ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/2021 от 02.08.2021 Щучанского районного суда (Курганская область)

УИД 45RS0024-01-2021-000170-85

№ 2-237/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Главщиковой А.О.,

с участием помощника прокурора Щучанского района Завьялова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 2 августа 2021 года гражданское дело по иску Федерального бюджетного учреждения – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» к Талиповой Елене Александровне, Талипову Азису Шавановичу, ФИО5, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и встречному исковому заявлению Талипова Азиса Шавановича, Талиповой Елены Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 к ФБУ – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» о признании права пользования и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Представитель ФБУ – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» по доверенности Сильченков П.В. обратился Щучанский районный в суд с иском (с последующими уточнениями) к Талиповой Е.А., Талипову А.Ш., ФИО5, ФИО2 о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения. В обоснование заявленных требований указывал, что Талипова Е.А. работала в филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) - далее в/ч 92746. На основании решения жилищной комиссии в/ч 92746 от 10.03.2016, рассмотрен вопрос о предоставлении служебного жилого помещения на время трудовых отношений с войсковой частью. Совместно с Нанимателем в служебное жилое помещение вселены: муж ФИО4, сын ФИО5 Минпромторг России являлся государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В рамках реализации Программы за счет средств федерального бюджета было осуществлено строительство жилой зоны объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область), предназначенной для обеспечения жилыми помещениями персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, членов их семей. В жилую зону объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область) вошел <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый ) принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2016 сделана запись регистрации . Спорная квартира, в соответствии с распоряжением Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 03.05.2017 -р по акту приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, от 13.06.2017 закреплена на праве оперативного управления за Федеральным управлением, балансодержателем является Федеральное управление, в лице филиала Федерального управления - объекта «Кизнер». Собственником спорной квартиры является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия собственника осуществляют Росимущество, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, и Минпромторг России, в соответствии с Положением о Министерстве промышленности торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 . В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.03.2018 «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению Федерального управления. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, поручений Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о поэтапном вовлечении имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, Минпромторгом России, Росимуществом и Федеральным управлением проводится работа по передаче имущества инвестору (ФГУП «Федеральный экологический оператор»), невостребованное инвестором имущество жилых зон объектов по уничтожению химического оружия передается на иные уровни собственности. С целью передачи жилых зон Федеральным агентством по управлению государственным имуществом дано поручение от ДД.ММ.ГГГГ МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях о рассмотрении вопроса передачи спорной квартиры на иной уровень публично-правовой собственности и принятии необходимого решения. Минпромторгом России в рамках исполнения данного поручения Правительства Российской Федерации (исх. 13261/02 от ДД.ММ.ГГГГ) были направлены соответствующие запросы о предоставлении информации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и в Правительство Курганской области. Правительство Курганской области письмом от 28.07.2020 (исх. -р) выразило согласие в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях на принятие объектов недвижимости, в том числе и спорной квартиры в собственность Курганской области. В этой связи МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях издано распоряжение Межрегионального территориального управления Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 21.08.2020 -р о внесении изменений в распоряжение от 15.11.2019 -р, которым предписано осуществить передачу спорной квартиры из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. Вместе с тем во исполнение вышеперечисленных поручений и решений, в целях выполнения распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, принимая во внимание пункт 3 статьи 92 ЖК РФ, которым определено, что специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом ЖК РФ, Минпромторгом России, на предусмотренных законом основаниях, были выполнены мероприятия по исключению спорной квартиры из специализированного жилищного фонда, отнесенного к служебным жилым помещениям Федерального управления (приказ Минпромторга России от 02.10.2020 ). Издание данного приказа было необходимо для исполнения решения собственника (распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях) о передаче спорной квартиры в собственность Курганской области, не нарушая пункта 3 статьи 92 ЖК РФ. В целях реализации принимающей стороной распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях Губернатор Курганской области в обращениях в Минпромторг России (от 21.10.2020 № исх. ) и в Федеральное управление (от 18.11.2020 № исх. ) проинформировал о том, что спорную квартиру планируется предоставить детям-сиротам, вопрос обеспечения детей-сирот находится на постоянном контроле прокуратуры Курганской области и просил принять меры по освобождению спорной квартиры до подписания актов (приема-передачи). С целью определения плана передачи спорной квартиры 01.12.2020 года в МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях было проведено совместное совещание с представителями Минпромторга России, аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу, финансового управления Курганской области и Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, по результатам которого Федеральному управлению спорную квартиру было поручено передать Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области по акту приема-передачи после ее освобождения гражданами в срок до 01.02.2021. Фактически Федеральное управление, обращаясь с настоящим иском, защищает права и интересы Российской Федерации, Минпромторга России, а также выгодоприобретателя коим является Правительство Курганской области в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях в отношении спорной квартиры. Возникновение спора в отношении спорной квартиры говорит о недобросовестном поведении ответчиков. Незаконное занятие спорной квартиры ответчиками на сегодняшний день создает препятствия для выполнения истцом предъявляемых к нему требований со стороны собственника в лице Росимущества. Истец лишен возможности передать спорную квартиру Курганской области, и вынужден обращаться в суд с настоящим иском ввиду отсутствия иного законного разрешения нарушенных прав истца и третьих лиц. Ответчики, проживают в спорной квартире, по адресу: <адрес> Основанием для проживания в спорной квартире был договор найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 , заключенный между командиром войсковой части 92746 и Талиповой Е.А., срок действия которого истек 31.12.2020. Специфика договора найма служебного помещения заключается в том, что договор действует только в период трудовых отношений между наймодателем и нанимателем. Договор был заключен с ответчиком в связи с трудовыми отношениями последнего с филиалом Федерального управления - войсковая часть 92746. Предоставление спорной квартиры ответчику, носило заведомо временный характер, и было предоставлено исключительно на время трудовых отношений с в/ч 92746 (пункты 1.2, 1.5 Договора). Договором было определено использование спорной квартиры в качестве служебной, а также порядок вселения, пользования спорной квартирой и выселения из нее. В соответствии с условиями Договора, Наймодатель передаёт Нанимателю и членам его семьи, за плату в пользование служебное жилое помещение (Спорную квартиру), находящееся в оперативном управлении истца (п. 1.1 Договора). Заключенный Договор найма служебного жилого помещения (спорной квартиры) прекращается в связи с истечением срока его действия 31.12.2020 и/или/ прекращением трудовых отношений с филиалом Федерального управления - в/ч 92746 (п. 4.8.3 Договора). Пунктом 6.1 Договора установлен срок его действия, а именно с 01.01.2020 по 31.12.2020, но не более чем на период трудовых отношений с филиалом Федерального управления - в/ч 92746. Трудовые отношения расторгнуты с ответчиком 31.12.2020 (приказ командира войсковой части 92746 от 31.12.2020 ). Таким образом, следует, что ответчики должны были освободить спорную квартиру (прекратить ею пользоваться) в срок установленный договором (01.02.2021), но в силу недобросовестности, продолжают незаконно в ней проживать. Истцом заблаговременно было вручено уведомление ответчику о выселении из спорной квартиры от 13.11.2020, что последним было проигнорировано. При указанных обстоятельствах, в настоящее время у ответчиков отсутствуют законные основания для проживания в спорной квартире; изначально спорная квартира была построена в рамках Программы за счет средств федерального бюджета для предоставления гражданам, занятым на работах с химическим оружием; целевым назначением спорной квартиры являлось обеспечение персонала в/ч 92746 жильем, а его предоставление носило исключительно временный характер на период трудовых отношений; спорная квартира находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за Федеральным управлением. От имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляет Минпромторгом России и Росимуществом; Уполномоченным от имени собственника (Российской Федерации) спорной квартиры органом (Росимуществом) принято решение о передаче спорной квартиры из федеральной собственности в собственность Курганской области; незаконное использование ответчиком спорной квартиры в настоящее время лишает права собственника на распоряжение спорным имуществом, а истца на исполнение распорядительного акта собственника о передаче спорной квартиры; спорная квартира освобождается, в том числе и в целях ее незамедлительного предоставления детям-сиротам после принятия в собственность Курганской области; издание приказа Минпромторга России от 02.10.2020 является одним из этапов по исполнению решения собственника по передаче спорной квартиры в Курганскую область с последующим ее предоставлением детям-сиротам.

Талипов А.Ш., Талипова Е.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 обратились в Щучанский районный суд со встречным исковым заявлением (с последующим уточнением) к ФБУ – «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)», Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации о признании права пользования и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая, что 02.02.2021 они обратились в Щучанский районный суд Курганской области с иском к Администрации г. Щучье о признании за ними права пользования и права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, на основании которого судом было возбуждено производство по гражданскому делу № 2-192/2021. Основанием для обращения в суд с названным иском им послужил факт возникновения у них права на участие в приватизации и приобретения занимаемого ими вышеуказанного жилого помещения в свою собственность в связи с его передачей в собственность муниципального образования г. Щучье. Уже после их обращения в суд с вышеназванным иском и его принятия судом к своему производству, 16.02.2021 в Щучанский районный суд Курганской области обратилось ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» (далее - ФБУ ФУБХУХО) с иском, обусловленным требованиями о признании их утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, выселении их из данного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, на основании которого судом возбуждено производство настоящего гражданского дела. В связи с возбуждением судом настоящего дела определением суда от 01.04.2021 производство гражданского дела № 2-192/2021 приостановлено до разрешения настоящего спора. По той причине, что начиная с 19.03.2020 спорное жилое помещение было зарегистрировано в ЕГРН на праве собственности за муниципальным образованием г. Щучье и с этой же даты утратило статус служебного (специализированного), равно, как и ФБУ ФУБХУХО, в силу закона, утратило на данное жилое помещение право оперативного управления, 23.03.2021 в рамках рассмотрения настоящего дела ими был подан встречный иск о признании ФБУ ФУБХУХО утратившим право оперативного управления спорным жилым помещением, который был принят судом к своему производству. 12.05.2021 ФБУ ФУБХУХО уточнило свои исковые требования (исключив упоминание о служебном характере спорной квартиры), заявив о признании их утратившими право пользования жилым помещением (спорной квартирой), расположенным по адресу: <адрес>, и выселении их из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Как следует из текста заявления ФБУ ФУБХУХО об уточнении исковых требований, приложенных к нему копий документов и пояснений представителя ФБУ ФУБХУХО Сильченкова П.В., данных им в ходе судебного разбирательства дела 12.05.2021, единоличным собственником спорной квартиры является Российская Федерация, полномочия собственника осуществляют совместно Росимущество и Минпромторг России. На основании приказа Минпромторга России от 02.10.2020 спорное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда и утратило статус служебного жилья, в настоящее время каких-либо обременений в силу закона не имеет. Запись в ЕГРН о переходе права собственности на спорное жилое помещение муниципальному образованию г. Щучье была внесена ошибочно, в связи с чем, в настоящее время данная ошибка устранена, ошибочная запись о праве собственности муниципального образования г. Щучье на спорную квартиру исключена из ЕГРН, право оперативного управления спорным жилым помещением с 2017 закреплено за ФБУ ФУБХУХО. В обоснование и за основу уточненных исковых требований ФБУ ФУБХУХО приведены доводы о нереализованном до настоящего времени намерении передачи спорного жилого помещения в государственную собственность Курганской области в виду проживания их в спорном жилом помещении, их недобросовестном поведении, вызванным невыполнением ими условий договора найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 , связанных с необходимостью освобождения служебного жилого помещения по истечению срока действия Договора и (или) прекращением трудовых отношений с филиалом ФБУ ФУБХУХО - войсковой частью 92746. Таким образом, в качестве основания заявленных требований ФБУ ФУБХУХО положены исключительно правоотношения, связанные с исполнением Договора. С заявленными к ним исковыми требованиями, основанном на неправильном толковании и применении норм материального права, истцы полностью не согласны по основаниям настоящего встречного иска, измененного в соответствии со ст. 39 ГПК РФ. Действительно, с 10.03.2017 по настоящее время включительно они проживают в спорном жилом помещении, являющемся собственностью Российской Федерации и находящемся на праве оперативного управления ФБУ ФУБХУХО. Данное жилое помещение, имея статус служебного, было предоставлено им для пользования и проживания в нем по договорам найма служебного жилого помещения, ежегодно заключаемых между ФБУ ФУБХУХО и Талиповой Е.А. в связи с ее трудовыми отношениями с войсковой частью 92746. Крайним таким договором являлся договор от 01.01.2020 . За время проживания в указанном жилом помещении они своевременно оплачивают коммунальные услуги, задолженностей по оплате таких услуг не имеют, несут бремя по содержанию жилого помещения. Распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 12.12.2019 -р (п. 7) принято решение о передаче спорной квартиры в собственность муниципального образования г. Щучье. Этим же распоряжением (п.п. 5, 10) в отношении спорного жилого помещения с 30.10.2020 прекращено право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФБУ ФУБХУХО. Как указано выше, в связи с внесением 19.03.2020 в ЕГРН записи о переходе права собственности на спорное жилое помещение от Российской Федерации к муниципальному образованию г. Щучье и, соответственно, в связи с утратой жилым помещением статуса специализированного (служебного), до обращения ФБУ ФУБХУХО в суд (16.02.2021) с требованием о выселении их из занимаемого жилого помещения 02.02.2021, в связи с возникновением у них обстоятельств для приобретения спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, они обратились в суд с соответствующим иском к Администрации г. Щучье, с учетом содержащихся в ЕГРН сведений на спорную квартиру, являющейся на тот момент надлежащим ответчиком. Распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 21.08.2020 о существовании которого им впервые стало известно 12.05.2021, в распоряжение МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 12.12.2019 внесены изменения в части передачи спорного жилого помещения в государственную собственность Курганской области. При этом данным распоряжением решение о прекращении с 30.10.2020 права собственности Российской Федерации и права оперативного управления ФБУ ФУБХУХО на спорное жилое помещение изменено не было. На основании приказа Минпромторга России от 02.10.2020 спорное жилое помещение исключено из специализированного жилищного фонда и утратило статус служебного жилья. Таким образом, о своем законном праве на приобретение спорного жилого помещения в свою собственность в порядке приватизации ими было заявлено до предъявления к ним ФБУ ФУБХУХО, фактически утратившего 30.10.2020 право оперативного управления спорным жилым помещением, требований о выселении из данного жилого помещения. При этом ставший в настоящее время известным факт ошибочности внесения в ЕГРН сведений о праве собственности муниципального образования г. Щучье на спорное жилое помещение и нахождения данного жилого помещения в собственности Российской Федерации, в отсутствие у жилого помещения статуса специализированного (служебного), не лишает их законного права на приобретение данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения ими ранее не реализовывалось. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, спорная квартира является жилым помещением государственного жилищного фонда, была предоставлена им до ее исключения из специализированного жилищного фонда и утраты статуса служебной. В этой связи, они, проживавшие в спорной квартире на момент исключения ее из специализированного жилищного фонда и утраты ею статуса служебной, приобрели право пользования данной квартирой на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести ее в собственность. В этой связи, с учетом указанных норм закона и сложившихся применительно к настоящему случаю обстоятельств, законных оснований для удовлетворения исковых требований ФБУ ФУБХУХО не имеется, поскольку обратное нарушит гарантированное им законом право на участие в приватизации и приобретение жилого помещения в свою собственность. Доводы же ФБУ ФУБХУХО относительно применения при разрешении настоящего спора правоотношений, связанных с Договором, в данном случае являются несостоятельными и полностью опровергаются вышеуказанными обстоятельствами и нормами закона. Не могут быть приняты во внимание доводы ФБУ ФУБХУХО о том, что в соответствии с условиями Договора их пользование спорной квартирой, предоставленной им в качестве служебной, носило временный характер до 31.12.2020 либо до момента прекращения трудовых отношений Талиповой Е.А. с филиалом ФБУ ФУБХУХО - войсковой частью 92746, поскольку в связи с изданием Минпромторгом России приказа от 02.10.2020 и исключением спорной квартиры из специализированного жилищного фонда Договор утратил свой предмет (служебное жилое помещение) и, соответственно, стал ничтожным, прекратив свое действие со 02.10.2020, в то время, как соответствующих уведомлений и требований об освобождении жилого помещения в связи с исключением его из специализированного жилищного фонда до указанной даты ФБУ ФУБХУХО им не выставлялось. В этой связи, направленное ФБУ ФУБХУХО им 13.11.2020, т.е. после исключения спорной квартиры из специализированного жилищного фонда, уведомление о выселении из данной квартиры правового значения не имеет и не влияет на возникновения у них права на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации. В связи с исключением спорной квартиры из специализированного жилищного фонда заявленное ими намерение реализовать свое право на приобретение спорной квартиры в собственность в порядке приватизации прав ФБУ ФУБХУХО, равно как и собственника квартиры не нарушает, поскольку реализация ими названного права прямо предусмотрена законом. Поскольку удовлетворение настоящего встречного иска полностью исключит удовлетворение первоначального иска ФБУ ФУБХУХО, между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению спора, считают необходимым заявить свои требования в форме встречного иска. В случае удовлетворения настоящего встречного иска, решение суда будет являться уполномоченному органу основанием для исключения из ЕГРН данных о праве лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке.

Просили признать договор найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 ничтожным со дня исключения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 53.8 кв.м., из специализированного жилищного фонда. Признать за истцами право пользования на условиях социального найма квартирой, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером , площадью 53.8 кв.м. и признать за ними право собственности по 1/4 доли каждому в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 53,8 кв.м.

В судебное заседание представители истца по первоначальному иску и представители ответчика по встречному иску по доверенностям Барковский В.Л. и Сильченков П.В. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, исковые требования к ответчикам Талиповым поддерживали, встречный иск не признавали в полном объеме, письменных мотивированных возражений на встречный иск суду не представляли.

Представитель ответчиков по первоначальному иску и истцов по встречному иску Шаров Н.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования к своим доверителям не признавал полностью по обстоятельствам, изложенным во встречном иске. На встречном иске настаивал.

Ответчики по первоначальному иску и истцы по встречному иску Талипов А.Ш., Талипова Е.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суд не извещали и не просили об отложении дела, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, в ранее представленному суду письменном ходатайстве доверяли представлять их интересы в суде их представителю Шарову Н.И.

Представитель ответчика по встречному иску и третьего лица по первоначальному иску Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению госимуществом в Челябинской и Курганской областях в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщал и не просил об отложении дела, в ранее представленном отзыве по заявленным требованиям сторон указывал, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и реестра федерального имущества, жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, по состоянию на 09.07.2021 находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)».

Представитель ответчика по встречному иску и третьего лица по первоначальному иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве на исковое заявление по первоначальному иску указывал, что служебное жилое помещение, являясь одним из видов помещений категории специализированного жилого фонда, имеет сугубо целевое назначение. Минпромторг России являлся государственным заказчиком федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее - Программа). В рамках реализации Программы за счет средств федерального бюджета было осуществлено строительство жилой зоны объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область), предназначенной для обеспечения жилыми помещениями персонала объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия, членов их семей. В жилую зону объекта по уничтожению химического оружия «Щучье» (Курганская область) вошел <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> расположенная по адресу: <адрес> (кадастровый ) принадлежит на праве собственности Российской Федерации на основании акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством здания, сооружения, помещения от 16.12.2003, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.04.2016 сделана запись регистрации . Спорная квартира, в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 03.05.2017 -р по акту приема-передачи имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации от 13.06.2017 закреплена на праве оперативного управления за ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)». Полномочия собственника в отношении спорной квартиры осуществляются Минпромторгом России в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 . В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.03.2018 «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запаса химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 13.10.2017 № , поручений Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № , от 06.11.2018 № о поэтапном вовлечении имущественных комплексов, объектов по уничтожению химического оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 15.11.2019 -р (в редакции распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 21.08.2020 -р) спорная квартира подлежит передаче из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. В этой связи приказом Минпромторга России от 02.10.2020 «Об исключении служебных жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», из специализированного жилищного фонда» спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. Имущество, передаваемое в государственную собственность Курганской области, указанное в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, планируется предоставить детям-сиротам (письма Губернатора Курганской области от 21.10.2020 № от 18.11.2020 № Кроме того, в соответствии с вышеуказанными письмами и Протоколом совещания МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 01.12.2020 квартиры, занятые гражданами, до подписания акта приема-передачи должны быть освобождены гражданами. Как следует из искового заявления и приложенных к нему документов, 01.01.2020 между филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) (наймодатель) и ФИО9 (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения - двухкомнатной <адрес>, находящейся по адресу: <адрес><адрес> Согласно договора наймодатель передал нанимателю и членам ее семьи в связи с трудовыми отношениями спорную квартиру для временного проживания. В соответствии с п. 1.4 совместно с нанимателем в спорную квартиру вселены члены ее семьи: ФИО4 – муж, ФИО5 – сын. В соответствии с подпунктом 4.8.3 договора договор прекращается с истечением срока действия договора и/или прекращением трудовых отношений с наймодателем. Согласно п. 6.1 договора срок действия договора с 01.01.2020 по 31.12.2020, но не более чем на период действия трудовых отношений с наймодателем. Пункт 4.5 договора при расторжении договора налагает обязательство на нанимателя в течение одного месяца с момента прекращения трудовых отношений освободить служебное жилое помещение. При подписании договора наниматель знала, что спорная квартира является служебным жилым помещением, предоставляется для временного проживания на период трудовых отношений с наймодателем и согласилась с условиями и порядком освобождения служебного жилого помещения. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 92746 (по строевой части) от 31.12.2020 трудовой договор с Талиповой Е.А. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.

Филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору. 13.11.2020 наймодатель направил нанимателю предупреждение о выселении из спорного жилого помещения, в связи с тем, что право пользования спорной квартирой 31.12.2020 будет прекращено на основании окончания трудовых отношений. Указанное предупреждение получено нанимателем 13.11.2020. Однако до настоящего времени в нарушение ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений договора спорная квартира ответчиками не освобождена. В Минпромторге России отсутствуют документы, подтверждающие, что ответчики относятся к категории лиц, выселение которых может быть произведено только с предоставлением другого жилого помещения. Каких-либо положений, позволяющих, в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Просил удовлетворить требования ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» к Талипову А.Ш., Талиповой Е.А., ФИО5, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме. В отношении встречных исковых требований Талиповых, возражений не представил.

Представитель третьего лица межмуниципального отдела по Щучанскому и Сафакулевскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в письменном отзыве на исковое заявление указывал, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, квартира, общей площадью 53,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенная по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете. Правообладатель: Российская Федерация с 12.04.2016, также зарегистрировано право оперативного управления 01.07.2017 за Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)». Рассмотрение заявленных требований оставлял на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации города Щучье Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом заблаговременно, о причинах неявки суд не извещал и не просил об отложении дела, письменного отзыва по делу суду не представлял.

В своем заключении помощник прокурор Завьялов Е.А. указывал, что исковые требования ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» к Талиповой Е.А., Талипову А.Ш., ФИО5, ФИО2 о выселении из указанного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения подлежат удовлетворению, по обстоятельствам, что спорное жилое помещение построено и предназначалось исключительно гражданам, занятым на работах с химическим оружием. Поскольку в настоящее время ответчик Талипова Е.А. не причастна к работам, связанным с уничтожением химического оружия, в трудовых или служебных отношениях с истцом не состоит, срок действия договор найма жилого помещения истек, то она и члены ее семьи должны были освободить квартиру в установленный договором найма жилого помещения срок.

Суд, выслушав заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в своей совокупности, приходит к следующему.

В силу положений, изложенных в п. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае оснований для выхода за пределы заявленных сторонами исков требований у суда не имеется.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

Согласно ст. 10 Федерального Закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируется предоставление служебных жилых помещений в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, на период работы указанных граждан с химическим оружием без права приватизации этих помещений.

В соответствии с Порядком предоставления служебных жилых помещений гражданам, занятым на работах с химическим оружием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2001 №811, гражданам, занятых на работах с химическим оружием, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать вблизи места работы, администрацией Объекта по уничтожению химического оружия предоставляются служебные жилые помещения. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам только на время их работы с химическим оружием. Основанием для выселения из служебного жилого помещения является прекращение действия трудового договора между гражданином, занятым на работах с химическим оружием, и администрацией объекта по уничтожению химического оружия.

Из материалов дела следует, что Постановлением Правительства РФ от 21.03.1996 №305 утверждена Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Согласно паспорту Программы в задачи Программы входит строительство 7 объектов по уничтожению химического оружия; развитие социальной инфраструктуры в районах расположения объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия.

Программой предусмотрено строительство жилых помещений для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО, предусмотрен объем вложений в жилую зону в размере 2863,02 млн. руб. В соответствии с Приложением № 8 к федеральной целевой программе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»: жилая зона предназначена для обеспечения жилыми помещениями работников объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия и членов их семей; для поквартирного обеспечения жильем персонала, работающего в нормальном режиме на объекте в течение установленного срока уничтожения отравляющих веществ, создаются жилые микрорайоны. Размещение жилых микрорайонов предусматривается в близлежащих крупных населенных пунктах; для временного вахтового поселения эксплуатационного персонала, работающего в промышленной зоне объекта по уничтожению химического оружия, создаются вахтовые городки. Размещение вахтовых городков эксплуатационного персонала определено максимальным приближением к объектам по уничтожению химического оружия с учетом границ его санитарно-защитной зоны.

В соответствии с «Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 438, Минпромторг России является уполномоченным (национальным) органом Российской Федерации по выполнению Конвенции.

Объект по уничтожению химического оружия в г. Щучье был построен в целях реализации федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 № 305.

В соответствии с разделом V Программы государственным заказчиком Программы является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет международной финансовой и технической помощи, путем включения ее мероприятий в государственный оборонный заказ государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и исполнителями.

Как усматривается из материалов дела, жилое помещение: квартира, общей площадью 53,8 кв.м., по адресу <адрес>, построено на федеральные средства для обеспечения служебным жильем персонала объекта УХО, является собственностью Российской Федерации и передано в оперативное управление ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть № 70855)», что подтверждается распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 03.05.2017 г. -р «О передаче федерального имущества в оперативное управление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» на праве оперативного управления и Приложением к нему акта приема-передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, свидетельством о государственной регистрации права от 12.04.2016 , выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.07.2017 года.

Из учредительных документов ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (войсковая часть № 70855)», следует, что учреждение предназначено для выполнения задач в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению выполнения работ в области химического разоружения» и имеет обособленные подразделения на территории РФ, в числе которых филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть № 92746).

В соответствии с Положением о филиале ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70885)» - 1207 объекте по хранению и уничтожению химического оружия (войсковой части № 92746), утвержденном на основании приказа начальника Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия от 17.05.2012, филиал создан на основании совместного приказа Министра обороны РФ и Министерства промышленности и торговли РФ от 27.12.2011 с. Филиал является обособленным структурным подразделением ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть № 70855)», расположенным вне места нахождения учреждения и осуществляющий все его функции или их часть. Филиал действует и может осуществлять сделки от имени учреждения на основании доверенностей и настоящего Положения о филиале, утверждаемого руководителем учреждения.

В соответствии с записями в трудовой книжке Талиповой (Пискуновой) Е.А., следует, что она 13.08.2001 была принята уборщицей производственных помещений в войсковую часть 92746, 10.03.2002 переведена в ОрПО делопроизводителем, 01.08.2004 в связи переформированием в/ч 92746 переведена делопроизводителем планово-производственного отдела, 01.01.2010 войсковая часть 92746 преобразована в филиал войсковой части 70855. 31.12.2020 трудовой договор расторгнут в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части 1 ст. 81 ТК РФ.

В период трудовых отношениях с филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746), Талиповой Е.А., в соответствии с договором договор найма служебного жилого помещения № от 21.03.2017 была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

В соответствии с указанным договором, на основании решения о предоставлении жилого помещения от 10.03.2017 стороны заключили настоящий Договор о нижеследующем: Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 12.04.2016 , состоящее из квартиры общей площадью 53,8 кв.м., расположенное в <адрес>, для временного проживания в нем (п.1 Договора). Жилое помещение предоставляется в связи с трудовыми отношениями с в/ч 92746 (п.2 Договора). Совместно с Нанимателем в жилое помещение вселяются члены ее семьи: Талипов А.Ш. – муж, ФИО5 – сын (п.4 Договора). Настоящий Договор заключается на время трудовых отношений с в/ч 92746 и действует с 21.03.2017 по 31.12.2017 (п.5 Договора). В соответствии с п.п.3 п. 18 Договора настоящий Договор прекращается с истечением срока трудового договора с войсковой частью 92746. В соответствии с п.19 Договора в случае расторжения или прекращения настоящего Договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечение срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности Наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Аналогичные договоры найма служебного жилого помещения с Талиповой Е.А. на спорную квартиру перезаключались 09.01.2018 со сроком действия с 01.01.2018 по 31.12.2018, 09.01.2019 со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Последний договор служебного найма на спорную квартиру заключен 01.01.2020 за , со сроком действия с 01.01.2020 по 31.12.2020, но не более чем на время трудовых отношений нанимателя с филиалом ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746).

Согласно раздела 4 Договора (Расторжение и прекращение Договора), в случае расторжения или прекращения настоящего Договора Наниматель и члены его семьи должны освободить служебное жилое помещение. При отказе освободить служебное жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В связи с предстоящим прекращением трудовых отношений Талиповой Е.А. и окончанием срока договора найма служебного жилого помещения 09.11.2020 наймодатель направил нанимателю Талиповой Е.А. предупреждение о выселении из спорного жилого помещения, которое было получено ею 13.11.2020.

Филиал ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» - 1207 объект по хранению и уничтожению химического оружия (войсковая часть 92746) надлежащим образом исполнил свои обязательства по договору.

После прекращения трудовых отношений, в соответствии с п. 4.9 Договора найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 года с Талиповой Е.А. Талипова Е.А. и ее члены семьи спорную квартиру не освободили, продолжают проживать в ней по настоящее время.

В судебном заседании установлено, что ответчики не имеют регистрации в спорной квартире, Талипова Е.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>, Талипов А.Ш. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Обстоятельств, что Талиповы утратили право пользования жилыми помещениями по месту их регистрации, суду не представлено.

Согласно информации от 01.06.2021 представленной Администрацией города Щучье Курганской области, Талипова Е.А., Талипов А.Ш., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состоят и не состояли.

В соответствии с выпиской из ЕГРН филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Россреестра» по Курганской области от 01.06.2021, в ЕГРН Талиповой Е.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: Российская Федерация, <адрес>, общей площадью 45,1 кв.м. Основание государственной регистрации: договор купли-продажи недвижимого имущества с использованием заемных средств, выдан 29.10.2020, ограничение права и обременение объекта недвижимости, вид: ипотека в силу закона. Дата государственной регистрации 12.11.2020.

В соответствии с уведомлениями об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.06.2021, у Талипова А.Ш., ФИО2, ФИО5 не имеются на праве собственности зарегистрированные объекты недвижимости.

В соответствии с приказом Минпромторга России от 23.03.2018 № 1017 «О включении жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запаса химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям» спорная квартира включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению.

Во исполнении перечня поручений Президента Российской Федерации от 13.10.2017 № Пр-2066, поручений Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 № ДМ-П7-7058, от 06.11.2018 № о поэтапном вовлечении имущественных комплексов объектов по уничтожению химического оружия в хозяйственный оборот в интересах отраслей, связанных с обеспечением обороноспособности и безопасности государства, и в интересах других отраслей промышленности, в соответствии с распоряжением МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 15.11.2019 -р (в редакции распоряжения МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 21.08.2020 -р) спорная квартира подлежит передаче из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. Настоящее распоряжение является основанием для возникновения права собственности на передаваемое имущество, указанное в п.п. 5, 6 настоящего распоряжения. Право собственности Курганской области на имущество, указанное в приложениях 3, 4 возникает с момента утверждения акта приема-передачи (п.9 Распоряжения).

В этой связи приказом Минпромторга России от 02.10.2020 «Об исключении служебных жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, построенных в рамках федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации», закрепленных на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)», из специализированного жилищного фонда» спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда Российской Федерации. Имущество, передаваемое в государственную собственность Курганской области, указанное в распоряжении МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, планируется предоставить детям-сиротам (письма Губернатора Курганской области от 21.10.2020 № , от ДД.ММ.ГГГГ).

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными письмами и Протоколом совещания МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от 01.12.2020 квартиры, занятые гражданами, до подписания акта приема-передачи должны быть освобождены гражданами.

Статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

На основании ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

При указанных выше обстоятельствах, суд признает, что ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» является правообладателем спорного жилого помещения и является надлежащим истцом по настоящему иску.

Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, и этим кодексом.

В силу части 7 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.

В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (пункт 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Для разрешения настоящего спора юридически значимым являлось установление судом оснований возникновения у ответчиков права пользования спорным жилым помещением, обстоятельств, свидетельствующих о сохранении либо прекращении у них данного права, в том числе правовой природы заключенного между Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» и Талиповой Е.А. договора, поименованного договором найма служебного жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Положениями статьи 678 этого же кодекса установлена обязанность нанимателя своевременно вносить плату за жилое помещение.

Договор найма жилого помещения в силу закона является возмездной сделкой.

Обращаясь со встречным требованием, истец, ссылаясь, в том числе на недействительность договора найма от 01.01.2020, указывая на то, что статус служебного жилого помещения на день обращения истца по первоначальному иску, спорная квартира утратила, в связи, с чем у Талиповых возникло право пользования указанной квартирой на условиях социального найма и как следствие, право на ее приватизацию.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

В пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положении Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).

Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218), действующий с 01.01.2017, государственная регистрация права на недвижимое имущество в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Аналогичная норма содержалась в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (здесь и далее - в редакции до 01.01.2017, далее - Закон № 122).

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Частью 2 ст. 69 Закона № 218, а также ч. 2 ст. 6 Закона № 122 права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в чч. 1 и 2 ст. 69 Закона № 218, в ЕГРН обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, установленных в чч. 1 и 2 ст. 69 Закона № 218, или совершенной после дня вступления в силу Закона № 122 сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено ГК РФ и Законом № 218 (п. 3 ст. 69 Закона № 218).

Аналогичная норма содержалась в п. 2 ст. 6 Закона № 122.

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление № 10/22) разъяснено, что граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права определен, в частности, для случаев реорганизации юридического лица (абзац третий п. 2 ст. 218 ГК РФ). Так, если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, квартира, общей площадью 53,8 кв.м. с кадастровым номером расположенная по адресу: <адрес>, стоит на кадастровом учете. Правообладатель: Российская Федерация, зарегистрировано право оперативного управления 14.07.2017 за Федеральным бюджетным учреждением «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)».

Передача спорной квартиры в собственность Курганской области по акту приема-передачи не осуществлялась.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что на данную спорную квартиру зарегистрировано право муниципального образования города Щучье, материалы дела не содержат.

При указанных выше обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФБУ «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (войсковая часть 70855)» не утратило право правообладателя спорным жилым помещением.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективно и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств, суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Суд признает допустимыми доказательствами по делу все предоставленные суду документы, поскольку они получены с соблюдением требований законодательства РФ, сторонами не предоставлено каких-либо доводов и оснований позволяющих признать какое-либо из имеющихся письменных доказательств недопустимым.

Договор найма спорного жилого помещения от 01.01.2020 и предшествующие ему договоры заключались на определенный срок, вне зависимости от статуса спорного жилого помещения, условия для его прекращения связаны с прекращением трудовых отношений.

Поскольку договор найма от 01.01.2020 на спорную квартиру между сторонами прекратил свое действие, оснований для проживания семьи Талиповых в спорном помещении по иным причинам, в том числе по договору социального найма, судом не установлено.

При этом на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ответчики не состоят, к категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, не относятся, на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения не состояли и не состоят.

При указанных обстоятельствах, ответчики не обладает статусом нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований истца и выселении ответчиков из занимаемой квартиры, поскольку основания для сохранения права пользования предоставленным спорным жилым помещением, отсутствуют.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 указанного закона определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.

Как следует из материалов дела, что спорная квартира Талиповой Е.А. предоставлялась не на условиях социального найма, а на период трудовых отношений с собственником жилья и, в муниципальную собственность города не передано.

При этом отсутствие решения о присвоении спорной квартире статуса служебной не свидетельствует о возникновении у Талиповых права пользования квартирой на условиях социального найма, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

В данном случае государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2 ст.18 ГК РФ).

Учитывая приведенные правовые нормы и вышеизложенные обстоятельства по предоставления спорной квартиры Талиповой Е.А., суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания договора найма служебного жилого помещения от 01.01.2020 заключенного между ФБУ «ФУ БХУХО» и Талиповой Е.А. ничтожной сделкой.

Таким образом, встречные исковые требования Талиповых о признании договора найма жилого помещения от 01.01.2020 , признании права пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> признания права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации, удовлетворены быть не могут.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Суд считает необходимым взыскать с Талиповой Е.А., Талипова А.Ш. в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 руб. из расчета по 3 000 руб. с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Федерального бюджетного учреждения «Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Минпромторге РФ (войсковая часть 70855)» удовлетворить.

Признать Талипову Елену Александровну, Талипова Азиса Шавановича, ФИО5, ФИО2 утратившими право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>.

Выселить Талипову Елену Александровну, Талипова Азиса Шавановича, ФИО5, ФИО2 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Взыскать с Талиповой Елены Александровны, Талипова Азиса Шавановича в бюджет муниципального образования Щучанского района Курганской области государственную пошлину в размере 6000 (Шесть тысяч) руб. из расчета по 3 000 (Три тысячи) руб. с каждого.

Встречное исковое заявление Талипова Азиса Шавановича, Талиповой Елены Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 о признании права пользования и права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись

Копия верна Судья: Ю.М. Симонов