ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2378/16 от 29.09.2016 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

№ 2-2378/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2016 года г. Владивосток

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе

судьи Струковой О.А.,

при участии помощника прокурора Ш.Н.С.

при секретаре Тимошенко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Находка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства ПК о возложении обязанности,

установил:

Истец в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с названным иском, заявив требование о возложении на ответчика Департамент транспорта и дорожного хозяйства ПК обязанности по устранению нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведении в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, мостовое сооружение на автомобильной дороге «Береговая-Хмыловка» на участке 2 (+100) км, а именно: восстановить защитный слой бетона на проезжей части мостового сооружения; восстановить несущие плиты мостового сооружения; восстановить барьерное ограждение на подходах к мостовому сооружению; восстановить перильное ограждение. Возложить обязанность устранить нарушения требований законодательства путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубопроводы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- 146 (+405) км, а именно: на сопряжении мостового сооружения с насыпью, восстановить деформационный шов; устранить дефекты на проезжей части мостового сооружения в виде вспучивания, просадок, сетки из трещин; на подходах к мостовому сооружению начальные и конечные участки барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

-148 (+484) км, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие в местах деформационных швов; устранить дефекты дорожного покрытия мостового сооружения в виде выкрашивания асфальта;

- 163 (984) км, а именно восстановить деформированное перильное ограждение с правой стороны на мостовом сооружении; устранить ямочность асфальтобетонного покрытия в местах водосливов; восстановить асфальтобетонное покрытие на пешеходном сообщении мостового сооружения; восстановить асфальтобетонное покрытие над деформированными швами; устранить провал асфальтобетонного покрытия на подходе к мостовому сооружению;

- 166 (+396) км, а именно на сопряжении мостового сооружения устранить недостатки на асфальтобетонном покрытии в виде ямочности и просадок; восстановить разрушение асфальтобетонного покрытия над деформационными швами; устранить разрушение тротуарной плитки;

Возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства ПК устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- 109 (+209) км, а именно устранить дефект на проезжей части мостового сооружения в виде выбоины; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение бетона; устранить трещины над деформационными швами;

- 109 (+668) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение бетона; устранить дефект на проезжей части мостового сооружения в виде выбоин;

- 113 (+847) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; восстановить разрушенный деформационный шов; устранить дефекты дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение поверхностного слоя бетона;

- 114 (+228) км, а именно устранить дефект дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; восстановить деформированное барьерное (металлическое) ограждение; устранить трещины над деформационными швами;

- 116 (+995) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; восстановить асфальтобетонное покрытие на проезжей части мостового сооружения; начальный и конечный участок барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

- 118 (+779) км, а именно начальный и конечный участок барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004; устранить трещины над деформационными швами; восстановить разрушенные деформационные швы;

Возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства ПК обязанность устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- на участке 0 (+493) км, а именно устранить разрушение деформационных швов; на проезжей части мостового сооружения устранить выбоины;

- на участке 0 (+820) км, а именно устранить разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части мостового сооружения на подходе к мостовому сооружению; устранить дефект покрытия мостового сооружения в виде ямочности; устранить трещины над деформационными швами; привести концевой элемент барьерного ограждения в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

- на участке 2 (+450) км, а именно устранить разрушение деформационных швов; восстановить асфальтобетонное покрытие на проезжей части мостового сооружения; восстановить тротуарный блок;

- на участке 4 (+800) км, а именно устранить трещины над деформационными швами;

- на участке 8 (+100) км, а именно восстановить монолитный бетон вдоль линии колесоотбоя;

- на участке 9 (+500) км, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие на подходе к мостовому сооружению, устранить трещины над деформационными швами; устранить дефект дорожного покрытия в виде просадки асфальтобетонного покрытия перед въездом на мостовое сооружение;

- на участке 13 (+620) км, а именно устранить трещины над деформационными швами.

В судебном заседании помощник прокурора Первореченского района г. Владивостока поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика возражала против заявленных требований, пояснила, что требование об устранении выявленных дефектов в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу неисполнимы, поскольку проведение вышеуказанных работ невозможно в условиях низких температур, кроме того на 2016 год бюджетное финансирование завершено, у Департамента отсутствуют соответствующие денежные средства на проведение ремонтных работ.

Представители третьего лица Специализированное строительное управление, пояснили, что договор на подрядные работы по ремонту мостовых сооружений между ними и Департаментом транспорта и дорожного хозяйства ПК не заключался. Полагают, что требования прокурора обоснованы, мостовые сооружения необходимо поддерживать в надлежащем состоянии.

Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по г. Находке в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в соответствии с отзывом на исковое заявление поддерживает позицию прокурора г. Находка.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведенной прокуратурой г. Находка в период с 17.03.2016 г. по 18.03.2016 г. проверки исполнения Департаментом транспорта и дорожного хозяйства ПК законодательства о безопасности дорожного движения на территории Находкинского городского округа было установлено следующее:

На автомобильной дороге «Береговая-Хмыловка»:

- на участке 2 (+100) км на проезжей части мостового сооружения имеется нарушение защитного слоя бетона; несущие плиты оголены; отсутствует барьерное ограждение на подходах к мостовому сооружению; частично отсутствует барьерное ограждение;

На автомобильное дороге «Артем-Находка-порт Восточный»:

- на участке 146 (+405) км на сопряжении мостового сооружения с насыпью, разрушен деформационный шов; локальное разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части мостового сооружения в виде вспучивания, просадок, сетки из трещин; на подходах к мостовому сооружению начальные и концевые участки барьерного ограждения не устроены с отгонком 1:20 к бровке земляного полотна;

- на участке 148 (+484) км разрушение асфальтобетонного покрытия в местах деформационных швов; местами имеется выкрашивание асфальта;

- на участке 163 (+984) км деформировано перильное ограждение с правой стороны (3м); имеется ямочность асфальтобетонного покрытия в местах водосливов; разрушение асфальтобетонного покрытия в виде сетки из трещин на пешеходном сообщении моста; разрушение асфальтобетонного покрытия над деформационными швами; провал асфальтобетонного покрытия на походе к мостовому сооружению;

- на участке 166 (+396) км на сопряжении мостового сооружения имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде ямочности и просадок; на проезжей части мостового сооружения имеются дефекты асфальтобетонного покрытия в виде ямочности; разрушение асфальтобетонного покрытия над деформационными швами; разрушение тротуарной плитки.

На участке дороги «Артем-Находка-порт Восточный»:

- на участке 109 (+209) км на проезжей части мостового сооружения имеется выбоина; на тротуарной части мостового сооружения имеется шелушение поверхностного слоя бетона; трещины над деформационными швами;

- на участке 109 (+668) км трещины над деформационными швами; на тротуарной части мостового сооружения имеется шелушение поверхностного слоя бетона; на проезжей части мостового сооружения имеется две выбоины;

- на участке 113 (+847) км трещины над деформационными швами, разрушение деформационного шва; дефекты дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; на тротуарной части мостового сооружения имеется шелушение поверхностного слоя бетона;

- на участке 114 (+228) км дефект дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; деформация барьерного металлического ограждения; трещины над деформационными швами;

- на участке 116 (+995) км трещины над деформационными швами; разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части мостового сооружения; начальный и конечный участок барьерного ограждения не устроены с отгонком 1:20 к бровке земляного полотна;

- на участке 118 (+779) км начальный и кончный участок барьерного ограждения не устроены с отгонком 1:20 к бровке земляного полотна; трещины над деформационными швами; разрушение деформационных швов;

На автомобильной дороге «Душкино-Ливадия-Анна»;

- на участке 0 (+493) км разрушение деформационных швов; на проезжей части мостового сооружения имеются выбоины;

- на участке 0 (+820) км разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части, на подходе к мостовому сооружению; дефект дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; трещины над деформационными швами; отсутствие концевого элемента на барьерном ограждении;

- на участке 2 (+450) км разрушение деформационных швов; разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части мостового сооружения; разрушение тротуарного блока (оголение арматурной сетки от бетона);

- на участке 4 (+800) км трещины над деформационными швами;

- на участке 8 (+100) км разрушение монолитного бетона вдоль линии колесоотбоя;

- на участке 9 (+500) км разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части на подходе к мостовому сооружению; трещины над деформационными швами; просадка асфальтобетонного покрытия перед въездом на мостовое сооружение;

- на участке 13 (+620) км трещины над деформационными швами.

Автомобильная дорога Артем-Находка-порт Восточный (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05А-608 (АН-6)); Душкино- Ливадия-Анна с подъездом к Южно-Морскому (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05К-468); Береговая-Хмыловка (идентификационный номер 05 ОП РЗ 05К-626) – включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденный постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 № 357-па.

В соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентом и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.

Согласно п.п. 1.1, 1.6, 2.1.3, 2.2.2 Положения о Департаменте дорожного хозяйства ПК, утвержденного постановлением администрации ПК от 13.01.2015 г. № 1-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственной управление дорожным хозяйством Приморского края и регулирование правоотношений в данной сфере. Финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание органов исполнительной власти Приморского края. Департамент осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения.

С учетом положений ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мостовые сооружения, расположенные на вышеуказанных автомобильных дорогах являются искусственными сооружениями и их неотъемлемыми технологическими частями.

ГОСТ Р 50597-93 устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Согласно требованию п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03.

В соответствии с п. 8.1.18 ГОСТ Р 52289-2004 Начальный и конечный участки барьерного и парапетного ограждения, устанавливаемого на обочине, устраивают с отгонком 1:20 к бровке земляного полотна.

Пункт 1.66* СнИП 2.05.03-84* устанавливает, что конструкции деформационных швов должны не нарушать плавности движения транспортных средств и исключать попадание воды и грязи на опорные площадки и нижерасположенные части моста.

Пунктом 5.62 СП 35.13330.2011 (Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*) установлено, что с внешней стороны пролетного строения тротуары и служебные проходы ограждают перилами высотой не менее 1, 1 м. Конструкция перил должна иметь заполнение, исключающее возможность падения пешеходов с мостового сооружения. Расстояния в свету между элементами заполнения не должны превышать 150 мм.

Согласно Приказа МВД от 30.03.2015 г. № 380 «Приказ МВД России от 30.03.2015 № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области дорожного движения в части соблюдения законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения. При выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

По результатам проведенных мероприятий по выявленным замечаниям ОГИБДД ОМВД России по г. находке в адрес юридического лица Департамента транспорта и дорожного хозяйства ПК вынесено 4 предписания на устранение выявленных замечаний в срок до 30.04.2016 г.

По результатам повторной проверки, проведенной помощником прокурора г. Находки с участие Врио госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Находке, оформленной актом от 22.09.2016 г. выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Таким образом, факт нарушений ответчиком действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог регионального значения подтвержден материалами дела.

Вместе с тем, суд полагает заслуживающими внимания возражения представителя Департамента относительно того, что к сроку указанному прокурором г. Партизанска исполнить заявленные требования не представляется возможным, поскольку в 2016 году финансовые средства на ремонт мостовых сооружений не предусмотрены и полагает, что требования заявленные прокурором г. Находка подлежат удовлетворению и исполнению ответчиком в срок до 01.04.2017 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Находка в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства ПК о возложении обязанности удовлетворить частично.

Возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обязанность по устранению нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.04.2017 г.: мостовое сооружение на автомобильной дороге «Береговая-Хмыловка» на участке 2 (+100) км, а именно: восстановить защитный слой бетона на проезжей части мостового сооружения; восстановить несущие плиты мостового сооружения; восстановить барьерное ограждение на подходах к мостовому сооружению; восстановить перильное ограждение.

Возложить обязанность устранить нарушения требований законодательства путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубопроводы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.04.2017 г., мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- 146 (+405) км, а именно: на сопряжении мостового сооружения с насыпью, восстановить деформационный шов; устранить дефекты на проезжей части мостового сооружения в виде вспучивания, просадок, сетки из трещин; на подходах к мостовому сооружению начальные и конечные участки барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

-148 (+484) км, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие в местах деформационных швов; устранить дефекты дорожного покрытия мостового сооружения в виде выкрашивания асфальта;

- 163 (984) км, а именно восстановить деформированное перильное ограждение с правой стороны на мостовом сооружении; устранить ямочность асфальтобетонного покрытия в местах водосливов; восстановить асфальтобетонное покрытие на пешеходном сообщении мостового сооружения; восстановить асфальтобетонное покрытие над деформированными швами; устранить провал асфальтобетонного покрытия на подходе к мостовому сооружению;

- 166 (+396) км, а именно на сопряжении мостового сооружения устранить недостатки на асфальтобетонном покрытии в виде ямочности и просадок; восстановить разрушение асфальтобетонного покрытия над деформационными швами; устранить разрушение тротуарной плитки;

Возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства ПК устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.04.2017 г., мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- 109 (+209) км, а именно устранить дефект на проезжей части мостового сооружения в виде выбоины; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение бетона; устранить трещины над деформационными швами;

- 109 (+668) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение бетона; устранить дефект на проезжей части мостового сооружения в виде выбоин;

- 113 (+847) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; восстановить разрушенный деформационный шов; устранить дефекты дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; на тротуарной части мостового сооружения устранить шелушение поверхностного слоя бетона;

- 114 (+228) км, а именно устранить дефект дорожного покрытия мостового сооружения в виде ямочности; восстановить деформированное барьерное (металлическое) ограждение; устранить трещины над деформационными швами;

- 116 (+995) км, а именно устранить трещины над деформационными швами; восстановить асфальтобетонное покрытие на проезжей части мостового сооружения; начальный и конечный участок барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

- 118 (+779) км, а именно начальный и конечный участок барьерного ограждения привести в соответствие с ГОСТ 52289-2004; устранить трещины над деформационными швами; восстановить разрушенные деформационные швы;

Возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства ПК обязанность устранить нарушения требований законодательства об автомобильной и дорожной деятельности путем проведения ремонта и приведения в соответствии с требованиями СНИП «Мосты и трубы» 2.05.03-84*, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-93 в срок до 01.04.2017 г., мостовые сооружения на автомобильной дороге «Артем-Находка-порт Восточный» на следующих участках:

- на участке 0 (+493) км, а именно устранить разрушение деформационных швов; на проезжей части мостового сооружения устранить выбоины;

- на участке 0 (+820) км, а именно устранить разрушение асфальтобетонного покрытия на проезжей части мостового сооружения на подходе к мостовому сооружению; устранить дефект покрытия мостового сооружения в виде ямочности; устранить трещины над деформационными швами; привести концевой элемент барьерного ограждения в соответствие с ГОСТ 52289-2004;

- на участке 2 (+450) км, а именно устранить разрушение деформационных швов; восстановить асфальтобетонное покрытие на проезжей части мостового сооружения; восстановить тротуарный блок;

- на участке 4 (+800) км, а именно устранить трещины над деформационными швами;

- на участке 8 (+100) км, а именно восстановить монолитный бетон вдоль линии колесоотбоя;

- на участке 9 (+500) км, а именно восстановить асфальтобетонное покрытие на подходе к мостовому сооружению, устранить трещины над деформационными швами; устранить дефект дорожного покрытия в виде просадки асфальтобетонного покрытия перед въездом на мостовое сооружение;

- на участке 13 (+620) км, а именно устранить трещины над деформационными швами.

В оставшихся требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2016 года.

Судья О.А. Струкова