ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2376/15 от 30.09.2015 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

№ 2-2376/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2015 года р.п. Старая Майна

Судья Чердаклинского районного суда Ульяновской области Уланов А.В.

при секретаре Сафиуловой Г.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 о признании не действующим постановления Администрации МО «Старомайнский район» об отмене ранее вынесенного постановления

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании не действующим постановления Администрации МО «Старомайнский район» об отмене ранее вынесенного постановления.

В обоснование требований указали, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №...., общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, <...>», в северо-западной части квартала №..... ФИО2 принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами №.... и №...., расположенные по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, <...>», в северо-западной части квартала №..... Земельные участки относятся к категорий земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для ведения дачного строительства, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации. Земельный участок ФИО1 был образован в результате раздела из земельного участка с кадастровым номером №...., принадлежащего на праве собственности ФИО2 Вновь образованный земельный участок и тот, из которого он был выделен, ранее имели вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Согласно положений ФЗ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, Письма Министерства Экономического развития РФ 14310-ИМ/Д23 от 07.2011г. «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения может быть осуществлен в случае предоставления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний об изменении одного вида разрешенного использования земельного на другой вид.

ФИО2 обратилась в МУ Администрация МО «Старомайнское городское поселение» с заявлением о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 12.03.2013г. №.... «О публичных слушаниях по изменению вида разрешенного использования земельных участков», на основании Протокола публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков в МО «Старомайнский район» Администрация МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района вынесено Постановление №.... от 03.04.2013г. «Об изменении вида paзрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: Ульяновская область Старомайнский район», согласно которого изменен вид разрешенного использования земельных участков в том числе с кадастровыми номерами №...., №...., №.... расположенных по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, <...>, в северо-западной части квартала №...., на вид разрешенного использований - «Для ведения дачного строительства», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

На основании вышеуказанного постановления, кадастровой выписке о земельном участке от 07.05.2013г. №.... были внесены изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество находящегося по адресу: <...>, <...>», в северо-западной части квартала №.... в части указания разрешенного использования с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для ведения дачного строительства».

ФИО2 было получено новое свидетельство о государственной регистрации права в Чердаклинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на земельный участок с кадастровым номером №.....

В дальнейшем указанный земельный участок был разделен на несколько земельных участков, среди которых, в том числе и земельный участок ФИО1 с кадастровым номером №...., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства.

15.06.2015г. ФИО1 при рассмотрении гражданского деда №.... в Чердаклинском районном суде по заявлению Ц* T.B. и Г*С.В. к Управлению Росреестра по Ульяновской <...>, где он выступал в качестве представителя ФИО2, стало известно, что постановление администрации МО «Старомайнское городское поселение» от <...>№.... было опротестовано. Прокурором Старомайнского района Ульяновской области направлен в адрес Администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской <...> протест, который администрацией района был удовлетворен, правовой акт — Постановление Администрации МО «Старомайнское городское поселение» от <...>№.... «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: «<...>» был отменен путем издания администрацией МО «Старомайнский район» Ульяновской области Постановления от 28.08.2014г. №.... «Об отмене постановления Администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от <...>№....».

Таким образом, ФИО1 ознакомился с принятым администрацией района Постановлением от 28.08.2014г. №.... только 15.06.2015г. Ранее о вынесении такого Постановления, непосредственно затрагивающего права, как собственника земельного участка, его в известность никто не ставил.

Между тем, постановление №.... было вынесено администрацией района всего через шесть дней с момента принесения прокурором Старомайнского района протеста в порядке надзора от 22.08.2014г. №....г., тогда как отменяемое Постановление от 03.04.2013г. №.... принималось на публичных слушаниях. Постановление №.... опубликовано не было, постановление об отмене публичных слушаний администрацией района не принималось. Результаты публичных слушаний недействительными в судебном порядке не признавались. Никто из лиц, присутствовавших в 2013 году на публичных слушаниях, на рассмотрение протеста прокурора в администрацию не приглашался, в том числе заявители и иные собственники 12-ти земельных участков в отношении которых Постановлением №.... был сменен вид разрешенного использования. Из пояснений представителя Управления Росреестра по Ульяновской области: по Чердаклинскому и Старомайнскому районам непосредственно в судебном заседании по делу №...., 16.01.2015г. в отношении принадлежащих им земельных участков, регистратором в одностороннем порядке был изменен вид разрешенного использования земельного участка с «для ведения дачного строительства» на «для сельскохозяйственного производства».

При этом их в известность, государственный регистратор не ставил, свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок в судебном порядке не оспорил, что привело в настоящее время к тому, что в правоустанавливающих документах на земельные участки и сведениях о земельных участках, содержащихся в государственном кадастре недвижимости содержатся противоречия по виду разрешенного использования участков. Имеющиеся противоречия не позволяют ФИО1 использовать земельный участок по тому назначению, для которого он приобретался –для строительства дачи, а ФИО2 произвести отчуждение земельных участков, так как в октябре 2014 года в регистрации перехода права собственности на принадлежащие ей земельные участки.

Просят суд признать недействующим Постановление Администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 28.08.2014г. №.... «Об отмене постановления Администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 03.04.2013г. №....».

В суде представитель ФИО1 – Т*Е.Н. уточнила заявленные требования, просила о признании решения, оформленного в виде Постановления Администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 28.08.2014г. №.... «Об отмене постановления Администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 03.04.2013г. №....» незаконным, поддержала требования, изложенные в заявлении.

Представитель ФИО2 – ФИО3 поддержала уточненные требования, позицию истцов, изложив доводы, приведенные ей в текстовом варианте, сославшись на нарушение Администрацией МО «Старомайнский район» Ульяновской области как процессуальных норм, так и норм ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от <...> N266-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», при этом отметив, что Постановлением Главы Правительства Ульяновской области №....-П от <...> утвержден Перечень земельных участков из состава особо ценных сельскохозяйственных угодий. В состав этих земель три участка, принадлежащие ФИО1 и ФИО2, не входят.

ФИО1, ФИО2 с уточенными требованиями согласились, поддержали позицию, изложенную в заявлении, а также доводы, приведенные представителями.

Представитель Администрации МО «Старомайнский район» ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась, показав, что Постановлением Администрации МО «Старомайнское городское поселение» №.... от 03.04.2013г. был изменен вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами №...., №...., №.... с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства». Земельные участки с указанными кадастровыми номерами изначально относились к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, следовательно, имели статус сельскохозяйственных угодий. Вид разрешенного использования земельных участков с «для сельскохозяйственного производства» на «для дачного строительства» был изменен без соблюдения порядка, предусмотренного ФЗ от 15.04.1998г. № 66-0ФЗ «О садоводнических, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а именно без создания и регистрации дачного некоммерческого объединения и подготовки проекта организации и застройки его территории, что отметила прокуратура Старомайнского района вынеся представление от 29.08.2014г. от 15.01.2014г. Представление прокурора указывало на то, что изменение вида разрешенного использования из земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. 29.08.2014г. в адрес Администрации МО «Старомайнский район» поступил протест прокуратуры Старомайнского района в порядке надзора, которым постановление Администрации МО «Старомайнское городское поселение» №.... от 03.04.2013г., признано незаконным.

Вышеуказанное представление и протест прокуратуры Старомайнского района были рассмотрены с участием старшего помощника прокурора Старомайнского района. По результатам данного рассмотрения Администрацией МО «Старомайнский район» было принято решение об отмене вышеуказанного постановления Администрации.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании Постановления Главы администрации Старомайнского района №.... от <...> постановлено предоставить колхозникам <...> земельных участков общей площадью <...> га сельскохозяйственных угодий, из их пашни 2209 га, в том числе в собственность 2138 га, сельскохозяйственных, из них пашни <...> га на работающих и пенсионеров, среди которых значится Б*А.Н..

В соответствии со Свидетельством о праве собственности №....Б*А.Н. принадлежит земельный участок <...> га в том числе сельскохозяйственных угодий <...> га, пастбищ <...>

Согласно договора дарения земельного участка от <...>И*Г.А., от имени Б*А.Н. подарил ФИО2 земельный участок с кадастровым номером №.... общей площадью <...> кв.м., при этом земельный участок относился к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

Вместе с тем площадь перешедшего участка не соответствует доли по праву находящегося в собственности у Б*А.Н..

В 2013 году ФИО2 обратилась в МУ Администрация МО «Старомайнское городское поселение» с заявлением о проведении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с Постановлением Главы муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 12.03.2013г. №.... «О публичных слушаниях по изменению вида разрешенного использования земельных участков» Администрацией МО «Старомайнское городское поселение» Старомайнского района вынесено Постановление №.... от 03.04.2013г. согласно которого изменен вид разрешенного использования земельных участков на вид разрешенного использований - «Для ведения дачного строительства», категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

На основании вышеуказанного постановления ФИО2 было получено новое свидетельство о государственной регистрации права.

В дальнейшем указанный земельный участок был разделен на несколько земельных участков, среди которых и земельный участок ФИО1 с кадастровым номером №...., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного строительства.

Впоследствии постановление администрации МО «Старомайнское городское поселение» от 03.04.2013г. №.... было опротестовано Прокурором Старомайнского района Ульяновской области, протест прокурора администрацией района был удовлетворен.

Постановление Администрации МО «Старомайнское городское поселение» от 03.04.2013г. №.... «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных по адресу: «Старомайнский район» было отменено путем издания администрацией МО «Старомайнский район» Ульяновской области Постановления от 28.08.2014г. №....

Частью 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Таким образом, размещение дачных некоммерческих объединений возможно только на землях сельскохозяйственного назначения.

В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В силу п. 1, п. 2 ст. 23 Федерального закона № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента поступления.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

В силу ст. 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в числе прочего на такие категории, как земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. п. 2, 6 ст. 30 ГрК РФ).

Вместе с тем, в силу п. п. 6, 7 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

При этом в силу п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Из системного толкования положений статьей 77, 83 и 85 ЗК РФ, следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения: находящиеся за границами населенного пункта, и земли сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.

Земельный участок заявителей, находится за границами населенных пунктов и состоит исключительно из сельскохозяйственных угодий, о чем свидетельствуют первоначальные документы об участках Б*А.Н. и ФИО2

Согласно п. 5 ст. 37 ГрК РФ, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую категорию.

Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации, а также Федеральным законом N 66-ФЗ от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", определен порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства. Данные правовые акты предусматривают обязательное предварительное зонирование территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

В силу п. 2 ст. 81 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Исходя из положений статей 8, 12, 14, 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" для ведения садоводства гражданами могут быть использованы только те земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.

Возможность предоставления участка для садоводства отдельному гражданину вне земель садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения - не предусмотрена.

Доказательства тому, что спорный земельный участок находится на территории садоводческого объединения, либо наличию смежных границ принадлежащего заявителям земельного участка с землями какого-либо садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан, что позволило бы им в дальнейшем вести садоводство на территории садоводческого объединения отсутствуют.

Исходя из положений ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", использование садового земельного участка предполагает строительство на нем жилого строения, что противоречит и приоритету в использовании и особой охране сельскохозяйственных угодий.

Земельные участки приобретены заявителями по гражданско-правовым договорам. Для целей садоводства земельные участки не выделялись.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка оснований для изменения вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на «Для ведения дачного строительства»" без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется, иное противоречило бы действующему законодательству.

С учетом вышеизложенного, доводы, изложенные ФИО1, ФИО2 и их представителями являются не состоятельными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования ФИО1, ФИО2 о признании решения, оформленного в виде Постановления Администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 28.08.2014г. №.... «Об отмене постановления Администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 03.04.2013г. №....» незаконным - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья