ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2383/2022 от 02.09.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2- 2383/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 сентября 2022 года Ленинский районный суд г. Севастополя в составе: председательствующего судьи Байметова А.А., при секретаре – Гонтарь С.В., при участии представителя истца - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО2 к ФГУП «102 Предприятие электрических сетей» МО РФ, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – ТСН ДСК «Бельбек-1», о понуждении заключить договор технологического присоединения, выдать технические условия на увеличение мощности,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ФГУП «102 ПЭС» Министерства обороны Российской Федерации», в котором просит обязать его исполнить обязательства по выдаче технических условий и заключению договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с ответчика - ФГУП «102 ПЭС Минобороны России» с пользу истца компенсацию морального вред в размере 100 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы подлежащей взысканию.

В обоснование исковых требований указано, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Севастополь, , 57/6, в границах землепользования ОК ДСК «Бельбек-1». С целью увеличения мощности электрической энергией, ДД.ММ.ГГГГ истец направил в ФГУП «102 ПЭС МО РФ» заявку на увеличение мощности объектов энергопринимающих устройств. Заявке присвоен номер . ДД.ММ.ГГГГ Ответчик отказал в выдаче технических условий по заявке от ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на пункт 8(5) Правил 861 от ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа Ответчика следует, что Истцу необходимо обратиться в ОК ДСК «Бельбек-1» с целью увеличения мощности в рамках ранее выданных технических условий от ДД.ММ.ГГГГ, что обусловлено п. 40 (10) Правил технологического присоединения. ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете истец разместил досудебную претензию. Досудебная претензия осталась без удовлетворения. Истец не согласился с отказом ответчика, обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержала исковые требования на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, в дополнение пояснила, ТСН ДСК «БЕЛЬБЕК-1» не обладает свободной мощностью, которая может быть распределена истцу по делу. ТСН ДСК «БЕЛЬБЕК-1» не является сетевой компанией, не выдает технические условия на увеличение мощности.

Истец, представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

От представителя ответчика поступили письменные возражения на иск.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2, является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Севастополь, , 57/6, в границах землепользования ОК ДСК «Бельбек-1».

Объекты энергопринимающих устройств, опосредованно присоединен электрическим сетям ресурсоснабжающей организации ФГУП 102 ПЭС Минобороны России.

С целью увеличения мощности электрической энергией ДД.ММ.ГГГГ Истцом была направлена заявка, которой присвоен номер .

ДД.ММ.ГГГГ письмом Ответчик отказал в выдаче технических условий по заявке от ДД.ММ.ГГГГ, ссылкой на пункт 8(5) Правил 861 от ДД.ММ.ГГГГ. Отказ Ответчика мотивирован, тем что Истцу необходимо обратиться в ОК ДСК «Бельбек-1» с целью увеличения мощности в рамках ранее выданных технических условий от ДД.ММ.ГГГГ, что обусловлено п. 40 (10) Правил технологического присоединения.

Из п. 40 (10) Правил следует, владелец ранее присоединенных ЭПУ направляет в сетевую компанию копии документов о технологическом присоединении принадлежащих ему объектам электросетевого хозяйства ЭПУ иных лиц в рамках опосредованного присоединения, а также заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в порядке, предусмотренном правилами.

Дополнительно ответчик уведомил о праве Товарищество Собственников Недвижимости Дачно-Строительный Кооператив «БЕЛЬБЕК-1», подать заявку на увеличение мощности.

Из отзыва на исковое заявление ФГУП 102 ПЭС Минобороны России следует, что с заявкой на выдачу технических условий в целях увеличения мощности жилого дома следует обращаться в Товарищество Собственников Недвижимости Дачно-Строительный Кооператив «БЕЛЬБЕК-1», который в свою очередь вправе обратиться с заявкой на увеличение мощности кооперативу в целом.

Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 27 Закона «О защите прав потребителей» исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). Срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 30.06.2022) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям"

В соответствии с пунктом 3 Правил 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункту 2 Правил N 861 действие Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию и ранее присоединенных энергопринимающих устройств, в том числе при увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

При этом, п. 2 Правил 861 предусмотрено, что увеличение объема максимальной мощности ранее присоединенных ЭПУ является самостоятельным видом отношений по технологическому присоединению, для возникновения которого не требуется изменение других параметров технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Согласно пункту 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил № 861 предусмотрена процедура технологического присоединения, включающая в себя, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил (увеличить объем максимальной мощности) и непосредственно заключение договора.

Требования к содержанию заявки, направляемой заявителем-физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, определены пунктами 9, 14 Правил № 861; перечень прилагаемых к заявке документов содержится в пункте 10 Правил № 861.

Согласно пункту 15 Правил № 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.

Учитывая приведенное правовое регулирование, является правомерным, что в случае увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, заявка подается в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой есть надлежащее технологическое присоединение, в том числе опосредованное.

В ходе судебного разбирательства судом достоверно установлено, что сетевая компания уклоняется от исполнения обязанности по выдаче технических условий. Со стороны Истца совершены все необходимые действия по направлению заявки, к которой приложен полный комплект документов. В связи с чем, суд приходит к выводу, что со стороны сетевой организации допущено нарушение права истца, в связи с чем исковые требования о понуждении выдать технические условия и заключить договор о технологическом присоединении подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается наличие опосредованного технологического присоединения энергопринимающих устройств ФИО3 к электрическим сетям ТСН ДСК «Бельбек-1».

Указанные доказательства подтверждают, надлежащее технологическое присоединение энергопринимающих устройств Истца к линиям электропередач.

Доводы ответчика об отсутствии технической возможности выполнить технические условия, в случае если они будут выданы не подтверждены доказательствами.

Пунктом 28 названных Правил установлены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, которыми являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

Согласно пункту 29 Правил в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует. Включение мероприятий по реконструкции или расширению (сооружению новых) объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил) и (или) мероприятий по строительству (реконструкции) генерирующих объектов, проведение которых необходимо для обеспечения присоединения объектов заявителя, в инвестиционные программы сетевых организаций, в том числе смежных сетевых организаций, и (или) наличие обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий, означают наличие технической возможности технологического присоединения и являются основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил.

В случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом (пункт 30 Правил).

Таким образом, наличие либо отсутствие технической возможности технологического присоединения определяется сетевой организацией с учетом установленных приведенными Правилами критериев. Ответчиком в материалы дела не предоставлены доказательства об отсутствии технической возможности увеличения мощности энергопринимающих устройств истца, в связи с чем данный довод отклонен.

Доводы ответчика, о том, что заявка ФИО2 об увеличении максимальной мощности с 3 кВт до 13 кВт должна быть направлена в ТСН ДСК «БЕЛЬБЕК-1» не обладает свободной мощностью, которая может быть распределена истцу по делу, как к собственнику сетей, а последний в свою очередь вправе обратиться в сетевую копанию с заявкой на увеличение мощности подлежат отклонению, так как в данном случае права ФИО2 нарушаются.

Порядок опосредованного присоединения к электрическим сетям (согласно пунктам 40(4) - 40(10) Правил технологического присоединения, утвержден Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).

Пунктом 40(4) установлено, владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации (далее - владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств), по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 1 января 2015 г.

При таких обстоятельствах суд отклоняет довод представителя ответчика о том, что ТСН ДСК «БЕЛЬБЕК-1» обязан перераспределить мощность в пользу ФИО2

Учитывая приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу, что в случае увеличения максимальной мощности энергопринимающих устройств, заявка подается в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой есть надлежащее технологическое присоединение, в том числе опосредованное.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 25 декабря 2018 года №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»: «Отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю товары, услуги, выполнить работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ). Бремя доказывания отсутствия возможности передать товар, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на лицо, обязано заключить публичный договор (статья 56 ГПК РФ)».

Ст. 12 ГК РФ закрепляет в качестве защиты гражданских прав денежную компенсацию морального вреда.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. ст. 1099, 1100, 1101 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права граждан, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, предусмотренных законом. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о нарушении ответчиком прав потребителя по заключению договора на технологическое присоединение, принимая во внимание степень вины ответчика, характер и объем, причиненных истцу нравственных страданий, суд с учетом принципа разумности и справедливости, истец, должен был на протяжении длительного времени терпеть неудобства, вызванные несправедливым отказом ответчика в добровольном порядке учесть заслуживающие уважения интересы потребителя, считает возможным удовлетворить заявленные Истцом требования о компенсации морального вреда частично и взыскать с ответчика в пользу Истца в счет компенсации морального вреда 1 000 рублей.

1Согласно п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 46 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28 июня 2012 года, при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Таким образом, с ответчика в пользу каждого из истцов подлежит взысканию штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя 500 рублей (50 % от 1 000 руб.).

Поскольку истец освобожден в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в размере 600 рублей в доход бюджета города Севастополя.

В силу статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из анализа указанной нормы закона следует, что разумность пределов расходов на оплату услуг представителей определяется судом, исходя из совокупности критериев: сложности дела и характера спора, соразмерности платы за оказанные услуги, временные и количественные факты (общая продолжительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний, а также количество представленных доказательств) и других.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» судебные издержки, понесенные третьими лицами (статьи 42, 43 ГПК РФ), участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят итоговый судебный акт по делу, могут быть возмещены этим лицам исходя из того, что их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта. При этом возможность взыскания судебных издержек в пользу названных лиц не зависит от того, вступили они в процесс по своей инициативе либо привлечены к участию в деле по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ (определение от 17.07.2007 № 382-О-О) об обязанности суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части 1 статьи 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела следует, что истец понесла расходы на оплату юридических услуг по настоящему делу в размере 20000 руб.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и специфику спора, продолжительность рассмотрения дела, время занятости представителя истца, объем оказанных представителем юридических услуг, итоговый судебный акт, требования пропорциональности, разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу ФИО2 судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб., признав размер указанных расходов обоснованным и соразмерным оказанным услугам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО2 к федеральному государственному унитарному предприятию «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать федеральное государственное унитарное предприятие «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>) выдать ФИО2 () технические условия и заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Севастополь, <...>, в границах землепользования ОК ДСК «Бельбек-1» в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с федеральное государственное унитарное предприятие «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>) в пользу ФИО2 () компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 500 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.

Взыскать с федеральное государственное унитарное предприятие «102 предприятие электрических сетей» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>) в бюджет города Севастополя 600 рублей.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Судья Байметов А.А.

Решение в окончательной форме составлено 05 сентября 2022 года.