ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2379/2023 от 04.09.2023 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-2379/2023

03RS0007-01-2023-002045-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 сентября 2023 года

Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Гареевой Л.Ф.

при секретаре Валеевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества с уплатой возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием,

УСТАНОВИЛ:

Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества с уплатой возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием, в обоснование иска указало, что в целях освобождения территории в связи со строительством объекта «Реконструкция улицы имени города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан. (I очередь). Корректировка. I этап. Участок от ул. Комсомольская до проспекта Салавата Юлаева, включая существующую транспортную развязку» принято постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06.10.2022 г. № 1706 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений в Октябрьском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Изъятию для муниципальных нужд подлежит объект недвижимости: жилой дом с кадастровым номером: ..., указанный в п. 4 данного Постановления, расположенный по адресу: ... (далее - объект недвижимости).

Пунктом 5 постановления ... от < дата > Администрация ГО г. Уфа РБ поручило УСРДИС Администрации ГО г. Уфа РБ произвести снос жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке.

Управление в рамках предоставленных законодательством полномочий и по поручению уполномоченного на изъятие недвижимости для муниципальных нужд органа вправе обратиться в суд в интересах муниципального образования - ГО г. Уфа РБ с иском об изъятии для указанных нужд объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства ул. города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в границах утвержденных красных линий).

Исполнение вышеуказанного постановления путем изъятия объекта недвижимости ведет к созданию необходимых условий для строительства и эксплуатации вышеуказанного линейного объекта.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства (п. 13 ст. 1 ГсК РФ).

Реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов и их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п. 14.1 ст. 1 ГсК РФ).

Согласно Постановлению ... от < дата > строительство подлежит осуществлению в соответствии с проектной документацией линейного объекта «Реконструкция улицы имени города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан. (I очередь). Корректировка. I этап. Участок от ..., включая существующую транспортную развязку» 6715/1-ПОД, разработанной ГУП Уфимский проектно-производственный центр «УРАЛДОРТРАНС» Республики Башкортостан в 2019 году.

Необходимый объем сноса зданий и сооружений в целях освобождения площадки под строительство представлен в разделе 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта». Согласно п. 1, 2 текстовой части 6715/1-ПОД «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» объектом подлежащем сносу указан жилой дом по пер. Оборонный, .... Как следует из содержания графической части 6715/1- ПОД объект ... находится на территории строительства, т.е. расположен в зоне строительной площадки, в связи с чем, подлежит сносу.

Согласно сведениям из ЕГРН правообладателями жилого дома с кадастровым номером ..., со следующими характеристиками: назначение: жилое: площадь: 51,1 м2; количество этажей 1, в т.ч. подземных 0; местоположение: ..., являются:

- Муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан - 1/2 доли в праве общей долевой собственности;

- ФИО1, < дата > г.р. - 50/100 доли в праве общей собственности.

По смыслу ст.ст. 56.3, 56.6, 56.8 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ изъятие для государственных и муниципальных нужд недвижимости с выплатой возмещения производится у их законных правообладателей.

В связи с этим, при изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости у ответчика, выплате ему возмещения (в денежной форме) подлежит рыночная стоимость помещения и земельного участка.

Оценочной организацией ООО «ОценкаПро» проведена оценка рыночной стоимости жилого дома и земельного участка.

Согласно представленному отчету об оценке за ... от < дата > рыночная стоимость помещения составляет 4 356 000 руб.

На основании указанного отчета об оценке был произведен расчет размера возмещения в денежной форме, подлежащего выплате собственнику объектов недвижимости. Ответчику вручены: проект трехстороннего соглашения (с указанием в нем в качестве третьей стороны УЗИО г. Уфы), копия постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от < дата >..., выписка из ЕГРН на жилой дом с кадастровым номером ... отчет об оценке ... от < дата >.

Ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии с выплатой возмещения в размере 2 178 000 рублей.

По истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения ответчиками не было представлено подписанное соглашение, следовательно, у Управления возникло право на обращение в суд с иском о принудительном изъятии помещения по ... для муниципальных нужд (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).

На основании вышеизложенного, истец просит:

В дальнейшем истец уточнил исковые требования в части размера возмещения после проведенной судебной экспертизы в размере 4266455 руб., в части прекращения право долевой собственности (50\100) ответчика в праве собственности на жилой дом, дополнительно заявив требование о признании право долевой собственности 50/100 доли в праве собственности на жилой дом за муниципальным образованием городской округ г. Уфа Республики Башкортостан.

Представитель истца ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенности от < дата >, уточненные исковые требования поддержали, повторили доводы, изложенные в иске, просили удовлетворить. Суду пояснили, что право на землю у ФИО4 (третье лицо), получившего возмещение за изъятие 1\2 доли в праве собственности на жилой дом, утрачено, на момент изъятия не оформлено, он мог бы его оформить до получения возмещения и до регистрации 1/2 доли на жилой дом за муниципалитетом.

В судебном заседании ответчик ФИО1 суду пояснила, что согласна с результатами судебной экспертизы, просила выплатить ей денежную компенсацию в счет возмещения за изъятие (выкупную цену) жилого дома и земельного участка, при согласии третьего лица ФИО4, а также убытки, причиненные изъятием недвижимого имущества, всего в размере 6344155 руб., с прекращением права долевой собственности ФИО1 на 50\100 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51.1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. .... Просила иск удовлетворить.

В судебном заседании третье лицо ФИО4 суду пояснил, что право собственности на земельный участок площадью 628 кв.м. в Росреестре оформлено не было, не придавал этому значения, имеется дарственная 1982 г. Эта дарственная везде фигурировала, поэтому он не обращал внимания. Был документ о передаче дома в бессрочное пользование дедушке. После его смерти жилым домом бессрочно пользовалась бабушка, после нее право перешло тете, потом на его маму и на него. Компенсацию он получил только за дом. Не возражает против оформления и выплаты компенсации земельного участка на ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полгавшего, что иск подлежит удовлетворению согласно результатов судебной экспертизы, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией РФ установлено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Согласно положениям ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд) (подпункт 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ).

Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г.).

Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены в статье 49 Земельного кодекса РФ, согласно которой изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров Российской Федерации;

2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие имущества у собственника не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В силу части 6 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно части 8 статьи 32 Жилищного Кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии со статьей 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу статьи 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В соответствии со статьей 2 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 25 марта 2020 г. № 54/7, Управление является функциональным органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление деятельности Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в пределах полномочий, определенных настоящим Положением.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 28 марта 2013 г. № 16/4 Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является отраслевым (функциональным) подразделением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, осуществляющим деятельность в области разработки проектной документации, выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и прилегающих территорий, реализации программ развития сети дорог и прилегающих территорий.

Cудом установлено, что в целях освобождения территории в связи со строительством объекта «Реконструкция улицы имени города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан. (I очередь). Корректировка. I этап. Участок от ул. Комсомольская до проспекта Салавата Юлаева, включая существующую транспортную развязку» принято Постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 06.10.2022 г. № 1706 «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, жилых и нежилых помещений в Октябрьском и Советском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Изъятию для муниципальных нужд подлежит объект недвижимости: жилой дом с кадастровым номером: ..., указанные вп.п. 4 данного Постановления, расположенные по адресу: ... (далее - объект недвижимости).

Согласно пп. 26 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд.

Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся в том числе резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с п. 3 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

Согласно п. 20 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ГсК РФ) объекты местного значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочною вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта РФ, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации Администрации, в которую могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации. По решению Совета указанные органы Администрации могут наделяться правами юридического лица.

Решением Совета ГО г. Уфа РБ от 26.02.2015 г. № 42/17 утверждена структура Администрации ГО г. Уфа РБ. в которую входят, в числе прочих, в качестве ее отраслевых (функциональных) органов УЗИО г. Уфы и Управление по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений, наделенные правами юридического лица.

Согласно п. 1.1 Положения об УСРДИС Администрации ГО г. Уфа РБ, утвержденного решением Совета ГО г. Уфа РБ от 28.03.2013 г. № 16/4, Управление является отраслевым (функциональным) подразделением Администрации ГО г. Уфа РБ, осуществляющим деятельность в области разработки проектной документации, выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и прилегающих территорий, реализации программ развития сети дорог и прилегающих территорий. Основной задачей Управления является разработка проектной документации, выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и прилегающих территорий, реализация программ развития сети дорог, а также обеспечение эффективного функционирования дорожного хозяйства, улучшение уровня благоустройства с целью наиболее полного удовлетворения населения инфраструктурой города (п.2.1 Положения). Управление выступает заказчиком (застройщиком) по муниципальным контрактам и иным договорам в целях исполнения функций и для обеспечения деятельности Управления, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту, ремонту объектов дорожного хозяйства и прилегающих территорий; организует реализацию городских программ по проектированию, строительству, реконструкции (модернизации), капитальному ремонту и ремонту указанных объектов (п.п. 2.6, 2.7, 2.9 Положения). Управление участвует и представляет Администрацию ГО г. Уфа РБ в судах по вопросам, отнесенным к его компетенции (п. 3.9 Положения).

Пунктом 5 Постановления № 1706 от 06.10.2022 г. Администрация ГО г. Уфа РБ поручило УСРДИС Администрации ГО г. Уфа РБ произвести снос жилых и нежилых помещений в установленном законом порядке.

Управление в рамках предоставленных законодательством полномочий и по поручению уполномоченного на изъятие недвижимости для муниципальных нужд органа вправе обратиться в суд в интересах муниципального образования - ГО г. Уфа РБ с иском об изъятии для указанных нужд объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства ул. города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в границах утвержденных красных линий).

Исполнение вышеуказанного постановления путем изъятия объекта недвижимости ведет к созданию необходимых условий для строительства и эксплуатации вышеуказанного линейного объекта.

Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства (п. 13 ст. 1 ГсК РФ).

Реконструкцией линейных объектов признается изменение параметров линейных объектов ил их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначальна установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (п. 14.1 ст. 1 ГсК РФ).

Согласно Постановлению ... от < дата > строительство подлежит осуществлению в соответствии с проектной документацией линейного объекта «Реконструкция улицы имени города Галле в Советском районе городского округа город Уфа Республика Башкортостан. (I очередь). Корректировка. I этап. Участок от ..., включая существующую транспортную развязку» 6715/1-ПОД, разработанной ГУП Уфимский проектно-производственный центр «УРАЛДОРТРАНС» Республики Башкортостан в 2019 году.

Необходимый объем сноса зданий и сооружений в целях освобождения площадки под строительство представлен в разделе 6 «Проект организации работ по сносу (демонтажу) линейного объекта». Согласно п. 1, 2 текстовой части 6715/1-ПОД «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» объектом подлежащем сносу указан жилой дом по пер. Оборонный, .... Как следует из содержания графической части 6715/1- ПОД объект Ответчика ... находится на территории строительства, т.е. расположен в зоне строительной площадки, в связи с чем, подлежит сносу.

Согласно сведениям из ЕГРН правообладателями жилого дома с кадастровым номером ..., со следующими характеристиками: назначение: жилое: площадь: 51,1 м2; количество этажей 1, в т.ч. подземных 0; местоположение: ..., являются:

- Муниципальное образование городской округ город Уфа Республики Башкортостан - 1/2 доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН от < дата >.

- ФИО1, < дата > г.р. - 50/100 доли в праве общей собственности, что подтверждается выпиской ЕГРН от < дата >.

По смыслу ст.ст. 56.3, 56.6, 56.8 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ изъятие для государственных и муниципальных нужд недвижимости с выплатой возмещения производится у их законных правообладателей.

В связи с этим, при изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости у ответчика, выплате ему возмещения (в денежной форме) подлежит рыночная стоимость помещения и земельного участка.

Оценочной организацией ООО «ОценкаПро» проведена оценка рыночной стоимости жилого дома и земельного участка.

Согласно представленному отчету об оценк за ... от < дата > рыночная стоимость помещения составляет 4 356 000 руб.

На основании указанного отчета об оценке был произведен расчет размера возмещения в денежной форме, подлежащего выплате собственнику объектов недвижимости. Ответчику вручены: проект трехстороннего соглашения (с указанием в нем в качестве третьей стороны УЗИО ...), копия постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от < дата >..., выписка из ЕГРН на жилой дом с кадастровым номером ... отчет об оценке ... от < дата >.

Ответчику было предложено заключить соглашение об изъятии с выплатой возмещения в размере 2 178 000 рублей.

По истечении девяноста дней со дня получения проекта соглашения ответчиками не было представлено подписанное соглашение, следовательно, у Управления возникло право на обращение в суд с иском о принудительном изъятии помещения по пер. Оборонный, ... для муниципальных нужд (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).

Следовательно, соглашение об условиях изъятия недвижимого имущества с ответчиком не достигнуто.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (пункт 20), пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 10 декабря 2015 г., суд определяет выкупную стоимость имущества на момент рассмотрения спора; для определения рыночной стоимости суд вправе назначить судебную экспертизу.

Поскольку между сторонами возник спор относительно размера выкупной стоимости жилого помещения, земельного участка, анализируя представленные материалы дела, доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ, пункте 20 постановлении Пленума «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02.07.2009 года №14, суд пришел к необходимости назначения по делу судебной экспертизы по ходатайству представителя ответчика, проведение которой было поручено экспертной организации ООО «Партнер».

Согласно выводам эксперта, содержащимся в заключение №23.06.12 ООО «Партнер»

- рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии, принадлежащего на праве собственности ответчику, земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 628 кв.м., расположенного по адресу: ..., составляет 4 155 400 рублей,

- рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии, принадлежащего на праве собственности ответчику, доли (50/100) жилого дома с кадастровым номером ..., общей площадью 51,1 кв.м., расположенного по адресу: ..., составляет 2 035 575 рублей,

- рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии, принадлежащих на праве собственности ответчику, хозяйственных и вспомогательных строений и сооружений (гаражи металлические, литера Г1,Г2) составляет 58 950 рублей,

- рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии, принадлежащих на праве собственности ответчику, многолетних насаждений составляет 15 240 рублей,

- рыночная стоимость убытков, причинённых собственнику, в связи с изъятием жилого дома и изменением места жительства составляет 78990 руб.

В заключении эксперта ФИО5 (ООО «Партнер») установлено, что объектом исследования является жилой дом площадью 51,1 кв.м., год постройки 1953, кадастровый ..., расположен по адресу г. ..., а также земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальную одноэтажную застройку, площадь участка: 628 кв.м., кадастровый ..., по адресу г.... Кадастровый номер присвоен земельному участку < дата > Исследованы документы основания о правах на земельный участок:

-решение исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от < дата > «Об отводе усадебного участка подполковнику в отставке тов. ФИО6 в ...»,

-договор «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности» от < дата >, удостоверен нотариально < дата >,

-переход права собственности от ФИО6 (1952 г.) к ФИО7 (1976 г.), от ФИО7 к ФИО8 свидетельство о праве на наследство по закону (< дата >), от ФИО8 к ФИО1 договор дарения (01.08.2005г.)

Данные доказательства позволили эксперту рассчитать стоимость земельного участка площадью 628 кв.м., на который права на землю были не оформлены ответчиком и третьим лицом в установленном законом порядке.

Однако, поскольку собственник земельного участка получил право на землю до 2001 г., до вступления в силу Земельного кодекса РФ, оформление земельного участка возможно в упрощенном порядке. В данном случае, ответчик ФИО1, третье лицо ФИО4 имели право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, что подтверждает документ об их праве владения земельным участком.

В силу статьи 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств, суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Экспертное заключение №23.06.12 ООО «Партнер» в полной мере отвечает положениям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 года №73-ФЗ, является мотивированным, представляет собой полный и последовательный ответ на поставленный перед экспертом вопрос, неясностей и противоречий не содержит, исполнен экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, вследствие чего оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется, в связи с чем, заключение судебной экспертизы суд берет за основу выводов суда о размере рыночной стоимости изымаемого жилого помещения и убытков, причиненных изъятием жилого помещения. Доказательств незаконности выводов, изложенных в экспертном заключении, ответчиками не представлено.

В силу указанных обстоятельств, учитывая наличие волеизъявления истца о выкупе у ответчика жилого помещения в связи с его изъятием, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению из расчета рыночной стоимости жилых помещений, гаража, литеров Г1, Г2 и земельного участка, в соответствии с долями собственника, а также убытков, причиненных изъятием жилого помещения.

Доводы о не согласии с размером причиненных ответчикам убытков, связанных с изъятием жилого помещения, гаража и земельного участка, суд признает необоснованными, поскольку как установлено судом, размеры убытков подтверждены экспертным заключением.

Доводы о не согласии включения в выкупную цену рыночной стоимости земельного участка площадью 628 кв.м., ввиду отсутствия доказательств фактического проживания и зарегистрированных прав на земельный участок, суд находит необоснованными, поскольку в соответствии с требованиями ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет участком на законном основании, такому лицу так же предоставляется соответствующее возмещение. Выкупная цена изымаемого для государственных и муниципальных нужд земельного участка определяется по правилам, установленным ГК РФ, и включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьим лицом, в том числе упущенную выгоду.

Учитывая данные обстоятельства, также то обстоятельство, что имеется согласие третьего лица ФИО4 на возмещение стоимости земельного участка площадью 628 кв.м. в полном объеме ответчику, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части путем изъятия у ФИО1 в собственность Муниципального образования городского округа ... Республики Башкортостан принадлежащую ему на праве собственности 1\2 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51.1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г... уплатой денежной компенсации в счет возмещения за изъятие (выкупную цену) в размере 6264 565 руб., а также убытки, причиненные изъятием недвижимого имущества в размере 78 990 руб., всего 6343 555 руб.

Согласно части 1 статьи 35 Жилищного Кодекса РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).

Поскольку с истца в пользу ответчика подлежит взысканию выкупная цена стоимости принадлежащей ей 50\100 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51.1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., право собственности ответчика на данный объект недвижимости подлежит прекращению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Экспертной организацией ООО «Партнер» заявлены расходы по возмещению стоимости проведения судебной экспертизы №< дата >. в размере 40 000 руб.

Данные расходы суд находит обоснованными, документально подтвержденными и подлежащими взысканию с ответчика в пользу ООО «Партнер» в размере 40 000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан к ФИО1 о принудительном изъятии недвижимого имущества с уплатой возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности за муниципальным образованием, - удовлетворить.

Изъять у ФИО1< дата > года рождения в собственность Муниципального образования городского округа г. Уфа Республики Башкортостан принадлежащую ей на праве собственности 50\100 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51,1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ... Оборонный ... уплатой в пользу ФИО1 денежной компенсации в счет возмещения за изъятие (выкупную цену) в размере 6264 565 руб., а также убытки, причиненные изъятием недвижимого имущества в размере 78 990 руб., всего 6343 555 руб.

Прекратить право долевой собственности ФИО1 на 50\100 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51.1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ... Оборонный ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ...

Признать за Муниципальным образованием городской округ г. Уфа Республики Башкортостан право собственности на 50\100 доли в праве собственности на жилой дом площадью 51.1 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ..., земельный участок площадью 628 кв.м., кадастровый ..., расположенный по адресу г. ...

Взыскать с Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений ... Республики Башкортостан в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Партнер» расходы на производство экспертизы в размере 40 000 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Советский районный суд ... Республики Башкортостан.

Судья Л.Ф. Гареева