ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/19 от 22.02.2019 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-237/19

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 22 февраля 2019 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Хайрутдиновой О.С.,

при секретаре Уралевой И.А.

с участием представителя ответчика ФИО1

ответчика ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства образования Омской области к ФИО2 о признании утратившей право на обеспечение жилым помещением

У С Т А Н О В И Л:

Министерство образования Омской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о признании утратившей право на обеспечение жилым помещением, а именно просит признать ФИО2 утратившей право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Исключить ФИО2 из списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.

В обоснование иска истец указал в заявлении, что 19.10.2015 в адрес Министерства поступило извещение Комитета по образованию администрации Седельниковского муниципального района Омской области о сведениях, представляемых органами опеки и попечительства, о несовершеннолетних подопечных, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигших возраста 14 лет, но не достигших возраста 18 лет. В указанном извещении содержались, в частности, сведения об Ответчике. На основании данного извещения и приложенных к нему документов распоряжением Министерства от 06.12.2015 № 4681 в соответствии с пунктом 6 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного приказом Министерства от 28.12.2012 № 78, Ответчик был включен в Список. По состоянию на 05.12.2018 ФИО2 значится в Списке под номером .24.08.2018 в Министерство поступило письмо из Комитета по образованию администрации Седельниковского муниципального района Омской области о том, что 30.07.2018 ФИО2 снята с учета в органе опеки и попечительства Комитета по образованию администрации Седельниковского муниципального района Омской области в связи приобретением в собственность ФИО2 квартиры по адресу: <адрес> переездом на постоянное место жительство по указанному адресу. Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 31.07.2018, Ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,6 кв. метра (договор купли- продажи от 14.07.2018). Согласно справки Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, Краснодарского края, от 30.07.2018 ФИО2 проживает по адресу: <адрес> совместно с ФИО1. Общая площадь жилого помещения 41,6 кв.м, исходя из расчета количества квадратных метров на одного человека, на ФИО2 приходится 20,8 кв.м, что больше учетной нормы, установленной в Краснодарском крае (учетная норма 10 кв.м.). Таким образом, в связи с приобретением жилья по вышеуказанному договору купли-продажи ФИО2 достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения. При этом об изменении сведений и необходимости снятия ее с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Ответчик истцу самостоятельно не сообщил. Между тем, полагает, что основания, которые давали Ответчику право на получение жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время отпали. Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Кодекса оснований снятия их с учета. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Пунктом 1 статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что формирование Списка осуществляется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подпунктом 3 пункта 7 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63, указанное полномочие отнесено к компетенции Министерства. В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения Списка, утвержденного приказом Министерства от 28.12.2012 № 78, Список включает в себя следующие сведения: фамилия, имя, отчество лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; дата рождения лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; серия и номер свидетельства о рождении (паспорта) лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство о рождении (паспорт).В Списке могут содержаться сведения: о форме устройства лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, не достигшего возраста 18 лет; об основаниях включения лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, в Список; об адресе фактического пребывания лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; о реквизитах постановления о возбуждении исполнительного производства, предметом исполнения которого является предоставление жилого помещения лицу, которое подлежит обеспечению жилым помещением; иные сведения, предоставленные органами опеки и попечительства над несовершеннолетними в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Омской области «О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними». Абзац пятый пункта 5 Порядка указывает, что к заявлению лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет, прилагаются в том числе документы, подтверждающие наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности у лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет. На момент подачи указанных документов в Министерство срок их выдачи соответствующим органом (организацией) не должен превышать 3 месяцев с даты выдачи. Кроме того, в силу абзаца второго пункта 12 Порядка при изменении сведений о лицах, которые подлежат обеспечению жилым помещением, достигших возраста 18 лет, предусмотренных пунктами 1, 2 Порядка, указанные лица в течение месяца со дня таких изменений направляют в Министерство соответствующие документы, подтверждающие изменение сведений.

В судебное заседание представитель истца не явился. О дне слушания уведомлен надлежащим образом, в заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО1, ответчик ФИО2 в судебном заседании иск признали. Пояснили, что ФИО2 на основании договора купли- продажи от 14.07.2018 года приобретена квартира по адресу: <адрес> переездом на постоянное место жительство по указанному адресу, где она проживает совместно с ФИО1. Понимают, что основания, которые давали ФИО2 право на получение жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время отпали и ФИО2 подлежит признаю утратившей право на обеспечение жилым помещением и исключению из списка детей, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление указал, что Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статьей 8 указанного выше закона предусмотрено, что детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Также законом предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Согласно пункту 1 статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осуществляется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей- сирот. Подпунктом 3 пункта 7 Положения о Минобре, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, указанное полномочие отнесено к компетенции Минобра. В соответствии с пятым абзацем пункта 5 Порядка ведения Списка, утвержденного приказом Минобра от 28 декабря 2012 года № 78, к заявлению лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет, прилагаются в том числе документы, подтверждающие наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности у лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет. На момент подачи указанных документов в Миниобр срок их выдачи соответствующим органом (организацией) не должен превышать 3 месяцев с даты выдачи. Как следует из искового заявления Миниобра, ФИО2 на праве собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 41,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> (договор купли-продажи от 14 июля 2018 года). В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Так в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, указывается, что статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусматривает право детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди только в том случае, когда они не имеют закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности. На основании изложенного, Минимущество считает, что в связи с приобретением жилья по вышеуказанным основаниям ФИО2 утратила право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с чем, просим суд удовлетворить заявленные Минобром требования в полном объеме.

Суд, выслушав ответчика, ее представителя, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 указанного закона предусмотрено, что детям-сиротам органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Также законом предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно пункту 1 статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», осуществляется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей- сирот.

Подпунктом 3 пункта 7 Положения о Минобразовании, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, указанное полномочие отнесено к компетенции Минобразования. В соответствии с пятым абзацем пункта 5 Порядка ведения Списка, утвержденного приказом Минобразования от 28 декабря 2012 года № 78, к заявлению лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет, прилагаются в том числе документы, подтверждающие наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности у лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет. На момент подачи указанных документов в Миниобразование срок их выдачи соответствующим органом (организацией) не должен превышать 3 месяцев с даты выдачи.

Пунктом 1 статьи 17.1 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» предусмотрено, что формирование Списка осуществляется органом исполнительной власти Омской области, уполномоченным на обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подпунктом 3 пункта 7 Положения о Министерстве, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63, указанное полномочие отнесено к компетенции Министерства. В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения Списка, утвержденного приказом Министерства от 28.12.2012 № 78, Список включает в себя следующие сведения: фамилия, имя, отчество лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; дата рождения лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; серия и номер свидетельства о рождении (паспорта) лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, дата выдачи, наименование органа, выдавшего свидетельство о рождении (паспорт).

В Списке могут содержаться сведения: о форме устройства лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, не достигшего возраста 18 лет; об основаниях включения лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, в Список; об адресе фактического пребывания лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением; о реквизитах постановления о возбуждении исполнительного производства, предметом исполнения которого является предоставление жилого помещения лицу, которое подлежит обеспечению жилым помещением; иные сведения, предоставленные органами опеки и попечительства над несовершеннолетними в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 3 Закона Омской области «О передаче органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственных полномочий в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними». Абзац пятый пункта 5 Порядка указывает, что к заявлению лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет, прилагаются в том числе документы, подтверждающие наличие (отсутствие) жилого помещения на праве собственности у лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением, достигшего возраста 18 лет. На момент подачи указанных документов в Министерство срок их выдачи соответствующим органом (организацией) не должен превышать 3 месяцев с даты выдачи. Кроме того, в силу абзаца второго пункта 12 Порядка при изменении сведений о лицах, которые подлежат обеспечению жилым помещением, достигших возраста 18 лет, предусмотренных пунктами 1, 2 Порядка, указанные лица в течение месяца со дня таких изменений направляют в Министерство соответствующие документы, подтверждающие изменение сведений.

Установлено, что ФИО2 была включена в Список, по состоянию на 05.12.2018 года ФИО2 значится в Списке под номером

Из материалов дела следует, что 24.08.2018 года в Министерство имущественных отношений Омской области поступило письмо из Комитета по образованию администрации Седельниковского муниципального района Омской области о том, что 30.07.2018 ФИО2 снята с учета в органе опеки и попечительства Комитета по образованию администрации Седельниковского муниципального района Омской области в связи приобретением в собственность ФИО2 квартиры по адресу: <адрес> переездом на постоянное место жительство по указанному адресу.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 31.07.2018, Ответчику на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 41,6 кв. метра (договор купли- продажи от 14.07.2018).

Согласно справке Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района, Краснодарского края, от 30.07.2018 ФИО2 проживает по адресу: <адрес>, совместно с ФИО1.

Общая площадь жилого помещения 41,6 кв.м, исходя из расчета количества квадратных метров на одного человека, на ФИО2 приходится 20,8 кв.м, что больше учетной нормы, установленной в Краснодарском крае (учетная норма 10 кв.м.).

Таким образом, в связи с приобретением жилья по вышеуказанному договору купли-продажи ФИО2 достигла уровня жилищной обеспеченности по норме предоставления площади жилого помещения.

Установлено, что при этом об изменении сведений и необходимости снятия ее с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях Ответчик истцу самостоятельно не сообщила. Основания, которые давали Ответчику право на получение жилого помещения по договору социального найма, в настоящее время отпали.

При таких обстоятельствах требования истца о признании ФИО2 утратившей право на обеспечение жилым помещением, исключении из списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Министерства образования Омской области к ФИО2 о признании утратившей право на обеспечение жилым помещением- удовлетворить.

Признать ФИО2 утратившей право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Исключить ФИО2 из списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 26 февраля 2019 года.

Судья Гулькевичского

районного суда О.С. Хайрутдинова