Центральный районный суд г. Тольятти
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 июня 2011 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2379/11 по заявлению Совета Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка), ФИО1 о признании незаконным решений Думы г.о.Тольятти,
установил:
Совет Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка), ФИО1 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решений Думы г.о.Тольятти.
Истцы в судебном заседании доводы жалобы поддержали и пояснили, что 05.02.2011г. в газете «Городские ведомости» опубликовано решение Думы г.о.Тольятти от 19.01.2011г. № № «Об изменении границ территориального общественного самоуправления «Луч» Центрального района г.о.Тольятти», в соответствии с которым внесены изменения в решение Думы г.о.Тольятти от 02.07.2008 года № 947 «Об установлении границ территориального общественного самоуправления «Луч». Истцы считают данные решения незаконными, противоречащими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы истцов поскольку они приняты с нарушениями, а именно: без проведения общего собрания (конференции) жителей было создано и зарегистрировано еще одно территориальное общественное самоуправление «Луч»; без обсуждения и согласования с жителями Портпоселка были изменены границы законного ТОС № 23.
Просят признать незаконными решения Думы г.о.Тольятти от 19.01.2011 года № 453 «Об изменении границ территориального общественного самоуправления «Луч» Центрального района г.о.Тольятти», от 02.07.2008 года № 947 «Об установлении границ территориального общественного самоуправления «Луч».
Представители Думы г.о.Тольятти в судебном заседании с доводами заявления не согласились и пояснили, что оспариваемые решения приняты в полном соответствии с нормами действующего законодательства и муниципальных правовых актов. Чьих-либо прав и интересов оспариваемыми решениями не нарушено. Кроме того, истцами пропущен срок обжалования постановлений. Просят в удовлетворении иска отказать.
Представитель мэрии г.о.Тольятти ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась и пояснила, что устав Совета ТОС № 23 в установленный срок не был приведен в соответствие с действующим законодательством и не прошел процедуру регистрации в мэрии городского округа Тольятти, в связи, с чем Совет ТОС № 23 не может считаться учрежденным как территориальное общественное самоуправление. ТОС «Луч» прошло регистрацию в установленном порядке.
Председатель Совета ТОС «Луч» ФИО3 и представитель ТОС «Луч» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласились и пояснили, что ТОС «Луч» организован по инициативе граждан, прошел необходимую регистрацию, на основании распоряжения № 7650-р/9 от 14.11.2008г. устав зарегистрирован в мэрии г.о.Тольятти.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, считает требования Совета Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка), ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Вопросы осуществления территориального общественного самоуправления регламентированы статьей 27 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом городского округа Тольятти.
Статья 27 Федерального закона № 131-Ф3 предусматривает, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом, поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом, муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим, лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
В соответствии со статьей 17 Устава городского округа Тольятти Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета городского округа определяются Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Думой.
Решением Думы от 21.11.2007 г. № утверждено Положение о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Тольятти, опубликовано в газете «Городские ведомости» № 144(757) от 11.12.2007г.
Согласно пункту 79 Положения о ТОС органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление регистрации устава территориального общественного самоуправления, является мэрия (далее - регистрирующий орган).
Пунктом 135 Положения о ТОС определено, что уставы территориального общественного самоуправления (положения об органах ТОС), принятые до вступления в силу настоящего Положения, в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и направляются на регистрацию в порядке, установленном, главой 7 настоящего Положения, с учетом требований, содержащихся в пунктах 81 - 83 настоящего Положения.
Таким образом, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации (перерегистрации) его устава в мэрии городского округа Тольятти.
Судом установлено, что Решением Думы от 02.07.2008 г. № «Об установлении границ территориального общественного самоуправления «Луч» установлены границы указанного ТОС. Решение Думы опубликовано в газете «Городские ведомости» от 26 июля 2008 г. №. Решением Думы от 19.01.2011 г. № внесены изменения в ранее утвержденные границы ТОС «Луч». Решение опубликовано в газете «Городские ведомости» 05 февраля 2011 г. №.
Совет ТОС-23 зарегистрирован в администрации г.Тольятти постановлением № от 25.11.1996г. «О государственной регистрации Совета Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка) Центрального района г.Тольятти» на основании постановления мэра г.Тольятти № от 03.10.1996г. «О наделении правами юридического лица органа ТОС № 23 Центрального района».
Порядок регистрации ТОС-23 и органов ТОС как юридических лиц был предусмотрен действующим на момент регистрации законодательством РФ и осуществлялся на основании Федеральных законов «О местном самоуправлении в Российской Федерации» № 1550-1 от 06.07.1991г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.1995г.; Закона Самарской области № 1-ГД от 26.01.1996г. «О местном самоуправлении в Самарской области».
Решением городской Думы от 13.09.1995г. № «О границах территорий органов территориального общественного самоуправления г.Тольятти» Совету ТОС-23 утверждены границы территории, на которой осуществляется его деятельность – Портпоселок, жилые дома санатория «Лесное», жилые дома санатория-профилактория «Звездный».
Анализ устава Совета ТОС № 23, принятого в 1996 г., позволяет сделать вывод, что указанный устав до настоящего времени не приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства и не прошел регистрацию в мэрии городского округа.
Так, согласно пункту 1.2 устава Совета ТОС № 23 последний является составной частью местного самоуправления города Тольятти. Данная формулировка противоречит требованиям Федерального закона № 131-Ф3 и Устава городского округа Тольятти в части определения территориального общественного самоуправления составной частью местного самоуправления.
Территория деятельности органа ТОС № 23, закрепленная в его уставе, не соответствует границе территории ТОС № 23, установленной решением Тольяттинской городской Думы от 13.09.1995г. № «О границах территорий органов территориального общественного самоуправления г.Тольятти» (ТОС № 23 - Портпоселок, жилые дома санатория "Лесное", жилые дома санатория-профилактория "Звездный").
Пункт 2.2 устава Совета ТОС № 23 содержит перечень задач, которые выполняет ТОС. Однако действующее Положение о ТОС не содержит подобных требований.
Компетенция Совета ТОС № 23, определенная в пункте 5.1 устава, в свое время была определена в соответствии со статьей 53 Устава города Тольятти.
Решением Центрального суда г.Тольятти от 16.03.2003г. статья 53 Устава г.Тольятти признана недействующей с момента принятия.
Однако, компетенция Совета ТОС № 23 до настоящего времени не приведена в соответствие с требованиями действующего законодательства и муниципальными правовыми актами.
Аналогичные нарушения допущены в пунктах 5.6 (п.п. «в»), 6.1 (п.п. «б», «г»), 6.3, 7.1, 8.2 (п.п. «б»), 9.1-9.3 устава Совета ТОС № 23, которые также не приведены в соответствие с нормами действующего законодательства и муниципальными правовыми актами.
Таким образом, устав Совета ТОС № 23 в установленный срок (до 11.12.2008 г.) не был приведен в соответствие с действующим законодательством и не прошел процедуру регистрации в мэрии городского округа Тольятти, в связи, с чем Совет ТОС № 23 не может считаться учрежденным как территориальное общественное самоуправление.
Доводы истцов о том, что территориальное общественное самоуправление в Портпоселке и его орган – Совет ТОС № 23 были зарегистрированы в соответствии с действующим в период регистрации законодательством РФ и действие Положения о ТОС, утвержденное 21.11.2007г. Думой г.о.Тольятти, распространяется на правоотношения, возникшие после его утверждения не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку Положение о ТОС от 21.11.2007г. предусматривает перерегистрацию ранее существовавших ТОС.
Регистрация Совета ТОС № 23 в органах налоговой инспекции свидетельствует лишь о том, что существует такое юридическое лицо как Совет ТОС № 23 Центрального района г.Тольятти, а не территориальное общественное самоуправление по смыслу статьи 27 Федерального закона № 131-Ф3.
Таким образом, поскольку Совет ТОС № 23 не является территориальным общественным самоуправлением, зарегистрированным в установленном законом порядке, то оспариваемыми решениями Думы его права как территориального общественного самоуправления не могут быть нарушены.
Что касается нарушения прав истца ФИО1, то в заявленных требованиях не указано какие именно права и интересы заявителя нарушены, а также в чем состоит это нарушение.
Кроме того, , в котором проживает заявитель, был включен в границы территории ТОС «Луч» в 2008 году, соответственно, срок обжалования решения Думы ФИО1 истек. Доводы истцов о восстановлении данного срока не могут быть приняты судом во внимание, поскольку доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
В соответствии с Положением о ТОС выдвижение инициативы организации территориального общественного самоуправления на части территории городского округа осуществляется инициативной группой граждан.
В соответствии с абзацем 2 части 1 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Территориальной основой для определения границ ТОС является место проживания граждан (местом жительства согласно ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ).
Кроме того, установление границ ТОС не является основанием для предоставления земельных участков ТОС и проводится исключительно в целях осуществления территориального общественного самоуправления в соответствии с Положением о ТОС.
Предложение инициативной группы граждан об установлении границ ТОС «Луч», поступившее в Думу, соответствовало требованиям, установленным Положением о ТОС, в том числе и пункту 61 Положения о ТОС.
Принимая во внимание, что на заявленной территории действовал ТОС № 23, в соответствии с требованиями пункта 66 Положения о ТОС в оспариваемых решениях Думы одновременно с установлением границ вновь образованного территориального самоуправления «Луч» были изменены границы ТОС № 23.
Таким образом, Советом ТОС № 23 нарушены требования Положения о ТОС и границы ТОС № 23 в течение установленного периода времени не приведены в соответствие с решением Думы, а также не внесены изменения в устав Совета ТОС № 23 в части уточнения границ ТОС.
Доводы истцов о том, что в ТОС № 23 не проводилось никаких собраний об изменении границ ТОС, то в соответствии с пунктом 66 Положения о ТОС подобное собрание проводится в случае объединения двух и более ТОС либо в случае разделения на два и более существующего ТОС, несостоятельны.
В данном случае произошло не разделение существующего ТОС, а было образовано новое территориальное общественное самоуправление. При этом следует отметить, что Дума не вправе отказать гражданам в создании нового территориального общественного самоуправления даже при условии образования его в границах уже существующего. В противном случае Думой будут нарушены права граждан на осуществление местного самоуправления, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом № 131-ФЗ.
Ссылка истцов в обоснование своих требований на заключение Торгово-промышленной палаты г.Тольятти, согласно которого регистрация ТОС «Луч» была осуществлена с грубыми нарушениями Федерального закона № 131-ФЗ, Устава городского округа Тольятти и Положения о ТОС, не может расцениваться судом как надлежащее доказательство по следующим основаниям.
Согласно пункту «а» части 1 статьи 12 Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленные палаты имеют право осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных правовых актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей. Кроме того, ТПП г.Тольятти имеет аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Следовательно, поскольку оспариваемые решения Думы не являются нормативными правовыми актами, то они не могут быть предметом экспертизы проводимой ТПП г.Тольятти.
Кроме того, согласно заключению была проведена экспертиза положений статей 16-17 Устава городского округа Тольятти. В заключении указан перечень использованных при экспертизе документов, однако оспариваемых решений Думы в этом перечне не содержится. При этом, в заключении проводится исследование создания ТОС «Луч» и без изучения необходимых документов, в соответствии с которым создан ТОС «Луч», делается вывод о том, что не проводилось собрание граждан, проживающих на соответствующей территории, что противоречит действительности.
Также, в заключении делается вывод о регистрации ТОС «Луч» с грубыми нарушениями действующего законодательства.
Порядок регистрации устава ТОС определен главой 7 Положения о ТОС, в которой указан перечень документов. Однако ни один из указанных главой 7 Положения о ТОС документов не был предметом экспертизы, проведенной ТПП, соответственно вывод о нарушении регистрации ТОС «Луч» является необоснованным.
Кроме того, при проведении экспертизы ТПП г.Тольятти вышла за пределы предоставленных ей полномочий, поскольку проведение экспертизы правовых актов, касающихся осуществления местного самоуправления, не входит в компетенцию ТПП г.Тольятти.
Таким образом, оспариваемые решения Думы приняты в полном соответствии с нормами действующего законодательства и муниципальных правовых актов. Чьих-либо прав и интересов оспариваемыми решениями Думы не нарушено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Совета Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка), ФИО1, являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Совета Территориального общественного самоуправления № 23 (Портпоселка), ФИО1 о признании незаконным решений Думы г.о.Тольятти, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти.
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2011г.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья