Дело № 2-2383/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Пулатовой З.И.
при секретаре Соколовой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Псковской таможне об отмене приказа о результатах служебной проверки в части, акта о неисполнении служебных обязанностей, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Псковской таможне об отмене приказа о результатах служебной проверки в части, акта о неисполнении служебных обязанностей, в обоснование указав, что с 21.04.2011 осуществляет трудовую деятельность в должности государственного таможенного инспектора таможенного поста Куничина Гора.
Приказом ответчика от 26.03.2019 истцу вменено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за снижение результатов служебной деятельности, нарушение служебной дисциплины снижено ежемесячное денежное поощрение за апрель, май, июнь 2019 года.
Однако истец соблюдает служебную дисциплину, выполняет возложенные на него обязанности, в рабочую смену в период с 21 часа 12.01.2019 по 09 часов 00 минут 13.01.2019 жалоб от участников ВЭД о ненадлежащей работе совершения таможенных операций не поступало, конфликтных ситуаций не зарегистрировано, перед сменой и.о. начальника таможенного поста не ознакомила его с ориентировками и оперативной информацией под роспись, в связи с чем ФИО1 просил суд отменить п.п. 5 п.3 Приказа о результатах служебной проверки, акт о неисполнении служебных обязанностей.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В дополнение указал, что акт о нарушении должностных обязанностей составлен заинтересованными лицами, которые осуществляли трудовую деятельность в составе смены, являлись подчиненными и.о. заместителя начальника таможенного поста. С должностным регламентом старшего государственного инспектора не ознакомлен. В указанный в оспариваемом приказе период осуществлял ознакомление с документами, поступившими в электронном виде, поскольку за аналогичное нарушение был привлечен к дисциплинарной ответственности. От исполнения других обязанностей не уклонялся, посчитав необходимым в спорный период исполнение обязанности по ознакомлению с документами, в том числе, регулирующими таможенную деятельность.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании иск не признали, в возражение указав, что основанием для проведения в отношении истца проверки послужила докладная записка начальника таможенного поста МАПП Куничина Гора о факте неисполнения ФИО1 должностных обязанностей с 21 часа 00 минут 12.01.2019 по 02 часов 11 минут 13.01.2019, что привело к нарушению беспрерывной работы пункта пропуска при проведении таможенного контроля транспортных средств международной перевозки по направлению «выезд» с таможенной территории Евразийского экономического союза. Несовершение таможенных операций истец объяснил необходимостью ознакомления с поступившими документами с использованием АРМ «Рабочее место руководителя».
Последняя запись о таможенной операции в журнале МАПП Куничина Гора внесена в 20 часов 38 минут 12.01.2019 лицом предшествующей смены, затем запись внесена в 01 час 09 минут 13.01.2019 сотрудником ФИО4
При проведении проверки комиссией установлено, что периодичность совершения таможенных операций ФИО1 13.01.2019 по однородным объектам контроля не является равномерной, таможенные операции и проведение таможенного и транспортного контроля по грузовому направлению «Выезд и РФ» с 21 часа 00 минут 12.01.2019 по 02 часа 11 минут 13.01.2019 не проводились.
Из журнала работы пользователя в программном средстве «АРМ Руководителя» за 12.01.2019 и 13.01.2019 следует, что с использованием указанной базы ФИО1 ознакомился с 49 документами, большинство из которых имеют дату регистрации - декабрь 2018 года, за исключением пяти документов, зарегистрированных в период с 09.01.2019 по 10.01.2019. В смену 11.01.2019 истец не останавливал по собственному усмотрению для совершения таможенных операций транспортные средства, используя неравномерность пассажиропотока, объективные перерывы в совершении таможенных операций, работал с документами «АРМ Руководителя», в связи с чем комиссией сделан вывод о том, что периодичность совершения истцом таможенных операций позволяет исполнить должностные обязанности по ознакомлению с поступающими документами без ущерба для исполнения обязанностей по совершению таможенных операций.
Распределение ФИО1 на рабочее место осуществлено в соответствии с оперативной обстановкой, предложение о снижении ежемесячного денежного поощрения ФИО1 по итогам работы за апрель, май, июнь 2019 года носило исключительно рекомендательный характер, принято исходя из результатов работы, но решение данного вопроса находится в компетенции непосредственного руководителя – начальника поста.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
В соответствии с п. 1 ст. 56 указанного Федерального закона служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Согласно статье 50 Федерального закона № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2); к дополнительным выплатам относится, в частности, ежемесячное денежное поощрение (пункт 5 части 5); размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации (часть 6).
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2005№ 513 «О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий должностным лицам таможенных органов Российской Федерации» в целях обеспечения социальных гарантий должностным лицам таможенных органов РФ и повышения уровня их денежного довольствия (денежного содержания) руководителю Федеральной таможенной службы предоставлено право устанавливать государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации ежемесячное денежное поощрение в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до двух должностных окладов.
Приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 10.06.2005 № 533 «О выплате должностным лицам таможенных органов Российской Федерации ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач» (далее - Приказ) в пункте 1 установлена с 01.07. 2005 выплата ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач (далее - ежемесячное денежное поощрение), в том числе государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (за исключением государственных гражданских служащих, замещающих должности в центральном аппарате Федеральной таможенной службы) - в размере до двух должностных окладов (абзац первый); в пункте 2 предписано руководителям таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, учитывать при установлении сотрудникам и государственным гражданским служащим (далее - должностные лица) ежемесячного денежного поощрения добросовестное исполнение ими своих служебных обязанностей, условия, в которых выполняются служебные обязанности, уровень их профессиональной подготовки и деловые качества, а также достигнутые ими результаты в служебной деятельности и потенциальные возможности самостоятельного выполнения сложных и важных задач (подпункт «а»); принимать в отношении подчиненных должностных лиц решение об установлении иного размера ежемесячного денежного поощрения (но не более размеров, указанных в пункте 1 этого Приказа) до истечения периода, на который оно установлено, в случаях изменения объема работы, сложности и важности выполняемых задач, повышения (снижения) результатов служебной деятельности, условий, в которых выполняются служебные обязанности (подпункт «е»).
Приказ в абзаце первом пункта 1 предписывает устанавливать в предусмотренных пределах ежемесячное денежное поощрение исходя именно из этих критериев, а в подпунктах «а», «е» пункта 2 указывает обстоятельства, позволяющие правильно оценить сложность и важность выполняемых задач и потенциальные возможности самостоятельного их выполнения гражданским служащим в соответствующем объеме.
Уменьшение или увеличение объема работы, сложности и важности выполняемых задач, исходя из которых гражданскому служащему было установлено ежемесячное денежное поощрение, является основанием для приведения выплачиваемого поощрения в соответствие с изменившимися обстоятельствами.
Приказом ФТС России от 14.09.2006 № 876 утвержден порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в целях повышения заинтересованности в результатах своей деятельности и качестве выполнения должностных обязанностей. Конкретный размер надбавки устанавливается гражданскому служащему приказом таможенного органа на определенный период и зависит от компетентности и качества исполнения им функциональных обязанностей.
Судом установлено, что на дату оспариваемого приказа – 26.03.2019 истец замещал должность государственного таможенного инспектора таможенного поста Куничина Гора (МАПП).
В соответствии с п. 5 должностного регламента старшего государственного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Куничина Гора, утвержденного 28.09.2018, старший государственный инспектор ОТО и ТК непосредственно подчиняется начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля, согласно графику работы дежурной смены – заместителю начальника таможенного поста (сменному).
Пунктами 24,26,27 раздела 8.3 должного регламента определено, что в целях реализации функций возложенных на него обязанностей, государственный инспектор обязан осуществлять регистрацию прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в том числе с использованием предварительной информации, либо убытия товаров и транспортных средств международной перевозки с таможенной территории Евразийского экономического союза; совершать таможенные операции, связанные с подачей и регистрацией транзитной декларации, декларации на товары, отказом в регистрации транзитной декларации, осуществлять контроль за соблюдением условий выпуска товаров, принимать решение о проведении таможенного осмотра товаров и транспортных средств международной перевозки с использованием ИДК, проводить таможенный контроль формах, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
На основании докладной записки начальника таможенного поста от 18.01.2019, из содержания которой следует, что после ознакомления с листом-наряда ФИО1 не приступил к таможенному контролю транспортных средств международной перевозки на выезд с таможенной территории, что подтверждается актом о неисполнении должностных обязанностей от 13.01.2019 (л.д. 16), приказом № 140 от 29.01.2019 в отношении истца назначено проведение служебной проверки.
При проведении проверки у ФИО1 истребовалась информация о наличии транспортных средств, в отношении которых необходимо было провести таможенные операции, о количестве документов, с которыми ФИО1 ознакомлен посредством АРМ (л.д. 12-13)
По результатам проведения служебной проверки, оформленным приказом № 461 от 26.03.2019, комиссия пришла к выводу о том, что факт несовершения ФИО1 таможенных операций в течение рабочей смены в период с 21:26 12.01.2019 по 01:53 13.01.2019подтвержден.
По указанным основаниям комиссией внесено предложение о рассмотрении вопроса о снижении ежемесячного денежного поощрения за апрель, май, июнь 2019 года ФИО1 (л.д. 6-8).
Изложенные в оспариваемом приказе обстоятельства подтверждены листом-наряда работы оперативной дежурной смены с 21 часа 00 минут 12.02.109 по 09 часов 00 минут 13.01.2019, листом беседы от 12.01.2019, при которой истцу поставлена задач приступить к исполнению должностных обязанностей на выезд из РФ незамедлительно, согласно распределению в листе-наряде, списком транспортных средств с указанием даты и времени въезда в ЗТК, даты принятия решения.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется п. 11 Указа Президента Российской Федерации от 16.11.1998 № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации», в соответствии с которым поощрение является важным средством воспитания сотрудников и укрепления служебной дисциплины в таможенных органах.
При определении вида поощрения начальник таможенного органа принимает во внимание успешность и добросовестность исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, продолжительность и безупречность службы, выполнение заданий особой важности и сложности
(п.14).
Так как в ходе судебного разбирательства представленными по делу доказательствами подтверждено ненадлежащее исполнение истцом должностных обязанностей, определенных должностным регламентом, выразившееся в невыполнении приоритетных задач, игнорирование требований листа-беседы, снижение денежного поощрения, примененного с учетом эффективности и результативности профессиональной деятельности истца, определенных Приказом Псковской таможни № 1155 от 23.08.2016, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы истца о том, что он не ознакомлен с должностным регламентом, требованиями которого на него возложена обязанность подчинения начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля, заместителю начальника таможенного поста, опровергается листом ознакомления с указанным документом, из которого следует, что с регламентом истец ознакомлен 20.09.2018, копия регламента получена.
То обстоятельство, что ФИО5 поручено предоставление ФИО1 времени для ознакомления с документами в электронном виде, не может служить основанием для удовлетворения иска, так как данные мероприятия не поставлены в равную степень значимости с мероприятиями, непосредственно связанными с проведением таможенных операций.
В связи с отказом истцу в удовлетворении требований, требование о взыскании компенсации морального вреда, как производное от основного, также удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГППК РФ, суд
РЕШИЛ:
ФИО1 в удовлетворении иска к Псковской таможне об отмене приказа о результатах служебной проверки в части, акта о неисполнении служебных обязанностей, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Псковский городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья З.И. Пулатова
Мотивированное решение изготовлено 09.07.2019.