ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/2017 от 11.04.2017 Котельничского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-237/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2017 года город Котельнич

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Васениной В.Л.,

с участием помощника Котельничского межрайонного прокурора Захарова Р.А.,

при секретаре Ежовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ЖКХ «Импульс» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Кировский межрайонный природоохранный прокурор обратился с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО ЖКХ «Импульс» о возложении обязанности устранить нарушения водного законодательства.

В обоснование требований указал, что Кировской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области, в ходе которой установлено, что ООО ЖКХ «Импульс» осуществляет использование водного объекта - реки <...> на территории Котельничского муниципального района для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Пользование водным объектом осуществляется на основании решения министерства охраны окружающей среды Кировской области о предоставлении водного объекта в пользование от <дд.мм.гггг><№>, сроком действия до <дд.мм.гггг>. В <дд.мм.гггг> предприятием осуществлен сброс сточных вод в реку <...> в объеме <...> м3. При этом весь объем сточных вод относится к категории недостаточно очищенных, в составе сбрасываемого стока присутствуют взвешенные вещества, нефтепродукты, нитраты, нитриты, фосфаты и иные загрязняющие вещества. В нарушение требований водного законодательства сброс загрязняющих веществ в реку осуществляется ответчиком в отсутствие в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения на сброс. Отсутствие необходимой разрешительной документации не позволяет надлежащим образом организовать контроль в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты, что может послужить условием причинения вреда окружающей среде и нарушает гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду и условия проживания. Кроме того, Обществом при использовании вышеназванного водного объекта допущены нарушения условий водопользования, предусмотренные решением о предоставлении водного объекта в пользование, а именно, выпуск сточных вод в реку не оборудован средствами измерения расхода воды.

Просит обязать ответчика в срок до <дд.мм.гггг> получить в
установленном порядке разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в
используемый водный объект - реку Боровка и оборудовать выпуск
сточных вод на сооружениях для сброса сточных вод средством измерения расхода воды.

Определением суда от <дд.мм.гггг> в качестве третьего лица привлечено Управление Росприроднадзора по Кировской области.

В судебном заседании помощник прокурора Котельничского межрайонного прокурора Захаров Р.А. заявленные требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель ООО ЖКХ «Импульс» Пантюхин Ю.И., в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что механические очистные сооружения отсутствуют, в качестве очистных сооружений используется колодец-отстойник, объем сточных вод составляет <...> куб.м. в сутки, согласно Постановления Правительства РФ <№> от <дд.мм.гггг> РФ "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" если объем сточных вод меньше чем <...> куб.м. приборы учета отводимых сточных вод устанавливать не надо. Он по данному вопросу обращался к специалистам, они были с ним согласны, но письменного соглашения на учет сточных вод без прибора учета, а расчетным способом не получал. Кроме того, отсутствует техническая возможность установки прибора учета, так как система канализации загружена частично, задействован маленький сегмент трубы.

Считает, что получать разрешение на сброс сточных вод не надо, так как имеется решение от <дд.мм.гггг>, подписанное Министерством охраны окружающей среды Кировской области, Водным Кодексом РФ так же не предусмотрено получения разрешения.

Представитель ООО ЖКХ «Импульс» Береснева С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала изложенное Пантюхиным Ю.И.

Представитель третьего лица Министерства охраны окружающей среды Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержали.

Представитель третьего лица Управление Росприроднадзора по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия, в письменном отзыве исковые требования прокурора поддержали.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей ответчика, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст. 44 указанного Кодекса использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч.2 ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

На основании ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Часть 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Решением от <дд.мм.гггг><№> Министерства охраны окружающей среды Кировской области ООО ЖКХ «Импульс» предоставлен в пользование водный объект, срок действия решения о предоставлении водного объекта в пользование от <дд.мм.гггг> до <дд.мм.гггг>, ответчик разрешения на сброс сточных вод в водные объекты не имеет, доказательств обратного суду не представлено.

Оценив представленные сторонами доказательства, исходя из приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности в установленном законом порядке получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в реку <...>.

Пунктом 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ предусмотрена обязанность собственников водных объектов, а также водопользователей при использовании водных объектов вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

Частью 2 ст. 55 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219, собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 08.07.2009 N 205 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды (пункт 6).

Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод (пункт 7). Средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 8).

Подпунктом 20 пункта 2.3 решения министерства охраны окружающей среды Кировской области от <дд.мм.гггг><№> о предоставлении ООО ЖКХ «Импульс» в пользование водного объекта - реки <...> на водопользователя возложена обязанность в срок до <дд.мм.гггг> оборудовать выпуск сточных вод контрольно-измерительной аппаратурой.

В нарушение вышеназванных требований закона, до настоящего времени указанная обязанность водопользователем не исполнена, выпуск сточных вод в реку Боровка на очистных сооружениях средствами измерения расхода воды не оборудован.

Доводы представителя ответчика о том, что отсутствует техническая возможность установки приборов учета сточных вод, так как ими используется в качестве очистного сооружения колодец-отстойник, судом не могут быть приняты во внимание, так как в подпункте 8 пункта 2.3 решения от <дд.мм.гггг> указано, что сброс сточных вод осуществляется с использованием очистных сооружений механической очистки: колодец-отстойник, до <дд.мм.гггг> необходимо было установить контрольно-измерительную аппаратуру на выпуск сточных вод. В настоящее время учет сточных вод ответчиком ведется исходя из норм водопотребления (водоотведения).

Пунктом 9 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. N 205, по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерения объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), или с помощью других методов (формы 1.5 - 1.6 Приложения к порядку).

Вместе с тем, допустимые и достаточные доказательства отсутствия у ООО ЖКХ «Импульс» технической возможности установки средств измерения сбрасываемых в реку Боровка сточных вод суду первой инстанции представлены не были.

Доводы представителя ответчика о том, что объем сточных вод составляет менее <...> куб.м. в сутки и в соответствии с пунктом 83 Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 года РФ "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" устанавливать прибор учета нет необходимости, также не могут быть приняты судом во внимание, так как согласно абзаца 4 пункта 83 вышеуказанного Постановления для абонентов и транзитных организаций допускается не устанавливать прибор учета сточных вод в случае установления совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия технической возможности установки прибора учета с подписанием соответствующего акта, однако доказательств составления акта в судебное заседание не представлено.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учётом обстоятельств дела, суд полагает возможным определить ответчику срок для устранений нарушений до <дд.мм.гггг>, полагая его объективно необходимым для оформления соответствующих документов и получения разрешения.

В соответствии с положениями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ООО ЖКХ «Импульс» в бюджет муниципального образования городской округ города Котельнича Кировской области подлежит взысканию госпошлина в размере <...> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кировского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать ООО ЖКХ «Импульс» в срок до <дд.мм.гггг> получить разрешение на сброс веществ и микроорганизмов в используемый водный объект – реку <...>.

Обязать ООО ЖКХ «Импульс» в срок до <дд.мм.гггг> оборудовать выпуск сточных вод на сооружениях для сброса сточных вод в реку <...> средством измерения расхода воды.

Взыскать с ООО ЖКХ «Импульс» в доход муниципального образования городского округа города Котельнич Кировской области государственную пошлину в сумме <...> рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кировский областной суд с подачей жалобы через Котельничский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья В.Л.Васенина

Решение изготовлено в окончательной форме <дд.мм.гггг>.

Судья В.Л.Васенина