Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты
Дело № 2-238/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2011 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Пазникова В.М.,
при секретаре Чуприна Ю.А.,
с участием заявителя Сафиуллина Н.А.,
представителя заявителя - Абрамян А.А., действующего на основании доверенности № 8969 от 14 декабря 2010 года,
представителя администрации сельского поселения Аган Нижневартовского района - Михеева И.В., действующего на основании доверенности № 721 от 14 сентября 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафиуллина Н.А. об оспаривании отказа администрации сельского поселения Аган Нижневартовского района в постановке в очередь на получение жилья из муниципального фонда,признании его нуждающимся в получении жилого помещения и возложении на администрацию сельского поселения Аган Нижневартовского района обязанности поставить его в очередь на получение жилья из муниципального фонда сельского поселения Аган Нижневартовского района,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации с.п. Аган Нижневартовского района (далее администрация с.п. Аган) в постановке в очередь на получение жилья из муниципального фонда с.п. Аган, признании его нуждающимся в получении жилого помещения и возложении на администрацию с.п. Аган обязанности поставить его в очередь на получение жилья из муниципального фонда с.п. Аган. Первоначально в обоснование требований указывал, что является нуждающимся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета как лицо старшего начальствующего состава органов МВД РФ, прослужившее в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более, и уволенное со службы с назначением пенсии и не имеющее в собственности жилья. Считает, что администрация с.п. Аган обязана поставить его в очередь на получение жилья на основании Постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению в военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Постановление Правительства РФ № 1054). Просит признать отказ администрации с.п. Аган, основанный на том, что среднемесячный доход на каждого члена его семьи превышает установленный законом размер прожиточного уровня на душу населения, незаконным.
Впоследствии Сафиуллин Н.А. изменил основание для признания незаконным отказа администрации с.п. Аган в постановке в очередь на получение жилья, указав, что согласно Постановлению Правительства РФ № 1054 является нуждающимся в получении жилья как лицо, уволенное по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, не имеющее жилой площади, и проживающее на служебной жилой площади.
Заявитель Сафиуллин Н.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме, дополнив, что 22 года проходил службу в органах внутренних дел МВД РФ, из них последние 3 года в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, до этого жил и работал в республике Татарстан. На его письменное заявление о постановке в очередь на получение жилья из муниципального фонда глава сельского поселения Аган своим письмом № 74 от 27 января 2011 года ответил отказом поскольку его семья не является малоимущей.
Представитель заявителя Абрамян А.А. в судебном заседании доводы, указанные в заявлении поддержал, дополнив, что администрация с.п. Аган должна поставить Сафиуллина Н.А. в очередь на получение жилья как лицо, являющееся специальной категорией граждан, указанной в ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, к которым применяется специальный порядок постановки в очередь на получение жилья нуждающихся. К специальной категории относятся военнослужащие и сотрудники, уволенные из МВД РФ. Сафиуллин Н.А. имеет право постановки на учет, как нуждающийся в жилом помещении на основании п.п. «А» п. 6 Постановления Правительства РФ № 1054, поскольку отслужил в органах внутренних дел 10 и более лет и достиг предельного возраста службы. Считает, что п. 6 Постановления Правительства РФ № 1054 подлежит применению несмотря на то, что Сафиуллин Н.А. не подходит к перечисленным в указанном пункте категориям граждан, поскольку общие положения Постановления Правительства РФ № 1054 указывают на какие категории граждан направлено действие данного Постановления, где среди прочих указаны и уволенные с органов внутренних дел. Кроме того, вышеназванное Постановление обязывает органы исполнительной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обеспечить разработку нормативных правовых актов и иных документов в соответствии с Постановлением. П. 16 Постановления Правительства РФ № 1054 обязывает органы местного самоуправления вести учет и ставить в очередь на получение жилых помещений граждан, указанных в Постановлении.
Представитель администрации с.п. Аган - Михеев И.В. в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что Постановление Правительства РФ № 1054, на которое ссылается заявитель, не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению жилых помещений категориям граждан, указанным в Постановлении. Кроме того, данное постановление вообще не подлежит применению, поскольку Сафиуллин Н.А. не соответствует какой-либо из перечисленных в Постановлении категории граждан, имеющих право на получение жилья из муниципального фонда. Заявителю правомерно отказано в постановке в очередь на получение жилья, поскольку он не относится к малоимущим гражданам, среднедушевой доход на каждого члена семьи заявителя превышает установленный прожиточный минимум. Считает, что ссылка представителя заявителя на п. 16 Постановления несостоятельна, поскольку в нем имеются в виду органы местного самоуправления, осуществляющие функции военных комиссариатов, однако администрация с.п. Аган не осуществляет этих функций. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Письменное заявление Сафиуллина Н.А. о постановке в очередь на получение жилья из муниципального фонда (л.д. 12) глава сельского поселения Аган своим письмом № 74 от 27 января 2011 года оставил без удовлетворения.
Заявитель, обжалуя в суд данный отказ, в обоснование своих требований указывает на нарушение администрацией с.п. Аган ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 1054, имея ввиду Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (соответственно далее по тексту - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1054).
Действительно в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются не только малоимущей категории граждан, но и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванное Постановление Правительства РФ № 1054 от 6 сентября 1998 года неприменимо в полной мере к современным отношениям по признанию нуждающимися в жилых помещениях, поскольку оно принято по вопросам, которые с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ подлежат регламентации лишь федеральным законом, указом Президента Российской Федерации либо законом субъекта Российской Федерации. Постановление Правительства РФ по своему статусу не соответствует тем нормативным актам, которые наряду с Жилищным кодексом РФ полномочны регулировать вопросы предоставления жилья по договорам социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Кроме того, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ устанавливает, что иным категориям граждан такое жилье может быть предоставлено и из муниципального жилищного фонда в случае наделения муниципальных органов соответствующими государственными полномочиями.
Как установлено в судебном заседании администрация с.п. Аган не наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Таким образом, следует признать, что нормы Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учёту и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих и иных граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 году, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Суд также считает необходимым указать, что указанное Постановление в большей мере регулирует права военнослужащих на обеспечение жильем. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. По вопросу, связанному с тем, кто и в каком порядке признаёт военнослужащих, увольняемых с военной службы, нуждающимися в жилых помещениях по избранному месту жительства, Правительство РФ как раз и утвердило Постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 соответствующие Правила.
Таким образом, ст. 49 ЖК РФ отсылает регулирование отношений по предоставлению жилья иным категориям граждан федеральным законам, в частности Федеральному закону «О статусе военнослужащих», который в свою очередь, устанавливает, что Правила учета военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилья, регулируется постановлением Правительства РФ.
Кроме вышеописанного, ссылка заявителя на Постановление Правительства РФ № 1054 также не состоятельна, поскольку им не представлено доказательств подтверждающих его принадлежность к какой-либо категории граждан перечисленных в указанном Постановлении.
Согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, среди прочих: сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.п. «а» п. 6); лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, прослужившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 лет и более в календарном исчислении, при увольнении со службы из указанных районов и местностей с назначением пенсии (п.п. «г» п. 6).
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, Сафиуллин Н.А. в период с 01 октября 1987 года по 12 апреля 2010 года проходил службу в органах внутренних дел МВД РФ 22 года 6 месяцев 11 дней, в том числе 3 года 1 месяц 15 дней в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. 8). Уволен в соответствии с законом РФ «О милиции» в звании майора милиции с должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции общественной безопасности отдела внутренних дел по Нижневартовскому району (л.д. 9).
Таким образом, Сафиуллин Н.А. не подпадает под категории граждан, указанных в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1054.
Сторонами не оспаривался тот факт, что среднедушевой доход Сафиуллина Н.А. и членов его семьи превышает величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, установленного на основании Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений из муниципального жилищного фонда.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ администрации с.п. Аган в постановке в очередь на получение жилого помещения совершен в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления.
Поскольку в судебном заседание не нашел подтверждение факт того, что основания признания Сафиуллина Н.А. нуждающимся в получении жилого помещения, указанные им в заявлении, обоснованы, суд также отказывает заявителю в удовлетворении требований о признании нуждающимся в получении жилого помещения и возложении на администрацию с.п. Аган обязанности поставить Сафиуллина н.А. в очередь на получение жилья из муниципального фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Сафиуллину Н.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа администрации сельского поселения Аган Нижневартовского района в постановке в очередь на получение жилья из муниципального фонда, признании его нуждающимся в получении жилого помещения и возложении на администрацию сельского поселения Аган Нижневартовского района обязанности поставить его в очередь на получение жилья из муниципального фонда сельского поселения Аган Нижневартовского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий В.М. Пазников