№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2011 года город Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Богомолова А.А., при секретаре Михайловой А.А., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к товариществу собственников жилья - 5 Фрунзенского района г. Саратова о возложении обязанности выдать документы,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к товариществу собственников жилья - 5 (далее - ТСЖ-5) Фрунзенского района г. Саратова, в котором просил признать отказ ТСЖ - 5 Фрунзенского района г. Саратова в предоставлении ФИО3 справки формы №1 незаконным, обязать ответчика выдать ФИО3 или представителю по доверенности ФИО1 справку формы №1, а также выписку из лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Также ФИО3 просил взыскать с ТСЖ-5 Фрунзенского района г. Саратова в его пользу расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование своих требований ФИО3 указывает, что он является квартиросъемщиком <адрес>, в которой имеет регистрацию.
С целью приватизации указанной квартиры ФИО3 была выдана доверенность на имя ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ на представление интересов во всех необходимых организациях.
Для заключения договора на приватизацию необходимо предоставить договор социального найма жилого помещения с администрацией Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов». В перечень документов, необходимых для заключения договора социального найма входит справка Форма №1 и выписка из лицевого счета.
С целью получения данной справки и выписки из лицевого счета, 19 августа 2011 года я ФИО3 обратился в ТСЖ-5 Фрунзенского района г. Саратова, однако выдавать необходимые документы ответчик отказал, мотивируя это тем, что за квартирой по вышеуказанному адресу числится долг по коммунальным платежам.
Пояснения сотрудникам ТСЖ-5 Фрунзенского района г. Саратова о том, что их действия по отказу в выдаче справок являются незаконными и необоснованными, ни к чему не привели. В ходе разговора со специалистами ТСЖ - 5 Фрунзенского района г.Саратова на требование ФИО3 о выдаче справки Форма №1 и выписки из лицевого счета, истец получил отказ. Дать мотивированный письменный отказ в предоставлении указанной справки сотрудники ТСЖ - 5 Фрунзенского района г. Саратова также отказались.
ФИО3 считает действия сотрудников ТСЖ-5 Фрунзенского района г.Саратова необоснованными, незаконными и грубо нарушающими его право на получение информации. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Доступ к информации определяется как возможность получения информации и ее использования, а предоставление информации - это действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российской Федерации, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен, имеется заявление его рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) иск поддержала по изложенным в нем основаниям, указав на то, что ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова на заявление ФИО1 от 19 августа 2011 года не выдало справку формы №1, а также выписку из лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Данные документы необходимы для заключения договора социального найма и приватизации квартиры. Представитель истца пояснила, что она также обращалась в ТСЖ - 5 Фрунзенского района города Саратова 06 октября 2011 года за выдачей справки формы №1, для предоставления в администрацию и перевода лицевого счета на ФИО1 06 октября 2011 года данная справка была выдана. Однако по заявлению от 19 августа 2011 года справка формы №1 и выписка из лицевого счета указанные документы для приватизации квартиры ТСЖ не выдаются.
Представитель ответчика ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что справка формы №1 о зарегистрированных лицах ФИО3 была выдана 06 октября 2011 года.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела была извещена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, ФИО3 зарегистрирован в <адрес>. Распоряжением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» №383-р от 20 октября 2011 года ФИО3 был признан нанимателем по ранее заключенному договору социального найма, в связи со смертью квартиросъемщика ФИО4
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 67 ЖК РФ). Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 статьи 67 ЖК РФ прав может иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (часть 2 статьи 67 ЖК РФ).
ТСЖ-5 Фрунзенского района является объединением собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных жилых домах, перечень которых указан в п.1.1 Устава ТСЖ-5 Фрунзенского района (далее - Устав), в том числе жилого дома по <адрес>. Целью ТСЖ является совместное управление собственниками помещений комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (п. 1.9 Устава).
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию
(утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) ответственными за регистрацию и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются: должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов; уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства, осуществляют следующие должностные лица:
1) жилищно-эксплуатационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;
2) жилищно-строительных и жилищных кооперативов;
3) акционерных обществ и других коммерческих организаций;
4) других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.
Судом установлено, что 19 августа 2011 года ФИО3 обратился в ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова с заявлением, в котором просил выдать по <адрес> справку формы №1 о зарегистрированных лицах и выписку из лицевого счета для заключения договора социального найма и последующей приватизации квартиры, что подтверждается материалами дела, и не оспаривалось ответчиком (л.д. 37).
Доказательств выдачи указанной справки формы №1 о зарегистрированных лицах и выписки из лицевого счета для заключения договора социального найма по заявлению ФИО3 от 19 августа 2011 года ответчиком представлено не было (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ).
Как следует из иска и объяснений представителя истца, должностные лица ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова отказались выдать ФИО3 указанные документы, без погашения задолженности по коммунальным платежам.
Довод представителя ТСЖ - 5 Фрунзенского района города Саратова о том, что справка формы №1 о зарегистрированных лицах ФИО3 была выдана 06 октября 2011 года суд не может принять во внимание, поскольку указанная справка была предоставлена ФИО3 по устному обращению его представителя от 06 октября 2011 года и предназначалась для перевода лицевого счета по <адрес> на ФИО3
Факт обращения 06 октября 2011 года представителя ФИО3 в ТСЖ - 5 Фрунзенского района города Саратова за справкой формы №1 о зарегистрированных лицах сторонами не оспаривался.
Справка, выданная ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова 06 октября 2011 года, была сдана истцом в администрацию Фрунзенского района г. Саратова, после чего распоряжением администрацией района от 20 октября 2011 года №383-р лицевой счет <адрес> был переведен на ФИО3
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» тот 10 ноября 2011 года №01-14-1595 (л.д.53-54), из которого следует ФИО3 был признан нанимателем по ранее заключенному договору социальному найма жилого помещения муниципального жилого фонда, расположенного по адресу: <адрес>, в связи со смертью квартиросъемщика ФИО4, распоряжением администрацией района от 20 октября 2011 года №383-р. ФИО3 были представлены следующие документы: справка о зарегистрированных лицах, выданная соответствующей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом; копия свидетельства о смерти ФИО4; заявление о признании нанимателем по ранее заключенному договору социальному найма. Лицевой счет ФИО4 в связи со смертью был закрыт (л.д. 41).
Таким образом, справка формы №1 о зарегистрированных лицах и выписка из лицевого счета для заключения договора по заявлению ФИО3 от 19 августа 2011 года ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова не выданы, что суд расценивает как отказ ответчика в их предоставлении истцу.
В судебном заседании представитель ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова также подтвердил, что выписка из лицевого счета ФИО4 до настоящего времени не выдавалась.
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО4 о возложении обязанности на ТСЖ - 5 Фрунзенского района г. Саратова выдать ФИО3 или представителю по доверенности ФИО1 (в пределах срока действия соответствующей доверенности) справку формы №1 о зарегистрированных лицах, а также выписку из лицевого счета на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
ТСЖ-5 Фрунзенского района города Саратова как уполномоченная организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, а также осуществляющее первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, а также ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства обязано в силу статей 67, 135, 161 ЖК РФ, статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в предоставлении, как собственникам так и нанимателям жилых помещений необходимых документов связанных с пользованием данными жилыми помещениями, в связи с чем отказ ответчика в выдачи ФИО3 справки формы №1 о зарегистрированных лицах, по заявлению от 19 августа 2011 года является незаконным.
Согласно часть 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
ФИО3 просил взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб. Понесенные расходы подтверждаются имеющейся в материалах дела договором поручения от 01 сентября 2011 года, а также распиской в получении денежных средств (л.д. 6).
Учитывая количество судебных заседаний по данному делу, проведенных с участием представителя, их продолжительность, участие представителя на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, объем составленных представителем истца процессуальных документов, исходя из требований разумности, суд полагает возможным взыскать с ТСЖ - 5 Фрунзенского района города Саратова в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Исходя из размера удовлетворенных судом требований, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца произведенные расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказ товарищества собственников жилья - 5 Фрунзенского района г. Саратова в предоставлении ФИО3 справки формы №1 о зарегистрированных лицах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по заявлению от 19 августа 2011 года.
Обязать товарищество собственников жилья - 5 Фрунзенского района г. Саратова выдать ФИО3 или представителю по доверенности ФИО1 справку формы №1 о зарегистрированных лицах, а также выписку из лицевого счета на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Взыскать с товарищества собственников жилья - 5 Фрунзенского района г. Саратова в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере 2000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб., а всего 2400 руб.
В остальной части взыскания суммы судебных расходов ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения - 16 ноября 2011 года.
Судья
А.А. Богомолов