ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-237/2022 от 19.04.2022 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-237/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Плехова Ю.В.,

при секретаре Лазаревой Н.С.,

с участием помощника прокурора Чаплыгинского района Агафонова Е.Ю.,

рассмотрев гражданское дело по иску заместителя прокурора Чаплыгинского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестации информационной системы,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Чаплыгинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с иском к ответчику администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестацию информационной системы, обосновывая тем, что прокуратурой Чаплыгинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Чаплыгинского муниципального района требований законодательства о защите информации в рамках национального проекта «Цифровая экономика».

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что персональные компьютеры администрации сельского поселения Дубовской сельсовет подключены к различным государственным информационным системам, в том числе к информационной системе ведения похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление - СМАРТ». Аттестация данной информационной системы по требованиям защиты информации не проведена до настоящего времени.

Помощник прокурора Чаплыгинского района Агафонов Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил суд обязать ответчика администрацию сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области провести аттестацию информационной системы похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление - СМАРТ» по требованиям защиты информации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, глава сельской администрации Докучаев Н.И. предоставил письменное заявление, в котором исковые требования прокурора Чаплыгинского района признал в полном объеме, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы помощника прокурора района Агафонова Е.Ю., считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае индивидуализировать и привлечь к участию в деле в качестве истцов конкретных лиц, невозможно, поэтому обращения прокурора в защиту неопределенного круга лиц, является законным и обоснованным.

Судом установлено, что прокуратурой Чаплыгинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Чаплыгинского муниципального района требований законодательства о защите информации в рамках национального проекта «Цифровая экономика», в ходе которой выявлено, что персональные компьютеры администрации сельского поселения Дубовской сельсовет подключены к различным государственным информационным системам, в том числе к информационной системе ведения похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление - СМАРТ». Аттестация данной информационной системы по требованиям защиты информации не проведена до настоящего времени.

Так, в силу статьи 3 и частей 1, 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»одними из основных принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации являются свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Обладателем информации может быть, в том числе юридическое лицо имуниципальное образование.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

На основании ч. 5 ст. 16 обозначенного Федерального закона требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем, используемых в целях защиты информации методы и способы её защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Согласно п. 7, 8, 13, 17 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утверждённых приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 №17, защита информации, содержащейся в государственной информационной системе, обеспечивается путём выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.

В информационной системе объектами защиты являются информация, содержащаяся в информационной системе, технические средства (в том числе средства вычислительной техники, машинные носители информации, средства и системы связи и передачи данных, технические средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации), общесистемное, прикладное, специальное программное обеспечение, информационные технологии, а также средства защиты информации.

Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся необходимые мероприятия, в том числе аттестация информационной системы по требованиям защиты информации и ввод её в действие.

Аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы настоящим Требованиям. Непринятие мер по обеспечению защиты информационной системы создает угрозу несанкционированного доступа посторонних лиц к информации инарушению прав неопределенного круга лиц.

Следует также отметить, что создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, являются одними из направлений национального проекта «Цифровая экономика», утв. Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204.

Принимая во внимание, что вышеуказанные требования администрацией сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области не исполнены, что нарушает требования Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также создает угрозу несанкционированного доступа посторонних лиц к информации и нарушению прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора Чаплыгинского района.

В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск заместителя прокурора Чаплыгинского района в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестации информационной системы удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Дубовской сельсовет Чаплыгинского муниципального района Липецкой области провести аттестацию информационной системы похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление-СМАРТ» по требованиям защиты информации в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Чаплыгинский районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

Председательствующий: Ю.В. Плехов

Мотивированное решение изготовлено: 25 апреля 2022 года.