ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/2018 от 31.05.2018 Лукояновского районного суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 года г. Лукоянов

Лукояновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пузановой П.Ф.,

при секретаре Горяевой Т.Н.,

с участием: прокурора Лукояновского района Нижегородской области Щербаковой О.А., представителя ответчика Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности предоставить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный хозяйствующим субъектом, в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,

УСТАНОВИЛ:

Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура, действующая в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности предоставить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный хозяйствующим субъектом, в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

В обосновании заявленных требований Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура указала, что проведенной проверкой исполнения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области выявлены нарушения. Администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатируется административное здание, расположенное но адресу: <адрес>. В результате хозяйственной деятельности образуются отходы, среди них: I класс опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО - 4 71 101 01 52 1), IV класс опасности - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО - 7 33 100 01 72 4) и иные отходы V класса опасности. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. На основании ст.18 вышеуказанного закона индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), в котором обосновывается предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимися в процессе хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения установлен Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минприроды России от 5 августа 2014 г. № 349. Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Нижегородской области и подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды Российской Федерации от 24.08.2011 г. № 703. На территории Нижегородской области таким органом, осуществляющим региональный государственный экологический надзор, является Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50. Данный Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лип (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее территориальные органы Росприроднадзора) (пункты 1, 2 Порядка). Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. На основании п. 7 вышеуказанного Порядка юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы: а) заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; фамилия, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; б) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка. Решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, о переоформлении и выдаче дубликата решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение оформляются правовыми актами Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Из вышеизложенных правовых норм следует, что юридические лица (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представить в уполномоченные органы в соответствии с утвержденным порядком документы для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения. Вопреки требованиям законодательства, Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области осуществляет свою деятельность без оформленных надлежащим образом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные нарушения были выявлены в ходе прокурорской проверки деятельности, Администрации Лукояновского района Нижегородской области внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды от 20.03.2018 г. № 02-10-2018. Согласно поступившему ответу Администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области, нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены, в настоящее время заявление на установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерство экологии и природных ресурсов не направлены. Указанное является существенным нарушением конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую природную среду, охрану здоровья, гарантированных ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также является нарушением охраняемых законом интересов общества и государства. Именно через утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области обеспечит безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - V класса опасности, их накопление, последующую транспортировку, использование и размещение. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Отсутствие у ответчика нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при осуществлении хозяйственной деятельности, в ходе которой образуются отходы производства и потребления, нарушает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся в том числе, проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами.

Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура просит обязать Администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с приложением надлежаще заверенной копии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов с указанием классов опасности.

31.05.2018 года, до начала рассмотрения дела, от Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило заявление, в котором истец уточнил исковые требования, и просит обязать Администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В судебном заседании прокурор Лукояновского района Нижегородской области Щербакова О.А., действующая по поручению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры о 22.05.2018 года №03-03-2018, исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО2, действующий на основании доверенности, исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры поддержал, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области ФИО1, действующий на основании доверенности от 28.05.2018 года, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Признание иска ответчиком Администрацией Лукояновского муниципального района Нижегородской области выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, которое подписано уполномоченным представителем ответчика ФИО1, и приобщено к делу.

Признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд считает возможным принять признание им иска.

Последствия признания иска представителю ответчика ФИО1 судом разъяснены и понятны.

В соответствии с п.3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности предоставить в уполномоченный орган заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разработанный хозяйствующим субъектом, в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение удовлетворить.

Обязать Администрацию Лукояновского муниципального района Нижегородской области в срок не позднее шести месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение заявление и документы: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный хозяйствующим субъектом (их филиалом и (или) обособленным подразделением), в соответствии с Порядком разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Лукояновский районный суд.

П.П. Судья – П.Ф. Пузанова

Копия верна: Судья – П.Ф. Пузанова