ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2376/2022 от 12.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

копия

Дело № 2-2376/2022

027г

24RS0017-01-2022-002510-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Копеиной И.А.,

при секретаре Нортуй-оол С.А.,

с участием:

представителя истца Сергеева А.А. по доверенности,

представителя ответчика Администрации г. Красноярска Бочкарева О.Н. по доверенности

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Ашарапова Евгения Раефовича к Администрации г. Красноярска, Министерству образования КК о восстановлении нарушенных прав,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Ашарапов Е.Р. обратился в суд с иском ( с учетом уточнений) к Министерству Образования КК о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включив в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также к Администрации г. Красноярска в котором просил обязать предоставить истцу жилое помещение из государственного специализированного жилищного фонда в пределах г. Красноярска.

Требования мотивированы тем, что «13ДД.ММ.ГГГГ года у Ашарапова Раефа Басыровича и Ашараповой Раисы Алексеевны родился сын - Ашарапов Евгений Раефович, «ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца - Ашарапов Раеф Басырович. «ДД.ММ.ГГГГ года умерла мать истца - Ашарапова Раиса Алексеевна, после чего Постановлением Администрации Тюхтетского района Красноярского края № 187-п от «08» октября 2004 года попечителем была назначена Туркова Юлия Викторовна. Руководствуясь положениями закона, истец обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрацию Назаровского района Красноярского краю. «28» мая 2009 года Администрацией Назаровского района Красноярского края был подготовлен и направлен истцу ответ о том, что за ним закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, д. Каргала, <адрес>, в связи с чем истцу было предложено вселиться в указанное помещение после проведения ремонта в нём, при этом Администрацией был проигнорирован Акт сохранности жилого помещения от «28» ноября 2008 года, выданный Администрацией Красносопкинского сельсовета Назаровского района Красноярского края о непригодности для проживания указанного жилого помещения, в связи с чем истец в силу возраста, недостаточной юридической грамотности и личной трагедии, связанной с данным жилым помещение, утратил веру в реализацию своих законных прав на благоустроенное жилое помещение. Впоследствии, «14» ноября 2012 года, Межведомственной комиссией, назначенной Администрацией Назаровского района Красноярского края по постановлению от «24» ноября 2011 года -п был составлен Акт обследования помещения по адресу: <адрес>, д. Каргала, <адрес>, согласно которому оно было признано не подлежащим капитальному ремонту, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, о чём было выдано соответствующее Заключение от «14» ноября 2012 года. «01» декабря 2021 года, руководствуясь п. 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке...", согласно которому право на благоустроенное жилое помещение сохраняется до фактического им обеспечения, истец вновь обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрацию Советского района в г. Красноярске. «27» января 2022 года Министерством образования Красноярского края был подготовлен и направлен истцу ответ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также отсутствии оснований для предоставления жилого помещения, в связи с тем, что истец не успел до достижения 23-летнего возраста встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что по мнению Министерства образования Красноярского края лишает истца права на получение социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения. С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2018 г. № 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом, дети-сироты и лица из их числа независимо от достижения возраста 23 лет, не реализовавшие свое право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке по договорам социального найма до 01.01.2013 г., должны обеспечиваться жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения после 01.01.2013 г. в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 159-ФЗ в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, с учетом нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории. Принимая во внимание изложенное, истец считает незаконным отказ Министерства образования Красноярского края в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и отсутствии оснований для предоставления жилого помещения, в связи с чем для защиты своего нарушенного права вынужден обратиться в суд. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Истец Ашарапов Е.Р. не явился, был извещен.

Представитель истца Сергеев А.А. по доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что квартира на <адрес> была приобретена за счет материнского капитала и в настоящее время оформлена на детей в долях. В настоящее время истец с супругой в ипотечном кредитовании приобрели квартиру на <адрес>, но жильем он не обеспечен. Проси удовлетворить требования.

Представитель ответчика Министерство образования Красноярского края в зал судебного заседания не явился, извещен надлежащим образом, направили в суд отзыв из которого следует, что Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены в статье 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Из системного анализа норм действующего законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа до достижения ими возраста 23 лет должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений (посредством письменного обращения в компетентные органы по вопросу включения в список).Таким образом, постановка на учет носит заявительный характер, должна быть реализована заинтересованным лицом, а именно самим гражданином, которому положена соответствующая социальная гарантия. Учетное дело Ашарапова Евгения Раефовича с копией заявления от 01.12.2021 о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поступило в Министерство 26.01.2022 из администрации Советского района в городе Красноярске. Рассмотрев учетное дело Ашарапова Евгения Раефовича, Министерством было принято решение об отказе во включении в список Ашарапова Е.Р. на основании пункта 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, а также на основании пункта 5 статьи 17 Закона края № 12-961. Ашараповым Евгением Раефовичем был нарушен установленный порядок постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с тем, что документы поступили после достижения им возраста 23 лет и его учетное дело не содержит доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению в компетентные органы по вопросу постановки на учёт в период с 18 до 23 лет.Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества от 03.12.2021 № КУВИ-002/2021-161407119 Ашарапов Евгений Раефович имеет в общей долевой собственности жилое помещение по адресу: <адрес>. Министерством Ашарапову Е.Р. направлено письмо от 27.01.2022 № 75-757 с разъяснениями о причинах отказа о включении в список и праве обжалования решения Министерства в судебном порядке (копия письма находится в учетном деле). Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке очередности, сформированном в соответствии со списком. Просили в удовлетворении искового заявления Ашарапова Евгения Раефовича к Министерству о постановке на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении и его предоставлении, отказать.

Представитель ответчика Администрации г. Красноярска Бочкарев О.Н. по доверенности, в судебном заседании возражал против исковых требований, поддержал ранее представленный отзыв в котором указали, что истец пропустил срок обращения, достиг уже 23 лет, а на учет не встал, поэтому не возможно предоставление жилого помещения без постановки на учет.

Представитель третьего лица Министерство строительства Красноярского края, в зал судебного заседания не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения сторон, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей, оценив представленные доказательства в своей совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии со ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющей принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Жилищного кодекса РФ к жилым помещения специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

При этом в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 9 ст. 8 вышеназванного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (01 января 2013 года).

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

По смыслу положений ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац 3).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Как было установлено судом в судебном заседании, согласно постановления Администрации Тюхтетского района № 187-п от 08.10.2004 года над несовершеннолетним Ашараповым Е.Р. ДД.ММ.ГГГГ г.р.(истцом) была установлена опека, опекуном была назначена Туркова Ю.В.

Отец истца Ашарапов Р.Б. умер 20.11.1998г., мать истца Ашарапова Р.А. умерла 07.07.2004г., что подтверждается свидетельствами о смерти.

В ответе Администрации Назаровского района Красноярского края № 1702 от 28.05.2009г. указано, что за истцом закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, д. Каргала, <адрес>, в связи, с чем истцу было предложено вселиться в указанное помещение после проведения ремонта в нём.

Между тем, в материалы дела так же представлен акт сохранности жилого помещения от 28.11.2008г. из которого следует, что жилое помещения подлежит и требует ремонта. В акте обследования от 14.11.2012 года указано, что указанное жилое помещение не пригодно для проживания, что так же говорится и в акте обследования от 14.11.2012г.

Впоследствии, было выдано соответствующее Заключение № 42 от «14» ноября 2012 года, согласно которому жилое помещение было признано не подлежащим капитальному ремонту, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу,

Только 01.12.2021г. истец ( достигнув уже 33 лет) обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрацию Советского района в г. Красноярске.

«27» января 2022 года Министерством образования Красноярского края был подготовлен и направлен истцу ответ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также отсутствии оснований для предоставления жилого помещения, в связи с тем, что истец не успел до достижения 23-летнего возраста встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что по мнению Министерства образования Красноярского края лишает истца права на получение социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения.

Согласно ст. 17. Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N 3-977)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

2. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством края.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.

В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании документов.

Согласно положений ст. 8 - Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

По достижении возраста 23 лет граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 3 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2019 г. N 397, в список, в том числе включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право, имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела Ашарапов Е.Р. обратился с заявлением о постановке на учет 01.12.2021, по достижении 33-летнего возраста. При этом материалы дела не содержат сведений об уважительности причин его не обращения в уполномоченный орган с заявлением до достижения 23 лет.

Как уже указывалось выше, еще в 2009году когда истцу был 21 год Администрация Назаровского района сообщала истцу о том, что за ним закреплено жилое помещение, которое администрация готова отремонтировать и предоставить по договору и просили сообщить о своем решении. Однако истцом не предпринято было каких либо мер и действий по получению закрепленного жилого помещения, его сохранности либо отказа от него и подачи заявления о постановке на учет и признании нуждающимся.

Кроме того, в указанный период времени, истец со своей супругой вступили в кооператив и стали его членами и по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ с использованием материнского капитала приобрели квартиру в <адрес>, приобрели квартиру по <адрес> в <адрес>, которую в долевом порядке оформили на своих детей; по кредитному ипотечному договору от 4.12.2021года приобрел квартиру по ул. Ольховская в г. Красноярске.

Доводы представителя истца о том, что истец достигнув 18 летнего возраста не знал о своих правах на получение жилого помещения, опровергаются вышеприведенными и исследованными документами из которых достоверно следует, что за истцом было закреплено жилое помещение, в отношении которого истец не дал своего согласия на ремонт и заключение договора, был постоянно зарегистрирован по месту постоянного проживания в <адрес> ( что следует из договора займа), приобретал, отчуждал жилые помещения, знал о своем статусе, но с заявлением в органы администрации обратился только в 2021году.

В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент достижения истцом возраста 23 лет (в 2017 году), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9 статьи 8).

В соответствии с положениями части 2 статьи 4 Федерального закона от N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При этом предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец после установления опеки находился на воспитании в семье опекуна, в детское специализированное учреждение не направлялся, не находился на полном государственном обеспечении. Истец в списке подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не числился; в отношении истца с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории, опекун не обращалась. Сам истец с письменным заявлением о включении в список нуждающихся в жилых помещениях впервые обратился в 2021году в возрасте 33 лет.

Объективных доказательств уважительности не обращения истца в соответствующие государственные органы с заявлением о предоставлении жилья, постановке на учет, оспаривании каких-либо действий (бездействий) органов опеки и попечительства и т.п., до исполнения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено. Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявлял о нуждаемости, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не вставал.

Таким образом истцом не представлены суду доказательства уважительных причин, препятствующих истцу своевременно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и реализовать свое право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ашарапова Евгения Раефовича к Министерству Образования Красноярского края о включении в список детей сирот нуждающихся в жилом помещении, к Администрации г. Красноярска об обязании предоставить жилое помещение из государственного специализированного жилищного фонда, оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2022года

копия верна:

судья И.А. Копеина