Дело № 2-2378/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Нащекиной Н.В.,
при секретаре Митрофановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Рыбинске 09 августа 2013 года заявление Рыбинского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района незаконным
установил:
25.04.2007 года Муниципальным Советом Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района принято решение № 59 «О тарифах на платные услуги, оказываемые Администрацией Волжского сельского поселения».
Решением Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 17.07.2012г. № 145 внесены изменения в решение от 25.04.2007г. № 59, согласно которым приложение № 1 «Тарифы на платные услуги, оказываемые Администрацией Волжского сельского поселения» изложено в новой редакции.
Решение Муниципального Совета Волжского сельского поселения от 17.02.2012г. № 145 обнародовано на территории сельского поселения.
Приложением к решению определены платные услуги, оказываемые Администрацией Волжского сельского поселения, и установлена плата за их оказание, в частности, установлена плата за согласование проектов границ земельных участков (100 рублей за 1 акт) и за выдачу ордеров на проведение земляных работ (1000 рублей за 1 ордер).
Рыбинский городской прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта – п.п. 3, 4 приложения № 1 к решению Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 17.07.2012г. № 145 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета Волжского сельского поселения от 25.04.2007г. № 59 «О тарифах на платные услуги, оказываемые Администрацией Волжского сельского поселения» противоречащими действующему законодательству.
Определением Рыбинского городского суда от 25.06.2013г. и от 11.07.2013г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Рыбинского муниципального района и Департамент территориального развития Ярославской области.
В судебном заседании прокурор Белова Н.М. заявленные требования поддержала.
Представитель Администрации Волжского сельского поселения и Муниципального Совета Волжского сельского поселения ФИО1 по доверенностям, с требованиями прокурора в части оспаривания тарифа за выдачу ордеров на проведение земляных работ не согласен. Требования прокурора в части оспаривания взимания платы за согласование границ земельных участков признал.
Департамент территориального развития Ярославской области представил письменный отзыв, с требованиями прокурора согласен (л.д. №)
Представитель Администрации Рыбинского муниципального района в судебном заседании не участвовал, представил письменный отзыв по делу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требование прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Статьей 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимают деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (п. 2 ст. 2 Закона N 210-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 8 Закона N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи. В силу пункта 2 статьи 8 закона N 210-ФЗ государственная пошлина взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, в соответствии с которыми государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя (части 3 статьи 8 Закона).
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
В Сводном перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р, прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков; подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию относятся к услуге в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно п. 8.9.1 приказа Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" работы, связанные с разрытием грунта или вскрытием дорожных покрытий (прокладка, реконструкция или ремонт подземных коммуникаций, забивка свай и шпунта, планировка грунта, буровые работы), следует производить только при наличии письменного разрешения (ордера на проведение земляных работ), выданного администрацией муниципального образования.
Пунктом 1.2.2. Правил безопасности при строительстве подземных сооружений предусмотрено, что организации, осуществляющие строительство, должны иметь: соответствующие лицензии; необходимую комплектную проектно-техническую документацию, в том числе ПОС, ППР, утвержденные в установленном порядке; технологические карты, а также письменное разрешение на производство работ администрации населенного пункта или территории, уведомления владельцев коммуникаций и сооружений, находящихся в зоне строительства.
Земляные работы являются начальной стадией любого строительства, которое не может проводиться без соответствующего разрешения.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что оказание таких муниципальных услуг, как согласование границ земельного участка, выдача разрешений на проведение земляных работ, на платной основе, за счет средств заявителя, федеральным законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать п.п. 3, 4 приложения № 1 к решению Муниципального Совета Волжского сельского поселения Рыбинского муниципального района от 17.07.2012г. № 145 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета Волжского сельского поселения от 25.04.2007г. № 59 «О тарифах на платные услуги, оказываемые Администрацией Волжского сельского поселения» недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Рыбинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Нащекина