РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации.
22 января 2013 года. г. Рязань.
Судья Железнодорожного районного суда города Рязани Конных Т.В.,
при секретаре Туякиной Е.Н.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 ФИО12 к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о присвоении звания «Ветеран труда»,
установила:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском к МСЗН Рязанской области. По мнению истца, он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», поскольку награжден ведомственным знаком отличия в труде - «Почетным знаком ДОСААФ СССР», продолжительность его трудового стажа превышает 40 лет. По утверждению истца, ответчик отказал ему в присвоении указанного звания, поскольку не относит ДОСААФ СССР к ведомствам. С учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать МСЗН Рязанской области принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда», включить истца в список лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика подготовить проект распоряжения Правительства Рязанской области о присвоении истцу звания «Ветеран труда» и выдать ему удостоверение «Ветерана труда» установленного образца.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по тем же основаниям, суду пояснил, что ДОСААФ СССР выполняло важные государственные задачи и являлось ведомством.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, указав, что ДОСААФ СССР ведомством не являлось, в силу положений закона Рязанской области от 15.02.2010 года №7-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Рязанской области» «Почтенный знак ДОСААФ СССР» не является ведомственным знаком отличия в труде и не дает оснований для присвоения звания «Ветеран труда».
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено с ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал в <данные изъяты> на должности <данные изъяты> и инженера инженерно-авиационной службы.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 награжден «Почетным знаком ДОСААФ СССР».
Указанные обстоятельства подтверждаются записью в трудовой книжке и удостоверением №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в МСЗН Рязанской области с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда"; Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу, указав, что применительно к положениями закона Рязанской области от 15.02.2010 года №7-ОЗ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Рязанской области» «Почтенный знак ДОСААФ СССР» не является ведомственным знаком отличия в труде и не дает оснований для присвоения звания «Ветеран труда».
Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказ ответчика является правомерным.
Общественные отношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В соответствии со ст. 7 ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1 п. 1); награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2 п. 1). При этом закреплено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 7).
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп. 2 п. 1 ст. 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п. 4 ст. 7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения от 17 декабря 2009 г. N 1588-О-О, от 17 июня 2010 г. N 763-О-О и от 21 апреля 2011 г. N 544-О-О).
В порядке реализации указанных полномочий по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" Рязанской областной Думой был принят Закон Рязанской области от 15.02.2010 года №7-03 «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Рязанской области».
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 указанного Закона звание "Ветеран труда" присваивается постоянно проживающим на территории Рязанской области:
1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин). К ведомственным знакам отличия в труде относятся грамоты, благодарности, благодарственные письма, дипломы, нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) при условии, что награждение данными знаками отличия в труде производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства;
2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, приведенные выше положения регионального акта не определяют круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливают порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти, государственными учреждениями, наделенными государственными функциями (Пенсионным фондом РФ), министерствами и ведомствами СССР и РСФСР.
В обоснование иска, ФИО1 ссылается на то, что ДОСААФ СССР являлось ведомством. Указанный довод является голословным.
Ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ (Рязанская область) не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".
Вместе с тем данный термин широко применяется в юриспруденции, законодательных и нормативных правовых актах. Под "ведомством" понимается центральный орган государственного управления в виде комитета, комиссии, инспекции, главного управления при правительстве, осуществляющий наряду с министерствами руководство отдельными сферами деятельности, совокупностью организаций, учреждений, предприятий (ФИО3, ФИО4, ФИО5
"Современный экономический словарь"
(ИНФРА-М, 2006).
На дату награждения истца (ДД.ММ.ГГГГ) ДОСААФ СССР являлось массовой оборонно-патриотической организацией граждан СССР, высшим органом которой был всесоюзный съезд ДОСААФ, средства общества составлялись из вступительных и членских взносов членов общества, доходов от издательской и хозяйственной деятельности производственных предприятий и мастерских, ремонтно-строительных, торгово-снабженческих, учебных, спортивных и других организаций, курсов, транспортных и других услуг, платных спортивных мероприятий, доходов от проведения лотерей ДОСААФ, а также за счет поступлений от государственных и общественных организаций, общество пользовалось правами, предусмотренными законодательством СССР об общественных организациях.
Указанные обстоятельства подтверждаются Уставом ДОСААФ СССР, утвержденным Х Всесоюзным съездом ДОСААФ (п.п.17, 48, 52).
Таким образом, довод истца о том, что ДОСААФ СССР (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) являлось ведомством, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Ссылка истца на Постановление Совета Министров СССР от 10 января 1977 г. N 22, которым был утвержден Устав о дисциплине работников авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФа СССР), является несостоятельной.
Согласно Уставу (п.11), награждение высшей наградой Общества - "Почетным знаком ДОСААФ СССР" является не ведомственной наградой, а одной из мер поощрения граждан центральными органами ДОСААФ СССР наряду с объявлением благодарности, выдачей премии, награждением ценным подарком, занесением в Книгу почета или на Доску почета, награждением Почетной грамотой и знаком "За активную работу".
Само по себе утверждение Устава Постановлением Совета Министров СССР и довод о том, что ДОСААФ СССР являлось общественно-государственной организацией, выполняло государственные задачи, что учебные центры ДОСААФ являлись базой для прохождения срочной военной службы, не относят указанную организацию к органам государственной власти и ведомствам.
Полномочий по награждению ведомственными знаками отличия в труде от имени руководства органов государственной власти, ведомств Советом Министров СССР ДОСААФ СССР делегировано не было.
При таких обстоятельствах, награждение гражданина мерами поощрения общественной (в том числе, массовой оборонно-патриотической) организации не может явиться основанием для предоставления ему дополнительных мер социальной поддержки, предоставляемых государством за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу изложенного, правовых оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" с последующим предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Рязанской области, не имеется.
Суд неоднократно разъяснял истцу, что поскольку Закон Рязанской области от 15.02.2010 года №7-03 является действующим, установить иное правовое регулирование спорных правоотношений суд не вправе. Иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей. Суд не может принять самостоятельно или обязать органы государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке индивидуального решения присвоить истцу звание «Ветеран труда».
Такое регулирование не вытекает из публично-правовых обязательств законодательной власти субъекта, а составляет сферу ее дискреционных полномочий, исходя из того, что поощрения, учрежденные добровольными обществами, не являются ведомственными знаками отличия в труде, применительно к требованиям закона Рязанской области №7-03 от 15.02.2010 года.
Ссылка истца на письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которые содержали перечень ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", в числе которых был указан "Почетный знак ДОСААФ СССР" не может быть принята во внимание.
В 1995 г. бывшими Министерством труда Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения Российской Федерации было подготовлено письмо от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", однако оно не прошло государственную регистрацию.
Впоследствии Министерство юстиции Российской Федерации письмом от 17 февраля 1998 г. N 1120-ПК отказало в регистрации указанного письма Министерства труда Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации.
Ссылки заявителя на письмо Министерства труда и социального развития РФ за N 4545-СК от 15.09.1997 года "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", не могут быть приняты во внимание, поскольку это письмо не является нормативно-правовым актом, фактически утратило силу в связи с изданием письма Минтруда РФ от 07.10.1998 N 5635-КС.
Письмо Министерства труда и социального развития РФ за N 5635-КС от 07.10.1998 года "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", на которое сослался истец, также не является нормативно-правовым актом, не действует, поскольку не прошло юридическую экспертизу, было отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02 июня 2008 года N 3854-ЮВ с указанием на то, что его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Указанные письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации официально опубликованы не были, не прошли государственную регистрацию в Минюсте России, поскольку Минтруд России не наделен правом давать разъяснения по применению Федерального закона "О ветеранах". Поэтому указанные письма не подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Довод истца о том, что согласно общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 412, «Почетный знак ДОСААФ СССР» относится к ведомственным наградам СССР, является несостоятельным.
Согласно введению, ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами, по сути, является инструментом статистики.
Кроме того, Госстандарт России (утвердивший указанный ОКИН) не наделен полномочиями осуществлять правовое регулирование в сфере применения ФЗ «О ветеранах».
Какие-либо нормативно-правовые акты, приравнивающие «Почетный знак ДОСААФ СССР» к ведомственным знакам отличия в труде, отсутствуют.
Показания свидетелей ФИО10, ФИО11 о том, что ДОСААФ СССР являлось ведомством, не отвечают требованиям допустимости, достоверности и достаточности, опровергаются Уставом ДОСААФ СССР, поэтому не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства по делу.
Таким образом, основания для присвоения ФИО1 звания Ветеран труда – отсутствуют, его исковое заявление удовлетворению не подлежит.
Несостоятельным является довод истца о том, что правительством Рязанской области сужен круг лиц, имеющих право по федеральному законодательству на присвоение звания «Ветеран труда» и снижен уровень социальной защищенности граждан, имеющих ведомственные знаки отличия в труде, выданные общественными организациями, не отнесенными к органам государственной власти СССР, РСФС, ведомствам.
Приведенные выше положения регионального акта не определяют круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливают перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда", предусматривая, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти.
По этим же основаниям нельзя признать состоятельной и ссылку истца на определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2007 29-Г07-3, в соответствии с которым признано, что «определяя понятие ведомственного знака отличия в труде, региональный законодатель, фактически сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда награжденных ведомственными знаками отличия о труде, что не согласуется со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".
Довод истца о том, что в других регионах России «Почетный знак ДОСААФ СССР» признается ведомственным знаком отличия в труде, правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеет.
Указание на противоречие закона Рязанской области Конституции РФ и федеральному закону может являться вопросом рассмотрении Конституционного суда РФ, Рязанского областного суда, но не суда общей юрисдикции.
Суд отвергает ссылку истца на судебную практику в других регионах России по аналогичным делам, по которым исковые требования были удовлетворены.
Правовая система Российской Федерации не относит судебную практику к источникам права, юридический прецедент представляет собой толкование нормы права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела, что исключает возможность императивного применения содержащихся в ней положений при разрешении тех или иных споров, которые, в свою очередь, должны разрешаться лишь в соответствии с требованиями закона, а также с учетом конкретных обстоятельств дела.
Кроме того, регулирование спорных отношений на законодательном уровне субъектов Российской Федерации является различным, поэтому судебная практика других регионов РФ не может учитываться при разрешении настоящего спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
решила:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО13 к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о присвоении звания «Ветеран труда» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца с момента изготовления его мотивировочной части.
Судья