Дело №2-2383/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2017 года Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Пчёлкиной Н.Ю.
при секретаре Янченко Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АРОО «Защита прав потребителей» в интересах ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ООО «Анекс Магазин Регион», ООО «Черное море» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
АРОО «Защита прав потребителей» обратилось в суд в интересах ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к ООО «Анекс Магазин Регион», ООО «Черное море» о защите прав потребителей.
В обоснование указали, что ООО «Анекс Магазин Регион» является агентом туроператора ООО «Черное море». 03.11.2016 между ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3, заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032108 по отдыху в Тайланде на о.Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 105663 руб. 15 коп.
03.11.2016 между ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО3, ФИО5 заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032110 по отдыху в Тайланде на о. Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 80119 руб. 80 коп.
03.11.2016 между ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО6, ФИО7 заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032109 по отдыху в Тайланде на о. Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 80119 руб. 80 коп.
Все указные туристы должны были быть размещены в отель 4 * Print kamala resort в номерах Bungalow Garden vien, тип питания ВВ с датой заезда с 06.01.2017 по 17.01.2017. Вылет авиакомпанией ZF 5433 по маршруту Новосибирск - Пхукет - Новосибирск.
Однако, туристические услуги были оказаны ненадлежащим образом. При полученим посадочных талонов на перевозку истцы узнали, что изменено место прилета с о.Пхукет на на о.Краби, расстояние между которыми 170 км, это более 6 частов езды на автобусе. Качество проживания в отеле не соответствовало рекламным проспектам и информации агента, которую потребители получили перед заключением договора. В номерах не убиралось постельное белье, полотенца не менялись и были в грязном состоянии, пыль в комнатах стояла повсюду и не вытиралась, выход на балкон был опасен для жизни - торчали ржавые гвозди и оторванные балки балкона, ванная комната грязная и не убранная, ржавая сантехника, отсутствовала горячая вода.
Таким образом, туроператор в одностороннем порядке изменил условия договора, лишил возможности потребителей сделать выбор - при указании иного места посадки туристы приняли бы решение о покупке иного турпродукта, иного перевозчика, ответчики не предоставили достоверную информацию об отеле, бытовых условиях проживания туристов.
В связи с изменением места прилета, и необходимостью тратить дополнительное время на дорогу до отеля, туристические услугу уменьшены на 10 часов.
Считают, что ответчиками нарушены права истцов как потребителей туристических услуг. В связи с чем цена договоров на оказание туристического продукта должна быть уменьшена на 20%, в частности по договору R 1032108 на 21 326 руб. 60 коп., по договору № R 1032110 на 16 023 руб. 96 коп., по договору № R 1032109 на 16 023 руб. 96 коп. всего на сумму 53374,52 руб. В данном случае была предоставлена недостоверная информация о звездности отеля, которая составляет более низкий уровень, чем было указано в договоре.
По выше приведенным доводам и основаниям, истцы просили взыскать с ООО «Анекс Магазин Регион» и ООО «Черное море» в солидарном порядке:
- в пользу ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2 в счет компенсации морального вреда 80 000 руб., в пользу ФИО1 в счет уменьшения стоимости туристического продукта 53 374,52 руб.;
- в пользу ФИО3 в счет компенсации морального вреда 40 000 руб.;
- в пользу ФИО4 в счет компенсации морального вреда 40 000 руб.;
- в пользу ФИО5 в счет компенсации морального вреда 40 000 руб.;
- в пользу ФИО6 в счет компенсации морального вреда 40 000 руб.;
- в пользу ФИО7 в счет компенсации морального вреда 40 000 руб.; Взыскать с ООО «Анекс Магазин Регион» пользу истцов и Алтайской региональной, общественной организации «Защита прав потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по 25 % от суммы взысканной в пользу потребителя, с ООО «Черное море» в пользу истцов и Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей» штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя по 25 % от суммы, взысканной в пользу потребителя.
В судебном заседании представитель процессуального истца ФИО9, материальный истец ФИО1 поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Пояснили, что уменьшение цены договоров на 20% соответствует разнице стоимости проживания в отеле 4* и 3*.
Представитель ответчика ООО «Анекс Магазин Регион» ФИО10 против иска возражала, указывала на то, что истцы были своевременно извещены о смене места посадки самолета, расходы на доставку туристов с одного острова на другой до отеля взял на себя туроператор. Сведениями о звездности отеля и условиях проживания туроператор и турагент располагают только по информации самого отеля.
ООО «Черное море» своего представителя в суд не направили, извещены надлежаще, представили письменные возражения на иск.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что ООО «Анекс Магазин Регион» являясь туристическим агентством, сотрудничает с туроператором ООО «Черное море» на основании агентского договора от 04.03.2016 № б/н.
Согласно агентского договора от 04.03.2016 в обязанности ООО «Анекс Магазин Регион» входит консультирование туристов или иных заказчиков, информированию по турпродукту, бронирование, перечисление оплаченных денежных средств туристом туроператору, выдача пакета документов, необходимого для совершения путешествия.
03.11.2016 между турагентом ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО1, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО2, ФИО3, заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032108 по отдыху ФИО1, несовершеннолетней ФИО2, ФИО3 в Тайланде на о.Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 105 663 руб. 15 коп.
03.11.2016 между ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО1, действующей в интересах и ФИО3, ФИО5 заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032110 по отдыху ФИО3, ФИО5 в Тайланде на о. Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 80 119 руб. 80 коп.
03.11.2016 между ООО «Анекс Магазин Регион» и ФИО1, действующей в интересах ФИО6, ФИО7 заключен договор о реализации туристического продукта № R 1032109 по отдыху ФИО6, ФИО7 в Тайланде на о. Пхукет с 06.01.2017 по 17.01.2017. Цена туристических услуг составила 80 119 руб. 80 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ч.1 ст.781 ГК РФ).
14.11.2016 ФИО1, как заказчик туристической услуги, произвела оплату по договорам R 1032108, R 1032110, R 1032109, перечислив на счет турагента ООО «Анекс Магазин Регионов» денежные средства в размере 105 663 руб. 15 коп., 80 119 руб. 80 коп. и 80 119 руб. 80 коп. соответственно, что подтверждается квитанциями и не оспаривалось ответчиками.
Согласно заключенных договоров о реализации туристического продукта оказание услуг Заказчику обеспечивалось туроператором по международному выездному туризму на условиях договора, заключенного между турфирмой ООО Анекс Магазин Регионов» и туроператором ООО «Черное море», указанного в Приложении № 2 к настоящему договору, лицом, обеспечивающим оказание заказчику туристских услуг, право на которые приобретает заказчик по настоящему договору, являлся туроператор. Туроператор является лицом, несущим перед заказчиком ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги (п. 1.1.Договоров).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт представляет собой комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и других услуг)по договору о реализации туристского продукта.
Реализация туристского продукта - это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Исходя из положений ст. 9 названного закона туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками.
Туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Гарантия качества туристского продукта устанавливается в п. 22 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 года N 452, согласно которому последствия нарушения исполнителем сроков оказания услуг, а также сроки устранения недостатков таких услуг и сроки удовлетворения отдельных требований потребителя определяются в соответствии со статьями 28, 30 и 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а права потребителя при обнаружении недостатков туристского продукта - в соответствии со статьями 29 и 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Как указывала сторона истца, туристские услуги были оказаны ненадлежащим образом, поскольку при получении посадочных талонов на перевозку истцы узнали, что изменилось место прилета с о.Пхукет на о.Краби, в связи с чем туристы добирались до отеля на о.Пхукет более 6 часов на автобусе с маленьким ребенком. Качество проживания в отеле не соответствовало рекламным проспектам и информации агента, которую потребители получили перед заключением договора. В номерах не убиралось постельное белье, полотенца не менялись и были в грязном состоянии, пыль в комнатах стояла повсюду и не вытиралась, выход на балкон был опасен для жизни - торчали ржавые гвозди и оторванные балки балкона, ванная комната грязная и не убранная, ржавая сантехника, отсутствовала горячая вода.
Из приложений № 1 ко всем трем договорам о реализации туристического продукта следует, что все указные в приложениях туристы должны были быть размещены в отеле 4 * Print kamala resort в номерах Bungalow Garden vien, тип питания ВВ с датой заезда с 06.01.2017 по 17.01.2017. Вылет авиакомпанией ZF 5433 по маршруту Новосибирск - Пхукет - Новосибирск.
Согласно представленным суду электронным авиабилетам время вылета рейса ZF5433 из Новосибирска (Толмачево) в Пхукет (Пхукет) указано 01 час. 05 мин. - 06.01.2017, обратный вылет указан в 13 час. 00 мин. 17.01.2017.
Между тем, как следует из представленных посадочных талонов на имя туристов время вылета произошло без изменений, однако место посадки обозначен о.Краби.
Таким образом, установлено, что при вылете истцов на отдых в Таиланд о.Пхукет, был организован 06.01.2017 чартерный рейс ZF5433 Новосибирска (Толмачево) – о.Краби.
Как указывала сторона ответчика, по техническим причинам организовать 06.01.2017 прямой перелет Ноновосибирск–Пхукет не представилось возможным, предприняты меры по организации чартерного авиаперелета туристов по маршруту Новосибирск – Краби. Все расходы по организации маршрута перевозки туристов с о.Краби до отеля на о.Пхукет взял на себя туроператор ООО «Черное море». Обратный вылет был организован 17.01.2017 по маршруту Пхукет-Новосибирск.
Услуга по перевозке входила в состав туристского продукта, предоставляемого истцам туроператором ООО «Черное море», денежные средства пассажирами за перевозку были оплачены указанному туроператору через агента.
Согласно 2.1. всех трех договоров о реализации туристического продукта, турфирма обязана своевременно предоставить заказчику достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора туристического продукта, своевременно информировать об изменении, которые возможно произошли в расписании авиарейсов, а также о составе услуг, предоставляемым в забронированном отеле. С момента издания каталога туроператора и до начала путешествия.
В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» турист вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В силу ст. 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах. О том, что изменен рейс туристам стало известно только лишь в день посадки на самолет.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Доводы истцов о том, что об изменении маршрута авиаперелета им стало известно только при получении посадочных талонов на перевозку в аэропорту, не опровергнуты стороной ответчика. В нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что туристы были заблаговременно извещены ответчиками об изменении авиарейса не представлено.
В маршрутной квитанции электронного билета, которая была вручена истцам 02.01.2017г. аэропорт вылета обозначен как OVB, аэропорт прилета – KBV, что не свидетельствует о предоставлении надлежащей информации туристам.
Изменение места прилета причинило туристам дополнительные неудобства, сократилось время отдыха как мининмум на 6 часов. Непредоставление достоверной информации о месте прилета лишило истцов возможности выбора туроператора, времени вылета и пр.
Не опровергнуты и доводы истцов о том, что ответчиками представлена недостоверная информация об условиях проживания в отеле 4* Print kamala resort в номерах Bungalow Garden vien, тип питания ВВ.
Согласно пояснениям истца, представленным фотографиям и видеосъемке, в отеле давно не производился ремонт, в номерах пыль и грязь, полотенца с пятнами, ржавая сантехника.
Суд соглашается с доводами истцов о том, что данный отель не соответствует статусу 4*, на который они рассчитывали при приобретении тура.
Суд оставляет без внимания доводы ответчиков о том, что сведениями о звездности отеля и условиях проживания туроператор и турагент располагают только по информации самого отеля, поскольку законодательством о защите прав потребителей обязанность доведение достоверной информации о туристском продукте, в том числе условиях проживания в отеле, возложена на туроператора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при заключении договоров, истцам не была предоставлена информация об изменении условий перевозки, которая является составной частью турпродукта, потребители были введены в заблуждение о звездности отеля и условиях проживания в нем, что негативно повлияло на качество их отдыха.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности").
По делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
В силу прямого указания закона, в данном случае надлежащим ответчиком по делу является ООО «Черное море» как туроператор, предоставляющий туристский продукт.
Согласно ст. 15 ФЗ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлены нарушения прав истцов как потребителей туристского продукта, суд полагает разумным и справедливым взыскать с ООО «Черное море» в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда по 8 000 руб.
В силу ч.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителя» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя и общественной организации.
25.02.2017 в адрес ответчиков направлена претензия истцов о компенсации морального вреда и снижении стоимости услуг. Претензия оставлена без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, с ООО «Черное море» подлежит взысканию за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в пользу ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 – 4 000 руб., в пользу ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 по 2 000 руб., в пользу Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей» - 14 000 руб.
Оснований для применения п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителя» об уменьшении цены туристического продукта, суд не усматривает, поскольку не предоставлены достоверные сведения о фактической звездности отеля и разнице в стоимости услуг проживания.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ООО «Черное море» в бюджет муниципального образования городского округа – город Барнаул Алтайского края взыскивается государственная пошлина в размере 2100 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, компенсацию морального вреда в размере 16000 рублей, штраф в размере 4000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей штраф в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей штраф в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей штраф в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО6 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей штраф в размере 2000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в размере 8000 рублей штраф в размере 2000 рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО «Черное море» в пользу Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей» штраф в размере 14000 рублей.
Взыскать с ООО «Черное море» в бюджет муниципального образования городского округа – город Барнаул Алтайского края государственную пошлину в размере 2100 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Ю.Пчёлкина
Копия верна
Судья Н.Ю. Пчёлкина
секретарь Т.Н. Янченко