Дело № 2-237 /2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 февраля 2016 года г. Сатка
Саткинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Крылосовой А.А.,
при секретаре Макшанцевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Биткина В.Ю., Биткина Ю.А. к ООО «Управляющая компания Западного района», ООО «Корифей», ОАО «Энергосистемы» о признании акта обследования недействительным, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда,
УС Т А Н О В И Л :
Биткин В.Ю., Биткин Ю.А. обратились в суд с иском к ООО «Управляющая компания <адрес>», ООО «Корифей», ОАО «Энергосистемы» о признании акта обследования недействительным, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование иска указав, что они проживают по адресу: <адрес>, дом обслуживался ООО «Управляющая компания <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Корифей», ресурсоснабжающей организацией является ОАО «Энергосистемы», ответчики в течение длительного времени предоставляют коммунальную услугу по отоплению ненадлежащего качества, просят признать акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания <адрес>» недействительным, обязать ответчиков произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в пользу Биткина Ю.А. в сумме <данные изъяты> рублей, Биткина Ю.В. в размере <данные изъяты> рублей.
Истец Биткин Ю.А. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании истцы Биткин В.Ю., представитель Биткин Ю.А. – Биткина О.П. настаивали на исковых требованиях.
Представители ответчика ООО «Управляющая компания <адрес>», ООО «Корифей» в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены.
Представитель ответчика ОАО «Энергосистемы» в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена, в предыдущем судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на надлежащее качество поставляемого коммунального ресурса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.
Как видно из материалов дела, собственниками трехкомнатной квартиры по адресу <адрес> являются Биткин В.Ю. и Биткин Ю.А. (л.д.10-11).
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находился в управлении управляющей организации ООО «УК ЗР» с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № итогов голосования собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ решением №собственников дома изменен способ управления на непосредственный способ управления, ООО «Корифей» поручено заключить от имени и за счет собственников договоры на выполнение работ, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
ОАО «Энергосистемы» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляет предоставление коммунальных услуг населению <адрес> по теплоснабжению, холодному и горячему водоснабжению.
Также установлено, что ОАО «Энергосистемы» как ресурсоснабжающая организация, получает оплату за коммунальную услугу- отопление. Договоры в письменной форме с гражданами, проживающими в многоквартирных домах, не заключены. Поставка коммунальных услуг осуществляется по факту оплаты и подключения к централизованной системе теплоснабжения.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных оснований, указанных в ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствие с условиями обязательства и требованиями закона (ч. 2 ст. 307. ст. 309 ГК РФ).
По договору энергоснабжения (в том числе снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть) в случае, когда абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, считающегося заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние сетей, количество и качество энергии, и нести ответственность за исполнение указанных обязательств возлагается на организацию, поставляющую соответствующую энергию (ч.ч. 1 ст. ст. 540-542, ч. 2 ст. 543, ч.ч. 1 ст. ст. 547, 548 ГК РФ).
Отношения с участием потребителей, возникшие при производстве работ и оказании услуг гражданам, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными законами и правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 года № 15-ФЗ, п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1).
В силу статьи 38 Закона о защите прав потребителей Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг) утверждаются Правительством РФ.
Согласно п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме)
В силу п.103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Согласно ч.4 ст. 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяются в порядке, установленном Правительством РФ.
В силу пункта 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила), качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18°С (в угловых комнатах +20°С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - - 31°С и ниже - +20(+22)°С в других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р 51617-2000.
Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 05.00 часов) - не более 3°С. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С. При этом, отклонение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 00.00 часов) не допускается.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на <данные изъяты> процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета), за каждый градус отклонения температуры.
Пунктом 31 Правил установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пункт 33 Правил).
Согласно пункту 111 Правил датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются: дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил); дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 Правил).
Выпиской из журнала устных обращений ООО «УК ЗР» подтверждается, что заявка была подана истцами в аварийно-диспетчерскую службу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного представителем управляющей компании ООО «УКЗР» ФИО2 и акта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что температура в зале : + 16 градусов С, в спальне : + 16 градусов С, в кухне + 16 градусов С, причиной некачественной работы отопления в доме является температура теплоносителя на подаче и обратке, не соответствующая температурному графику (д.12,13).
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссионно: представителем ОАО «Энергосистемы» Хановым В., Самсоновой Н.П., представителем ГОС ФИО, представителем управляющей компании ООО «УКЗР» ФИО2 усматривается, что температура в зале : + 16 градусов С, в спальне : + 17 градусов С, в кухне + 17 градусов С, в результате обследования выявлено несоответствие температуры теплоносителя температурному графику (л.д.15).
Так как акта потребителя об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг ответчик ОАО «Энергосистемы» не предоставил, суд считает, что перерасчет за ненадлежащую услугу должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ по конец отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что спорной квартире два помещения со специальным температурным режимом: жилые комнаты (угловые) площадью <данные изъяты> кв.м. (№ на плане квартиры) и <данные изъяты> кв.м, (помещение № на плане квартиры), нормативная температура в которых 20 градусов (с 05-00ч. по 00-00ч.), и 17 градусов (с 00- 00час. до 05.-00ч.). В остальных помещениях квартиры (общей площадью 47,7- 11,2- 16,7 кв.м.= 19,8 кв.м.) температура, соответственно, 18 градусов и 15 градусов.
Размер перерасчета за указанный период истцами произведен верно, представителем ответчика не оспаривался, с учетом изложенного, подлежат удовлетворению требования истца об обязании ОАО «Энергосистемы» произвести перерасчет в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Выпиской из журнала ООО «Единая диспетчерская служба» подтверждается, что заявка была подана истцами в аварийно-диспетчерскую службу ДД.ММ.ГГГГ.№.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного представителем ООО «Корифей» ФИО1 усматривается, что температура в зале : + 17 градусов С, в спальне : + 17 градусов С, в кухне + 17 градусов С. (д.17).
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного представителем ООО «Корифей» ФИО1 усматривается, что температура в зале : + 16 градусов С, в спальне : + 16 градусов С, в кухне + 16 градусов С. (д.18).
Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссионно: представителем ОАО «Энергосистемы» Самсоновой Н.П., начальником УЖТС «З» Хановым В., мастером УЖТС «З» ФИО3, представителем ГОС ФИО4, представителем ООО «Корифей» ФИО1 усматривается, что проведены замеры температуры теплоносителя на подаче в МКД и на обратном трубопроводе от МКД, параметры давления в наружной сети на подачу в МКД при отключенной ВДСО, замеры температуры в помещении потребителя не проводились. (д.19).
Данный акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принят во внимание судом в подтверждение доводов ответчика о предоставлении услуг надлежащего качества, ввиду следующего.
Пунктом 112 Правил установлено, что период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 Правил.
В силу пункта 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года №354 после устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель обязан удостовериться в том, что потребителю предоставляется коммунальная услуга надлежащего качества в необходимом объеме.
Если исполнитель не имеет возможности установить период нарушения качества коммунальной услуги на основе сведений, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 112 настоящих Правил, то исполнитель обязан провести проверку устранения причин нарушения качества коммунальной услуги потребителю, который обращался с сообщением в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя.
Для этого исполнитель в согласованное с потребителем время обязан прибыть в помещение потребителя, провести проверку и составить акт о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем.
При уклонении потребителя от согласования времени проведения проверки исполнителем, а равно при уклонении потребителя от подписания акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги исполнитель составляет такой акт, который подписывается исполнителем и не менее 2 незаинтересованными лицами. Указанный акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю).
При проведении указанной проверки и составлении акта о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги могут участвовать также представители ресурсоснабжающей организации, лица, привлеченного собственниками для обслуживания внутридомовых систем, государственной жилищной инспекции Российской Федерации, общественного объединения потребителей, если они принимали участие в проверке факта нарушения качества коммунальной услуги или если их участие в проверке устранения причин нарушения качества коммунальной услуги инициировано потребителем или исполнителем. В этом случае исполнитель обязан уведомить указанных лиц о дате и времени проведения проверки устранения причин нарушения качества коммунальной услуги. Указанные лица вправе отказаться от участия в такой проверке, уведомив об этом исполнителя.
Принимая во внимание, что замеры температурного режима в квартире истцов не проводились, а также учитывая, что температура на обратном трубопроводе не соответствовала температурному графику, согласованному с органом местного самоуправления (53 градуса С) составила 42 градуса С, перепад давления составил 0,4 кгс/см2, данный акт не может быть принят во внимание в подтверждение окончания периода нарушения качества коммунальной услуги.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного представителем ООО «Корифей» ФИО1 усматривается, что температура в зале : + 18 градусов С, в спальне : + 18 градусов С, в кухне + 19 градусов С. (д.21).
Перерасчет за ненадлежащую услугу должен быть произведен в сумме <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по конец отопительного сезона ДД.ММ.ГГГГ, размер перерасчета за указанный период истцами произведен верно, представителем ответчика не оспаривался.
Выпиской из журнала ООО «Единая диспетчерская служба» подтверждается, что заявка была подана истцами в аварийно-диспетчерскую службу ДД.ММ.ГГГГ.№.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного ФИО5, ФИО6 усматривается, что температура в зале : + 17 градусов С, в спальне : + 18 градусов С, в кухне + 18 градусов С. (д.22).
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ температурного режима в квартире истцов, составленного ФИО5, усматривается, что температура в зале : + 17 градусов С, в спальне : + 18 градусов С, в кухне + 18 градусов С. (д.23).
Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссионно: представителем ОАО «Энергосистемы» Самсоновой Н.П., начальником УЖТС «З» ФИО7, представителем МКУ «УСА и ЖКХ» <адрес>, представителем ООО «Корифей» ФИО1 усматривается, что температура теплоносителя на подаче в МКД и на обратном трубопроводе от МКД соответствует нормативной, регламентированной графиком ОМС Саткинского городского поселения, с результатами замеров температуры в квартире № Биткин Ю.А. не согласен (д.24-25).
Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного комиссионно: представителем ОАО «Энергосистемы» Самсоновой Н.П., представителем МКУ «УСА и ЖКХ» <адрес>, ГЖИ Златоустовского отдела, ТО УРПН, представителем ООО «Корифей» усматривается, что температура теплоносителя на подаче в МКД и на обратном трубопроводе от МКД соответствует нормативной, регламентированной графиком ОМС Саткинского городского поселения, тепловой контур ограждающих конструкций стен, балкона результаты замеров температуры в квартире № : в зале : + 18 градусов С, в спальне : + 18 градусов С (<адрес>).
Судом принимается акт обследования № от ДД.ММ.ГГГГ, в подтверждение окончания периода нарушения качества коммунальной услуги по вине ОАО «Энергосистемы».
Сумма перерасчета за указанный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб., исходя из расчета <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ) + <данные изъяты>(ДД.ММ.ГГГГ)+ <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ) + <данные изъяты> (ДД.ММ.ГГГГ).
Общая сумма перерасчета составила за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> коп.
Учитывая установленные обстоятельства, подтверждающие факт предоставления ОАО «Энергосистемы» некачественной услуги по отоплению, не обеспечивающей надлежащую температуру воздуха в жилом помещении для проживания в нем граждан, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера платы за такую коммунальную услугу за указанный период вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты.
Доводы ответчика ОАО «Энергосистемы» об отсутствии вины предприятия в несоблюдении температурного режима в квартире ответчика и наличии вины в этом управляющей организации не принимаются во внимание, поскольку ОАО «Энергосистемы», выступая стороной публичного договора энергоснабжения, заключенного именно с истцами, фактически являлось исполнителем услуг и на нем лежала обязанность по их предоставлению надлежащего качества.
Принимая во внимание, что истцами заявлены требования об обязании произвести перерасчет за отопление, иных требований не заявлено, данные требования подлежат удовлетворению к ОАО «Энергосистемы» как к ресурсоснабжающей организации, в пользу которой потребитель производит оплату указанной коммунальной услуги по отоплению на основании выставленных счетов, в иске к ООО «Управляющая компания <адрес>», ООО «Корифей» следует отказать.
Требования о признании акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Управляющая компания <адрес>» недействительным, удовлетворению не подлежат, излишне заявлены, данный акт не может быть принят во внимание в подтверждение окончания периода нарушения качества коммунальной услуги, права истцов не нарушает.
Статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность компенсации потребителю причиненного морального вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Истцами не представлено доказательств того, что нарушение температурного режима в квартире истцов повлекло для истцов ухудшение состояния их здоровья либо какие-либо тяжкие неблагоприятные последствия.
Принимая во внимание, что истцы Биткин В.Ю. и Биткин Ю.А. в течение длительного времени испытывали неудобства при использовании жилого помещения из-за нарушения температурного режима, а также отсутствие негативных последствий, учитывая требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требования о компенсации морального вреда частично, взыскать в пользу истца Биткина В.Ю. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей с ответчика ОАО «Энергосистемы», в пользу истца Биткина Ю.А. в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей с ответчика ОАО «Энергосистемы».
В связи с тем, что исковые требования удовлетворены частично в части взыскания компенсации морального вреда, с ответчика ОАО «Энергосистемы» подлежит взыскать штраф в пользу истцов в силу п.6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей».
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с ответчика ОАО «Энергосистемы» подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Биткина В.Ю., Биткина Ю.А. к ОАО «Энергосистемы» удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Энергосистемы» произвести перерасчет за отопление по адресу: <адрес> размере <данные изъяты> коп.
Взыскать с ОАО «Энергосистемы» в пользу Биткина В.Ю. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ОАО «Энергосистемы» в пользу Биткина Ю.А. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Биткину В.Ю. и Биткину Ю.А. к ОАО «Энергосистемы» отказать.
Взыскать с ООО «Энергосистемы» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований Биткину В.Ю. и Биткину Ю.А. к ООО «Управляющая компания <адрес>», ООО «Корифей» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда с подачей жалобы через Саткинский городской суд.
Председательствующий / подпись / Крылосова А.А.
Копия верна
Судья Крылосова А.А.
Секретарь Макшанцева А.И.
Решение вступило в законную силу «____»_________2016 г.
Судья Крылосова А.А.