВС по правилам гражданской авиации. Указанные Руководства согласно распоряжения первого заместителя министра транспорта РФ являются нормативными документами, устанавливающими требования к объекту гражданской авиации и методам его испытаний и (или) оценки.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения ли, присутствующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.

Предписание государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора содержит предписание, подлежащее обязательному исполнению, и его исполнение обеспечивается применением мер административной ответственности, т.е. носит властно-распорядительный характер и, влечет для должностного лица и организации неблагоприятные юридические последствия, является ненормативным актом, невыполнение которого в установленный срок является основанием для привлечения должностного лица или организации к ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что срок устранения нарушений, указанный в предписания государственного инспектора продлен до 19.07.2011 года (л.д.83, 84).

Согласно статье 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", п  ри рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Обжалуя законность предписания государственного инспектора, Заявитель ссылается на то, что указанные в предписании акты не влекут правовых последствий, как не вступившие в законную силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностных лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» является коммерческой организацией. Правовое положение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» определяется ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно распоряжению Правительства РФ от 01.12.2009 № 1834-р ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» находится в ведении Росавиации.

Правовые основаны использования воздушного пространства и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ.

Согласно п. 1 статьи 12 ВК РФ под государственным регулирование использования воздушного пространства понимается установление государством общих правил осуществления такой деятельности, а также ответственность за их соблюдение.

Государственное регулирование использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства (п. 2 указанной нормы Кодекса).

Согласно статье 2 Воздушного кодекса РФ, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

«Руководство по РТО полетов и технической эксплуатации объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи», утвержденное приказом ФСВТ России 11.08.2000 года № 250 и «Руководство по авиационной электросвязи» (РС ГА -99), утвержденное приказом ФСВТ России 15.07. 1999 года № 14, устанавливают требования к объекту гражданской авиации и методам его испытаний и (или) оценки соответствия. Вместе с тем, статья 2 Воздушного кодекса РФ, не содержит указания на регулирование в области использования воздушного пространства нормативно- распорядительными документами, как о том указано в отзыве УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора

Постановлением Правительства РФ от 27.03.1998 г. № 360 утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил в соответствии с которым надлежит осуществлять подготовку указанных правил.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 утверждены приказом Минюста РФ от 17.04.1998 № 42.

Из анализа пунктов 8, 9 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» следует, что в них устанавливаются конкретные периодические издания, являющиеся официальными для опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, для которых установлена обязательная регистрация в Минюсте РФ.

Приказ Минтранса России от 06.11.2009 № 198, приказы ФСВТ России от 15.07.1999 № 14, 11.08.2000 № 250, распоряжение первого заместителя министра транспорта РФ от 24.06.2002 № НА-217р, положенные в основу предписания государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора в установленном порядке (официально) не опубликованы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.11.1999 № 1319, утвердившим положение о ФСВТ России, ФСВТ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие, надзорные и другие) функции в области гражданской авиации и использования воздушного пространства в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ (п. 1 Положения о ФСВТ России, т.е. обязано руководствоваться указанными выше нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ.

Указанные в инспекторском предписании приказы изданы после вступления в силу Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763, постановлений Правительства РФ от 27.03.1998 № 360, от 13.08.1997 № 1009, т.е. после установленного нормативными правовыми актами порядка.

Нормативно правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти РФ в виде постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и положений ( п.2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 года № 1009). Такового вида нормативных правовых актов как «руководство»  , указанные Правила не содержат.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ и п.2 статьи 1 ГК РФ, ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ).

Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»:

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной
сфере деятельности (п. 4 Указа);

под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление
действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной
власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами,
юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами   общеобязательных правил поведения (п.п. «б» п. 2 Указа).

НПП ГА – 85 утверждено и введено в действие приказом Министерства ГА СССР от 08.04.1985 года № 77 и, в силу п. 3 статьи 136 Воздушного кодекса РФ, является действующим. Согласно указанной норме, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области авиации и действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые согласно настоящему Кодексу могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов.

Приказ Минтранса России от 09.11.2009 года № 198 и приложение № 2 к нему, в соответствии с которым, НПП ГА -85 признано не подлежащим применению на территории РФ с 09.11.2009 года, нельзя признать нормативным правовым актом, как не прошедшим установленный порядок принятия, более того, нормативного правового акта, регулирующего указанные отношения до настоящего времени не принято.

В любом случае, не внесение изменений в локальные акты Заявителя (положения, должностные инструкции) не может рассматриваться как нарушение Заявителем законодательства в области гражданской авиации и транспортной безопасности, поскольку правоприминителем учитываются нормы, не противоречащие нормативным правовым актам, регулирующим указанные отношения.

Согласно п.10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 года № 763, нормативно правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих отношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В связи с изложенным, инспекторское предписание старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Росттранснадзора Подгорного АП от 11 февраля 2011 года № 000128 о возложении обязанности на директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД в РФ» нельзя признать законным.

Судом установлено, что, не согласившись с предписанием государственного инспектора, врио генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Гульченко ВР просил об отмене предписания, что допустимо п.6 «Положения о полномочиях должностных лиц федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные функции», в связи с чем 18.04.2011 года обращался к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Касьянову АИ, в чем было отказано (л.д.81), а потому, суд усматривает основания для признания уважительными причин пропуска Заявителем установленных статьей 256 ГПК РФ процессуальных сроков и их восстановления.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-197, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Отменить как незаконное инспекторское предписание старшего государственного инспектора УГАН НОТБ ЮФО Росттранснадзора Подгорного АП от 11 февраля 2011 года № 000128 о возложении обязанности на директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Государственная корпорация по ОрВД в РФ».

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10-ти дней после составления мотивированной части решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Алёшина ЕЭ