ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/2014 от 22.05.2014 Очерского районного суда (Пермский край)

  Дело №2-237/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года г.Очер

 Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.В.Троянова.

 при секретаре Н.Ф.Носковой,

 с участием заявителя – прокурора Очерского района Л.К.Мальцевой,

 представителя органа местного самоуправления – Ю.Х.Фрезе,

 рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Очерского района о признании противоречащим закону и недействующим постановления Главы Очерского городского поселения «Об утверждении тарифа ООО «Управляющая компания ЖКХ» на услугу захоронения твердых бытовых отходов» от 11.06.2010 №185,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Очерского района обратился в суд с заявлением о признании указанного выше муниципального правового акта противоречащим федеральному закону. Свое требование мотивирует тем, что после принятия указанного постановления в Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» были внесены изменения, которые лишили органы местного самоуправления права утверждать тарифы организаций коммунального комплекса за исключением муниципальных. Однако оспариваемое постановление, не имеющее предельного срока действия, не было приведено в соответствие с указанными изменениями, до сих пор является действующим и применяется в Очерском городском поселении, что, по мнению прокурора, является незаконным, поскольку в соответствии с действующим в настоящее время законодательством предприятия коммунального комплекса, не являющиеся муниципальными, самостоятельно рассчитывают тариф на услугу захоронения твердых бытовых отходов и утверждают его в государственном органе по регулированию тарифов.

 В судебном заседании прокурор Л.К.Мальцева на своем заявлении настояла по изложенным выше доводам, просила суд обратить внимание на то, что ст.5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ, на основании которой было принято оспариваемое постановление, была изменена, то есть в настоящее время правового основания для данного постановления не имеется.

 Представитель органа местного самоуправления Ю.Х.Фрезе в судебном заседании с заявлением прокурора не согласилась. Свое несогласие мотивировала тем, что на момент принятия оспариваемого постановления оно полностью соответствовало закону. Понимает, что в настоящее время федеральный закон, на основании которого было принято оспариваемое постановление, изменен. Однако не считает изменение федерального закона основанием для отмены муниципального правового акта. Как пояснила в судебном заседании Ю.Х.Фрезе, в настоящее время предприятия коммунального комплекса сами рассчитывают тарифы на свои услуги и утверждают их в уполномоченных органах государственной власти по регулированию тарифов. В случае отмены оспариваемого постановления ООО «Управляющая компания ЖКХ» может утвердить тариф на услугу захоронения твердых бытовых отходов в установленном действующим законодательством порядке. Представитель органа местного самоуправления признала, что постановление главы Очерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № действует по сегодняшний день. Почему ООО «Управляющая компания ЖКХ» не утвердила до сих пор новый тариф, пояснить не смогла. Также не смогла назвать негативные последствия, которые повлечет отмена оспариваемого постановления.

 Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав представленные ими доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

 Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Главой Очерского городского поселения было принято постановление «Об утверждении тарифа ООО «Управляющая компания ЖКХ» на услугу захоронения твердых бытовых отходов» №185, которым установлен и введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ экономически обоснованный тариф ООО «Управляющая компания ЖКХ» на услугу захоронения твердых бытовых отходов в размере <данные изъяты> руб. за <данные изъяты> куб.метр, НДС не применяется. Этим же постановлением ООО «Управляющая компания ЖКХ» рекомендовано представить для согласования в администрацию Очерского городского поселения калькуляцию затрат на услуги сбора и вывоза твердых бытовых отходов, вывоза жидких бытовых отходов (л.д.6, оборот). Срок действия в постановлении не указан. Доказательств его отмены, изменения суду не представлено. Следовательно, постановление является действующим. Это не оспаривается представителем органа местного самоуправления.

 Указанное выше постановление опубликовано в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7).

 Судом установлено, что в соответствии с п.7 ч.2 ст.5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ), органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение. Данные полномочия распространялись на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса.

 Федеральным законом "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 27.07.2010 N 237-ФЗ, который начал действовать с 13.08.2010, в п.7 ч.2 ст.5 вышеназванного Федерального закона были внесены изменения. А именно, органы местного самоуправления были лишены полномочий по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В соответствии с внесенными в настоящий закон изменениями, вопросы установления тарифов организаций коммунального комплекса отнесены к компетенции органов регулирования субъекта Российской Федерации.

 В ныне действующей редакции Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ предусматривает только право органов местного самоуправления устанавливать надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

 Аналогичные изменения претерпел и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ.

 В соответствии с п.4.1 ч.1 ст.17 указанного Закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), к компетенции органов местного самоуправления действительно относилось регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения). Однако уже упоминавшимся выше Федеральным законом от 27.07.2010 N 237-ФЗ) данное полномочие было изменено: органы местного самоуправления лишились права регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В ныне действующей редакции Закона, органы местного самоуправления наделены правом установления тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также правом регулирования тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

 Анализ изменений федерального законодательства позволяет прийти к выводу, что порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в целом и на услуги захоронения твердых бытовых отходов в частности, с ДД.ММ.ГГГГ претерпел значительные изменения. А именно, органы местного самоуправления лишились права устанавливать тарифы организаций коммунального комплекса. Данные полномочия были переданы органам регулирования субъекта Российской Федерации. Следовательно, все ранее принятые органами местного самоуправления в области регулирования тарифов организаций коммунального комплекса подлежали приведению в соответствие с указанными выше Федеральными законами, которые имеют большую юридическую силу и подлежат безусловному применению.

 В соответствии с действующим законодательством, в настоящее время в Очерском городском поселении должны применяться тарифы на услуги захоронения твердых бытовых отходов, утвержденные органами регулирования субъекта Российской Федерации. Между тем, в нарушение закона до сих пор применяются тарифы, установленные и введенные в действие главой Очерского городского поселения, что недопустимо.

 На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.246, ст.ст.253, 198, 199 ГПК РФ,

 Р Е Ш И Л:

 Заявление прокурора удовлетворить.

 Признать постановление Главы Очерского городского поселения «Об утверждении тарифа ООО «Управляющая компания ЖКХ» на услугу захоронения твердых бытовых отходов» противоречащим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ и Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2004 №210-ФЗ и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

 Мотивированное решение вынесено 26 мая 2014 года.

 Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

 Судья А.В.Троянов