ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/18 от 27.07.2018 Суражского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-237/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 июля 2018 года г. Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Нефедова Э.А.,

при секретаре Бондарь Н.А.,

с участием представителя Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения <адрес> о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – земельный участок (назначение объекта: земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения), кадастровый , площадь <данные изъяты>., адрес объекта: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Администрация Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области обратилась в суд с вышеуказанным заявлением.

Из заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ муниципальным отделом по Суражскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> объект недвижимого имущества – земельный участок, был принят на учет, как бесхозяйный под номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. С момента постановки объекта на учет, никто своих прав на данный объект не заявил. Фактически данным объектом никто не владеет. Иные собственники неизвестны. Спор о праве отсутствует. Просила суд признать за муниципальным образованием «Влазовичское сельское поселение» право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества – земельный участок кадастровый , площадь <данные изъяты>., назначение объекта – земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения, расположенный по адресу: <адрес>.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Брянской области ФИО2 предоставил отзыв от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, крематории и кладбища являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат. Законом «О погребении» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности кладбищ. Право муниципальной собственности органов местного самоуправления на земельные участки, на которых расположены места захоронения (кладбища) законодательством РФ не предусмотрено, при этом Влазовичская сельская администрация вправе обратиться в органы муниципального района с вопросом получения указанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а существующая запись о постановке вышеуказанного объекта в Едином государственном реестре недвижимости на бесхозяйный учет подлежит аннулированию.

В связи с чем, представитель Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области ФИО1 в предварительном судебном заседании уточнила свои требовании: просила признать за Влазовичским сельским поселением Суражского района Брянской области право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (назначение объекта: земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения), кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости У от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, земельного участка (назначение объекта: земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения), кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя - глава Влазовичской сельской администрации Суражского района Брянской области ФИО1 уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица администрации Суражского района Брянской области в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела уведомлена надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен своевременно и надлежащим образом. Предоставил отзыв на уточненное заявление, в котором полагает возможным удовлетворить измененные требования Влазовичской сельской администрации Суражского района Брянской области и просит рассмотреть дело без его участия.

Суд считает возможным судебное заседание провести в отсутствие не явившихся сторон в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории Влазовичского сельского поселения Суражского муниципального район <адрес> находится бесхозяйный объект недвижимого имущества – земельный участок, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Решением Суражского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бездействие администрации Влазовичского сельского поселения <адрес>, выразившиеся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> признано незаконным (л.д. 7-9).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> был принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества – ДД.ММ.ГГГГ под номером и ему присвоен кадастровый (л.д. 10-13).

Таким образом, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , стоит на учете в Едином государственном реестре недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах как бесхозяйный объект недвижимого имущества с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 ч. 1 данной статьи.

Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Пункт 22 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ относит к вопросам местного значения городского поселения организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

<адрес>-З от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах местного значения сельских поселений в <адрес>» предусмотрено, что за сельскими поселениями в <адрес> закреплен вопрос об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – «Закон о погребении») местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Как установлено ст. 18 Закона «О погребении», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 25, ст. 29 Закона «О погребении» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Таким образом, нормы Закона «О «погребении» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствуют о возможности нахождения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, но не относят земельные участки, на которых размещены кладбища, к муниципальной собственности.

В силу Закона № 131-ФЗ общественное кладбище находится в ведении Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области, поскольку в силу п. 22 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ, на администрацию Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области возложена обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений.

При этом действующее законодательство не ставит в зависимость наличие права собственности на земельный участок под кладбищем и исполнение возложенных обязанностей на органы местного самоуправления по оказанию ритуальных услуг и содержанию мест захоронений.

Кроме того, п. ДД.ММ.ГГГГ Указа Президента Российской Федерации «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ крематории и кладбища являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

При таких обстоятельствах, земельный участок, занятый кладбищем не может находиться в муниципальной собственности в силу закона, земельный участок остается в собственности Российской Федерации в статусе неразграниченного и предоставляется на правах постоянного бессрочного пользования специализированным (некоммерческим) предприятиям по организации похоронного дела (муниципальным бюджетным учреждениям) либо органам местного самоуправления.

Исходя из вышеуказанных норм закона и с учетом исследованных материалов дела, суд находит уточненные требования Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненное заявление Влазовичской сельской администрации Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области - удовлетворить.

Признать за Влазовичской сельской администрацией Влазовичского сельского поселения Суражского района Брянской области право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок (назначение объекта: земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения), кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Аннулировать запись в Едином государственном реестре недвижимости У от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, земельного участка (назначение объекта: земли населенных пунктов, объекты ритуального назначения), кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (с мотивировочной частью).

Судья Э.А. Нефедов