Дело № 2-2380/2013 Принято в окончательной форме ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации «29» октября 2013 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при секретаре Мавриной Н.Г.,
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Мэрии г. Ярославля о возложении обязанности провести капитальный ремонт общедомового имущества,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Мэрии г. Ярославля о возложении обязанности провести капитальный ремонт общедомового имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 1.
С учетом уточнения иска истец просит обязать ответчика выполнить капитальный ремонт следующего общедомового имущества:
- кровли (полная замена рулонного ковра, ремонт кирпичной кладки вентиляционных труб с добавлением нового кирпича более 50%, ремонт цементной стяжки, смена водосточных воронок (4 шт.);
- внутридомовой инженерной системы отопления, в т.ч. полная замена труб лежаков и стояков, запорной арматуры, радиаторов отопления в подъездах, утепление труб и лежаков в подвале;
- внутридомовой инженерной системы ХВС, ГВС, в т.ч. полная замена труб лежаков и стояков в подвале, запорной арматуры, утепление труб и лежаков ГВС в подвале;
- внутридомовой инженерной системы водоотведения, в т.ч. полная замена труб лежаков и стояков;
- системы электроснабжения: замена силового шкафа (ВРУ), распределительных щитков, электропроводки в местах общего пользования.
В обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры НОМЕР по адресу 1. Право собственности на указанную квартиру приобретено на основании договора передачи квартиры в собственность гражданина от 09.11.2011г. Истцу как собственнику квартиры в многоквартирном жилом доме (МКД) принадлежит и общее имущество дома на праве общей долевой собственности. Дом НОМЕР по адресу 1 1979 года постройки. Капитальный ремонт конструктивных элементов в доме ни разу не проводился. Жильцы дома неоднократно обращались в ОАО УК № 1 с заявками по поводу протечек кровли, нарушения герметизации межпанельных швов, проблем с ливневой канализацией. Состояние общего имущества, в том числе кровли, инженерных систем являлось предметом неоднократных проверок со стороны Государственной жилищной инспекции. В настоящее время состояние общего имущества не позволяет устранить его недостатки путем выполнения текущего ремонта. В марте 2013 собственниками дома было принято решение о необходимости проведения капитального ремонта и об участии в долгосрочной целевой адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на условиях Федерального закона № 185-Ф). До настоящего времени дом не включен в указанную программу. Необходимость проведения капитального ремонта подтверждается строительно-техническим заключением НОМЕР., составленным ООО «СтройГрадЯр». Согласно выводам эксперта для дома НОМЕР по адресу 1 требуется: капитальный ремонт кровли (полная замена рулонного ковра, ремонт кирпичной кладки вентиляционных труб с добавлением нового кирпича более 50 %, ремонт цементной стяжки, смена водосточных воронок (4 шт.); капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы отопления, в том числе полная замена труб лежаков и стояков, запорной арматуры, радиаторов отопления в подъездах, утепление труб и лежаков в подвале; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы ХВС, ГВС, в том числе полная замена труб лежаков и стояков в подвале, запорной арматуры, утепление труб лежаков ГВС в подвале; капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения, в том числе полная замена труб лежаков и стояков; капитальный ремонт системы электроснабжения: замена силового шкафа (ВРУ), распределительных щитков, электропроводки в местах общего пользования. Необходимость проведения капитального ремонта МКД подтверждается и приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312 (ВСН 58-88 (р)), в соответствии с которым полносборные здания крупнопанельные, крупноблочные, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации, в том числе жилые дома подлежат постановке на капитальный ремонт по истечении 15-20 лет, т.е. дом подлежал капитальному ремонту в 1994 -1999 годах, при этом отдельные элементы дома подлежали капитальному ремонту еще раньше. Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. На момент приватизации наймодателем квартиры НОМЕР в МКД являлась мэрия города Ярославля.
Истец ФИО1 в судебном заседании не присутствовала. Ее интересы в суде представляла по доверенности ФИО2, которая исковые требования поддержала с учетом их уточнения, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с доводами ответчика, изложенными в отзыве Мэрии, истец не согласен. Частичная замена стояков ГВС и ХВС с 1го по 9й этаж, что отражено в заключении, не свидетельствует об отсутствии необходимости капитального ремонта внутридомовой инженерной системы ХВС, ГВС, поскольку эта необходимость в заключении также отражена. Доказательств проведения наймодателем капитального ремонта дома на момент приватизации квартиры истцом в дело не представлено. Акты об изменениях в ЖК РФ, принятых в 2012г., применению к возникшим между сторонами ранее правоотношениям не подлежат. Не возражает против установления срока для выполнения капитального ремонта по кровле дома в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу, срок выполнения капитального ремонта по остальным видам общедомового имущества просила установить не более 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика Мэрии г. Ярославля - по доверенности ФИО3 в настоящем судебном заседании не присутствовала, просила рассмотреть дело в отсутствие ответчика, представлен отзыв, исходя из которого: Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, вступившим в силу 26.12.2012, были внесены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих правоотношения в жилищной сфере, в том числе связанные с организацией проведения и порядком финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», который устанавливает принципиально новые положения о порядке проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования, в том числе, касающиеся перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, формирования фондов капитального ремонта региональным оператором, деятельности регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и другие положения. Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений (п. 10.1 ст. 12 ЖК РФ), т.е. на федеральный уровень, а решение вопроса по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах - к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (п.п. 61 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ). Кроме того, Федеральным законом № 271-ФЗ признан утратившим силу п. 5 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Учитывая изложенное, положения ч.1 ст.86 Бюджетного кодекса, при рассмотрении иска подлежат применению нормы Федерального закона № 271-ФЗ. При этом мэрия г. Ярославля считает, что норма статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в системе действующего правового регулирования капитального ремонта многоквартирных домов должна применяться только для целей установления приоритета (первоочередности включения в региональную программу) для многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения (ч.3 ст. 168 ЖК РФ). Исходя из системного толкования ст. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 158 ЖК РФ обязанность по производству капитального ремонта многоквартирного дома остается за бывшим наймодателем в случае, если дом нуждался в капитальном ремонте на дату начала приватизации жилых помещений в таком доме. Согласно Приложениям №№2 и 3 ВСН 58-88р продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт крупнопанельных домов составляет 15-20 лет. Многоквартирный дом согласно данным технического паспорта 1979 года постройки. С момента начала приватизации жилья в 1991 году жилому дому, так и отдельным конструктивным элементам дома, исходя из минимальных сроков эксплуатации, не требовалось и не могло требоваться проведение капитального ремонта с учетом двенадцатилетнего срока эксплуатации дома, т.к. нормативный срок эксплуатации дома, а также систем электроснабжения - 20 лет, канализации - 40 лет, ГВС, ХВС- 15 лет, отопления - 30 лет, на тот момент не был превышен. По информации МУП «Агентство по приватизации жилья» г. Ярославля первая квартира была приватизирована в доме в 1992 году. С момента приватизации первой квартиры в доме многоквартирный дом уже не мог являться объектом муниципальной собственности. Поскольку с учетом года постройки дома и сроков минимальной продолжительности эксплуатации элементов здания до капитального ремонта, капитальный ремонт дому не требовался на момент приватизации первого жилого помещения, в силу ст. 16 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в РФ» обязанность по капитальному ремонту на мэрию города Ярославля возложена быть не может. Заключение ООО «СтройГрадЯр» указывает на необходимость капитального ремонта и объем работ по состоянию на 2013 год, а не на дату начала приватизации, в связи с чем не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего нуждаемость дома в проведении капитального ремонта. Истцами не представлено доказательств необходимости проведения капитального ремонта на момент приватизации жилых помещений. Перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома установлен ст. 166 ЖК РФ. Виды работ определены ч. 3 ст. 15 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Указанный перечень относит к капитальному ремонту работы по ремонту крыши, а не кровли, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- водоснабжения и водоотведения, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов, ремонт фундамента. Принимая во внимание указанные нормы права, обязанности у бывшего наймодателя по ремонту кровли, ремонту кирпичной кладки вентиляционных труб с добавлением нового кирпича более 50%, ремонту стяжки, смене водосточных воронок ( 4 шт.), возникнуть не может. Кроме этого, следует отметить, что ВСН 58-88р не установлен срок минимальной продолжительной эксплуатации до проведения капитального ремонта стяжки, воронок, вентиляционных труб, следовательно, данные виды работ и по указанному основанию не могут быть отнесены к работам по капитальному ремонту. Представленные акты осмотра, составленные управляющей организацией по протечкам в жилых помещениях, определяют причину протечек в жилых помещений как засор ливневой канализации (акты от 18.05.2011, 20.07.2011,26.07.2011,09.08.2011, либо интернет- акт от 26.09.2011, не герметичность оконных блоков - акт от 04.10.2011. Актами ГЖИ от 03.02.2011, 12.10.2011 установлено ненадлежащее содержание кровли управляющей организацией. Представленные в качестве доказательства акты осмотра не могут рассматриваться в качестве доказательств, подтверждающих дефекты кровли и устанавливающих необходимость капитального ремонта крыши. Согласно отчету выполнения работ по капитальному ремонту по МУ по УЖФ « ДЕЗ Фрунзенского района по состоянию на 30.11.2004г. кровельные работы были выполнены в июле 2004 года МУП РСУ-3 на сумму 606 тыс.руб. Срок минимальной продолжительной эксплуатации радиаторов отопления до капитального ремонта установлен ВСН 58-88р 40 лет. На момент приватизации указанный срок не вышел, в связи с чем, требование по замене радиаторов отопления в подъезде удовлетворению подлежать не должно. Поскольку нормативные документы, предусматривающие утепление труб и лежаков системы отопления в подвале, отсутствуют, требования по утеплению труб и лежаков в подвале системы отопления удовлетворены быть не могут. Требования по замене внутридомовой инженерной системы ХВС и ГВС, в том числе в подвале дома, заявлены необоснованно, т.к. стр. 6 заключения содержит данные по замене стояков ГВС и ХВС с 1 по 9 этаж. Работы по замене стояков и разводящих магистралей в подвале дома системы ГВС, ХВС с учетом замены стояков в доме не могут относится к капитальному ремонту, поскольку к капитальному ремонту относится замена системы ГВС, ХВС, которая состоит из стояков и разводящих магистралей, запорной арматуры. Объем работ по замене стояков и магистралей в подвале не составляет объема капитального ремонта, т.к. это часть. Утепление труб лежаков ГВС в подвале нормативными документами в строительстве не предусмотрено. Заявленное требование в этой части удовлетворению подлежать не должно. Срок минимальной продолжительной эксплуатации до замены системы водоотведения - 40 лет не истек на момент рассмотрения дела, следовательно, он не истек и на момент приватизации, основания для удовлетворения данного требования отсутствуют. Согласно отчету выполнения работ по капитальному ремонту по состоянию на 30.12.2005 года в доме выполнялись санитарно-технические работы (замена стояков) МУП РСУ-3 на сумму 168 тыс. рублей. Просит в удовлетворении исковых требований к мэрии города Ярославля отказать. В случае удовлетворения исковых требований, в силу ст. 6.1. ГПК РФ просит установить срок исполнения решения суда, который должен составлять с учетом необходимости составления проектной документации и невозможности выполнения отдельных видов работ в зимний период не менее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом определением от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА привлечены собственники помещений в доме по перечню лиц, указанных в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, находящейся в материалах дела, по состоянию на 30.08.2013г.
Третье лицо ФИО4 - собственник квартиры НОМЕР названного дома в суде пояснила, что является старостой дома, поддерживает исковые требования в полном объеме, просит иск удовлетворить, поскольку дом нуждается в капитальном ремонте.
Явившиеся в судебное заседание собственники помещений в доме: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в судебное заседание явились, поддержали заявленные исковые требования и пояснения ФИО4
Иные третьи лица - собственники помещений в доме, Территориальная администрация Фрунзенского района г. Ярославля, ОАО «Управляющая компания № 1», ЗАО «Комфортный дом» в судебном заседании не присутствовали, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Третьи лица ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 в лице представителя по доверенности ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, представитель Территориальной администрация Фрунзенского района г. Ярославля ФИО30 просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Как установлено судом, истец ФИО1 является собственником квартиры НОМЕР дома по адресу 1. Право собственности возникло на основании договора передачи квартиры в собственность гражданина от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, выданного МУП «Агентство по приватизации жилья» г. Ярославля, зарегистрировано в реестре Агентства за НОМЕР ( договор передачи квартиры в собственность гражданина, копия свидетельства о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).
Как видно из копии технического паспорта на жилой дом , 9-этажный многоквартирный жилой дом (216 квартир) НОМЕР по адресу: 1, построен в 1979 году, имеет следующие характеристики: фундаменты – ж/б блоки, наружные и внутренние капитальные стены – из крупных ж/б панелей, перегородки – гипсолитовые, перекрытия чердачные – ж/бетонные, перекрытия междуэтажные – ж/бетонные, перекрытия подвальные – ж/бетонные, крыша – совмещенная кровля рулонная, полы – дощатые+ДВП, проемы оконные – 2 ств.переплет, проемы дверные – щитовые, центральное отопление – от ТЭЦ, водопровод – центр., электроосвещение – 220 В, газоснабжение – центр., канализация – центр.
Из представленного истцом в дело Строительно-технического заключения НОМЕР по результатам обследования состояния строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого многоквартирного дома НОМЕР по адресу 1, выполненного ООО «СтройГрадЯр», 2013г., следует :
- кровля: из рулонных материалов, наплавляемых на цементно-песчаную стяжку по утеплителю из керамзита: разрушение верхнего и местами второго слоя, массовые протечки кровли; износ 68% - требуется ремонт кровли с покрытием двумя слоями линокрома, смена покрытия брандмауэров, парапетов и т.п.;
- отопление: стальные водогазопроводные трубы: массовое проржавление трубопровода с большим количеством следов прежних ремонтов; во многих местах установлены хомуты; течи в радиаторах (в подъездах) и следы протечек (заваренные сквозные свищи и трещины); массовые непрогревы; износ 72% - требуется полная замена системы;
- ХВС (холодное водоснабжение) и ГВС (горячее водоснабжение): стальные водогазопроводные трубы: полное расстройство трубопроводов и массовые повреждения запорной арматуры; износ 82% - требуется полная смена трубопроводов и запорной арматуры (шаровых кранов, вентилей, задвижек);
- канализация: чугунные трубы: полное расстройство трубопроводов и массовые повреждения приборов; износ 75% - требуется полная смена трубопроводов;
- электрооборудование: электроосвещение в местах общего пользования: неисправность проводки и приборов, оборудования (щитки), частые случаи коротких замыканий; износ 72% - полная смена электропроводки, приборов и оборудования.
Визуальным обследованием специалиста (осмотр объекта проводился 04.07.2013г. установлено, что работы капитального характера не проводились.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется.
Заключение составлено инженером-строителем ФИО69, имеющим высшее инженерно-техническое образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство», стаж работы по специальности – 14 лет, подписано директором ООО «СтройГрадЯр».
Каких-либо иных заключений о состоянии спорного дома материалы дела не содержат.
Ответчиком представленное истцом заключение не оспорено, суд его принимает.
Доказательств, свидетельствующих о том, что с момента ввода многоквартирного жилого дома НОМЕР по адресу 1 в нем производился капитальный ремонт, материалы дела также не содержат. Не имеется указаний о проведении последнего капитального ремонта дома и в Техническом паспорте, представленном в дело .
В соответствии с ВСН 58-88 (р), утв. Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312 (Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, Приложение № 3):
- срок эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов (в 3 - 4 слоя)- 10 лет;
- срок эксплуатации радиаторов стальных при открытых схемах – 15 лет (материалы дела не содержат сведений о том, что схемы в доме закрытые);
- срок эксплуатации трубопроводов холодной воды из труб газовых черных – 15 лет (как указано выше, специалистом установлено наличие в доме не оцинкованных, а стальных водогазопроводных труб данной системы);
- срок эксплуатации трубопроводов горячей воды из труб газовых черных – 10 лет (при закрытых), 15 лет (при открытых) (как указано выше, специалистом установлено наличие в доме не оцинкованных, а стальных водогазопроводных труб данной системы);
- срок эксплуатации трубопроводов канализации (чугунные) – 40 лет;
- срок эксплуатации вводно-распределительных устройств, внутридомовой магистрали с распределительными щитками (Электрооборудование) – 20 лет;
- срок эксплуатации электроприборов (штепсельные розетки, выключатели и т.п.)- 10 лет.
Согласно п. 2.3. названного Положения органы управления жилищным хозяйством независимо от их ведомственной принадлежности, министерства и ведомства, эксплуатирующие объекты коммунального и социально-культурного назначения, могут корректировать продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, приведенную в Приложении 2 и 3, однако для этого необходимо соответствующее технико-экономическое обоснование и обеспечение условий комфортного проживания и обслуживания населения. Подобного технико-экономического обоснования материалы дела не содержат.
Таким образом, на момент приватизации истцом квартиры в доме (на 2011 год) сроки эксплуатации кровли дома (покрытия крыши), трубопровода и приборов системы отопления, трубопроводов и приборов системы холодного и системы горячего водоснабжения, электропроводки, приборов и оборудования системы электроснабжения, истекли, в связи с чем доводы истца в части необходимости замены указанных элементов дома за счет бывшего наймодателя являются обоснованными. Потребность в проведении капитального ремонта данных элементов возникла: по кровле – с 01.01.1990г., по трубопроводу и приборам системы отопления – с 01.01.1995г., по трубопроводам и приборам системы холодного и системы горячего водоснабжения – с 01.01.1995г., по электропроводке, оборудованию системы электроснабжения – с 01.01.2000г., по электроприборам – с 01.01.1990г.
Поскольку приватизация квартиры, принадлежащей истцу, произведена после указанных дат, то к правоотношениям сторон подлежит применению ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. Наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме до момента исполнения обязательства, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта. В случае, если при приватизации хотя бы одной жилой квартиры многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, бывший наймодатель обязан произвести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из требований законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, с учетом того, что наймодатель своевременно не произвел капитальный ремонт спорного дома, суд приходит к выводу, что наймодатель не выполнил возложенные на него обязанности. Имеющиеся в деле технический паспорт на дом, представленный в дело истцом Акт осмотра жилого дома от 28.04.2011г., утв. главным инженером ОАО УК-1 , Акт осмотра жилого дома от 24.04.2012г., утв. главным инженером ОАО УК-1 , не опровергают указанный вывод суда, а Акт от 20.07.2011г. , утв.ген.директором ЗАО КРС (о необходимости ремонта мягкой кровли) лишь подтверждает данный вывод. В настоящее время необходимость капитального ремонта указанных элементов дома сохраняется, что подтверждается представленными суду доказательствами, указанными выше, в т.ч. осмотром, проведенным специалистом ООО «СтройГрадЯр» при выполнении заключения от 2013г.
В рассматриваемой ситуации бывшим наймодателем является орган местного самоуправления, в связи с чем Мэрия г. Ярославля является надлежащим ответчиком по делу.
Ссылки ответчика на изменения, внесенные ФЗ от 25.12.2012г. № 271-ФЗ (начало действия документа 26.12.2012г.), о дополнении Жилищного кодекса РФ новым разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», правового значения для разрешения возникшего между сторонами спора не имеют. Каких-либо противоречий ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» Жилищному кодексу РФ судом не установлено. Доводы ответчика, по мнению суда, основаны на неверном толковании закона и судом отклоняются.
Из системного толкования положений ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда», ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 4, 30, 39, 158 ЖК РФ следует, что спорные отношения являются длящимися, обязанность проведения бывшим наймодателем капитального ремонта сохраняется до его проведения, таким образом, истец право требования проведения капитального ремонта к бывшему наймодателю до настоящего времени не утратил.
Вместе с тем, в силу указанных выше ВСН 58-88 (р), на момент приватизации истцом квартиры (на 2011 год) не истек срок эксплуатации трубопроводов канализации – 40 лет.
Иных доказательств того, что данные элементы дома на момент приватизации требовали проведения капитального ремонта материалы дела не содержат, доводы истца в части необходимости замены указанных элементов дома за счет бывшего наймодателя несостоятельны и судом отклоняются.
Поскольку приватизация квартиры истца производилась в период, когда потребность в проведении капитального ремонта указанных в предыдущем абзаце элементов дома отсутствовала, то исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
Истец в иске не заявляет срок производства капитального ремонта. Ответчик в отзыве просит суд установить срок исполнения решения, с учетом необходимости составления проектной документации и невозможности выполнения отдельных видов работ в зимний период времени, не менее 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. Представитель истца в суде не возражала против установления срока для выполнения капитального ремонта по кровле дома в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу, срок выполнения капитального ремонта по остальным видам общедомового имущества просила установить не более 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В силу согласия стороны истца с предложенным ответчиком сроком для выполнения капитального ремонта по кровле дома суд устанавливает его в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу, срок выполнения капитального ремонта по остальным видам общедомового имущества суд устанавливает в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований указывать в перечне необходимых к проведению капитального ремонта видах общедомового имущества перечень конкретных видов работ при выполнении капитального ремонта того или иного вида общедомового имущества, материалов, их объемов. Конкретные перечень работ, материалы, их объемы при исполнении решения суда могут быть изменены, в т.ч. увеличены, и подлежат определению при фактическом исполнении решения суда.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично, суд считает необходимым обязать Мэрию г. Ярославля:
- в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт следующего общедомового имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу 1, а именно: - ремонт кровли данного дома;
- в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт следующего общедомового имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 1, а именно: - замену трубопровода и приборов системы отопления, - замену трубопровода и приборов системы холодного водоснабжения, - замену трубопровода и приборов системы горячего водоснабжения, - замену электропроводки, приборов и оборудования системы электроснабжения.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказывает.
Доказательств для иного вывода суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично:
Обязать Мэрию города Ярославля в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт следующего общедомового имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 1, а именно: - ремонт кровли данного дома.
Обязать Мэрию города Ярославля в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт следующего общедомового имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 1, а именно: - замену трубопровода и приборов системы отопления, - замену трубопровода и приборов системы холодного водоснабжения, - замену трубопровода и приборов системы горячего водоснабжения, - замену электропроводки, приборов и оборудования системы электроснабжения.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Л.Андрианова