ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2384/20 от 02.07.2020 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

дело № 2-2384/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего судьи Поповой Н.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Башкиревой В.Ф.

при секретаре Ганцелевич А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Прокурора Коминтерновского района г. Воронеж в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Тяжмехпресс" об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Коминтерновского района г. Воронеж в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Тяжмехпресс", требуя обязать ОАО «Тяжмехпресс» устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в защитных сооружениях гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО) убежищ (№) и (№) по адресу: <адрес>:

провести текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

очистить от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, смазать и окрасить вентиляционное оборудование;

обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток с полным обменом ее в течение 2 суток;

провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО (№), ТО (№), ТО (№), текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);

личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО обеспечить следующим имуществом: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно- химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5% штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20% штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин) (5 кг);

обеспечить наличие документации касаемо каждого ЗС ГО, а именно следующих документов: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

установить порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации провести осмотры состояния ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации.

провести проверку состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации;

провести проверку состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств;

разработать и принять план мероприятий по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых, а именно утвердить план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением № 12 Правил, в котором должны быть отражены мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.

В судебном заседании старший помощник прокурора Башкирева В.Ф. требования поддержала, суду пояснила, что указанная ситуация со стороны ответчика носит длительный характер, ранее применялись меры прокурором по устранению нарушений, ответчику направлялось постановление, должностные лица привлекались к ответственности, но ситуация продолжает нарушаться в очередной раз. Была проведена проверка, в ходе которой были установлены нарушения, в связи с чем, просим произвести устранение нарушений, согласно искового заявления. Допущенные нарушения приведут к снижению уровня антитеррористической защищенности, что может привести к значительному ущербу.

Ответчик ОАО «Тяжмехпресс», третье лицо ТУ Росимущества в Воронежской области, третье лицо Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Коминтерновскому району г.о. г. Воронеж, третье лицо Главное управление МЧС России по Воронежской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений, ст.113 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке заочного судопроизводства.

Суд, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Коминтерновского района г. Воронежа 17.12.2019 в период времени с 10 часов 00 минут до 10 часов 30 минут в порядке контроля устранения ранее выявленных нарушений проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование федеральной собственности, о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ОАО «Тяжмехпресс» (ИНН 3662118923, ОГРН 1073667007039), расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что на территории ОАО «Тяжмехпресс» расположены отдельно стоящие защитные сооружения гражданской обороны: убежище (№) вместимостью 830 человек, площадью 664,5 кв.м. и убежище (№) вместимостью 2000 человек, площадью 1595 кв.м., являющиеся федеральным имуществом, которое поставлено на баланс предприятия.

Пункт 2 раздела III Приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» относит объекты связи и инженерной инфраструктуры, в том числе защитные сооружения гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, исключительно к федеральной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. Пункт 15 того же Постановления определяет, что управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на его собственника, если иное не предусмотрено законом или договором.

Между тем, Положением о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 359 от 23.04.1994 и Приложением № 2 предусмотрена передача объектов гражданской обороны на основании типового договора установленного образца, который заключается между Госкомимуществом, предприятием (организацией) и согласовывается с начальником штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Как следует из материалов проверки, защитные сооружения гражданской обороны (№) и (№), расположенные по адресу: <адрес>, внесены в реестр федеральной собственности.

В соответствии с условиями договора от 03.04.2007 № 119 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятия гражданской обороны, заключенного между ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области и ОАО «Тяжмехпресс», бремя содержания переданного федерального имущества - защитных сооружений гражданской обороны возложено на ОАО «Тяжмехпресс». Согласно пунктам 1 и 2 договора от 03.04.2007 № 119 ОАО «Тяжмехпресс» приняло на себя обязательства по сохранению переданных ему защитных сооружений гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации ЗС ГО; накоплению, сохранению и по мере необходимости приобретению средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.

В статье 14 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплены обязанности организаций в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В частности, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; обеспечивать создании, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способами защиты и действиям в чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом, согласно требованиям п. 3.4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15.12.2008 № 583 (далее по тексту - Приказ), при режиме повседневной деятельности должны выполняться требования, обеспечивающие сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования ЗС ГО. Важнейшими из этих требований являются исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых.

Учитывая положения ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», которой в качестве основных задач в области гражданской обороны определены: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, а также обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны, п. 1 ст. 9 вышеуказанного закона организации наделены полномочиями в области гражданской обороны по планированию и организации про ведения мероприятий по гражданской обороне; созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ОАО «Тяжмехпресс» требования законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, а также законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не соблюдаются, меры к устранению ранее выявленных нарушений не принимаются.

В нарушение вышеперечисленных положений законодательства при эксплуатации федерального имущества - ЗС ГО не соблюдаются требования, обеспечивающие сохранность и техническую готовность их конструкций и оборудования, в том числе систем жизнеобеспечения, вследствие чего защитные сооружения гражданской обороны на ОАО «Тяжмехпресс» не готовы к приему укрываемых.

Так, при обследовании ЗС ГО (№) выявлены следующие нарушения:

- содержание, эксплуатация, текущий ремонт и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов изготовителей в нарушение п. 3.2.12 Приказа, а именно не проведен текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

система вентиляции не обслуживается в нарушение п. 3.2.14 Приказа, а именно не очищаются от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, не смазывается и не окрашивается оборудование;

в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечен проток с полным обменом ее в течение 2 суток в нарушение п. 3.2.20 Приказа;

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в нарушение п. 5.1 Приказа, а именно не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО (№), ТО (№), ТО (№), текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);

личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО не имеет согласно табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинского и другое необходимое имущество в нарушение п. 6.3.2 Приказа, а именно отсутствует следующее имущество в перерасчете на штатную численность: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно-химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5% штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20% штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин) (5 кг);

документация ЗС ГО не соответствует перечню в нарушение п. 3.6 Приказа, а именно отсутствуют: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

не установлен порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации в нарушение п. 4.1.1 Приказа, соответственно указанные осмотры не проводится, состояние ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации.

не проводится проверка состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО в нарушение п. 4.3 Приказа, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов- изготовителей по их эксплуатации;

не проводится проверка состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств в нарушение п. 4.5 Приказа;

не спланированы мероприятия по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых в нарушение п. 6.1 Приказа, а именно не утвержден план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением № 12 Правил, в котором отражаются мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.

Так, при обследовании ЗС ГО (№) выявлены следующие нарушения:

содержание, эксплуатация, текущий ремонт и плановый ремонты инженерно-технического оборудования не осуществляются в соответствии с инструкциями заводов изготовителей в нарушение п. 3.2.12 Приказа, а именно не проведен текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния ЗС ГО;

система вентиляции не обслуживается в нарушение п. 3.2.14 Приказа, а именно не очищаются от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, не смазывается и не окрашивается оборудование;

в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды не обеспечен проток с полным обменом ее в течение 2 суток в нарушение п. 3.2.20 Приказа;

не проводится техническое обслуживание и ремонт технических систем в нарушение п. 5.1 Приказа, а именно не проведено техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО (№), ТО (№), ТО (№), текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);

личный состав формирований по обслуживанию ЗС ГО не имеет согласно табелю средства радиационной и химической разведки, связи, медицинского и другое необходимое имущество в нарушение п. 6.3.2 Приказа, а именно отсутствует следующее имущество в перерасчете на штатную численность: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно-химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5% штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20% штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин) (5 кг);

документация ЗС ГО не соответствует перечню в нарушение п. 3.6 Приказа, а именно отсутствуют: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

не установлен порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации в нарушение п. 4.1.1 Приказа, соответственно указанные осмотры не проводится, состояние ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации.

не проводится проверка состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО в нарушение п. 4.3 Приказа, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов- изготовителей по их эксплуатации;

не проводится проверка состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств в нарушение п. 4.5 Приказа;

не спланированы мероприятия по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых в нарушение п. 6.1 Приказа, а именно не утвержден план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением № 12 Правил, в котором отражаются мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.

Непринятие должных мер по обеспечению сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗС ГО к использованию может привести к тому, что федеральное имущество будет находиться в непригодном для использования состоянии, то есть фактически к его утрате.

Понуждение привести указанное защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с нормами законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимо ввиду невозможности устранения указанных нарушений в ином порядке.

Прокуратурой района ранее (в 2017-2019 годах) проводились проверки соблюдения ОАО «Тяжмехпресс» названного законодательства, в ходе которых выявлялись аналогичные нарушения.

06.12.2017, 25.10.2018 по результатам проверок прокуратурой района в адрес руководства ОАО «Тяжмехпресс» вносились представления об устранении выявленных нарушений.

Кроме того, главный инженер ОАО «Тяжмехпресс» ранее (13.12.2018, 19.12.2019) по постановлениям прокурора района был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного <данные изъяты>.

Во исполнение требований прокурора администрацией ОАО «Тяжмехпресс» приняты определенные меры по приведению ЗС ГО в соответствие с действующим законодательством. Однако данные меры нельзя признать достаточными, поскольку основная масса нарушений до настоящего времени не устранена.

Длящиеся нарушения ОАО «Тяжмехпресс» требований названого законодательства носят существенный характер и ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, согласно ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайной ситуации - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей.

Подпунктом «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей отмечено в качестве одной из основных задач противодействия терроризму.

Согласно п. 12 Концепции о противодействии терроризму в Российской Федерации противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по направления: предупреждение (профилактика) терроризма; борьба с терроризмом; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. Предупреждение терроризма осуществляется, в том числе путем осуществления мер правового, организационного, режимного, технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов от террористических посягательств.

Согласно ст. 2, ч. 3, п. «а» ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является приоритет мер по предупреждению террористических актов, которые должны быть системными и комплексными, с использованием правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

В силу ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Допущенные нарушения требований законодательства влекут значительное снижение уровня антитеррористической защищенности ЗС ГО, что в случае совершения на его территории (в помещениях) преступлений террористической направленности может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, а также причиненного материального ущерба. Указанные нарушения могут привести к увеличению последствий террористических актов и нарушает принцип минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Прокурора Коминтерновского района г. Воронеж в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Тяжмехпресс" об обязании устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера удовлетворить.

Обязать ОАО «Тяжмехпресс» устранить нарушения законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в защитных сооружениях гражданской обороны (далее по тексту – ЗС ГО) убежищ (№) и (№) по адресу: <адрес>:

провести текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования (системы вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, электроснабжения и средств связи) с занесением результатов в журнал оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны;

очистить от грязи воздухозаборные и вытяжные каналы системы вентиляции, смазать и окрасить вентиляционное оборудование;

обеспечить в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды проток с полным обменом ее в течение 2 суток;

провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем (ТО (№), ТО (№), ТО (№), текущий ремонт, средний ремонт, капитальный ремонт);

личный состав формирований по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны обеспечить следующим имуществом: противогаз фильтрующий (с защитой от аварийно- химически опасных веществ); респиратор фильтрующий; противогаз изолирующий на сжатом воздухе или кислороде; костюм защитный облегченный; комплект дозиметров (индивидуальных) с диапазоном измерения от 20 мкЗв до 10 Зв со считывающим устройством; дозиметр-радиометр с диапазоном измерений мощности амбиентного эквивалента дозы излучения от 0,10 мкЗв/ч до 10 Зв/ч; газосигнализатор автоматический для определения зараженности воздуха и автоматической сигнализации об их обнаружении; многокомпонентный газоанализатор для измерения и анализа концентрации (от 1 ПДК в рабочей зоне) в воздухе и автоматической сигнализации об их обнаружении; метеорологический комплект с электронным термометром; комплект носимых знаков ограждения; комплект санитарной обработки; комплект специальной обработки автомобильной техники; радиостанция УКВ носимая; коммутатор; телефонный аппарат; индивидуальный противохимический пакет; комплект индивидуальный противоожоговый с перевязочным пакетом; носилки медицинские мягкие бескаркасные огнестойкие (огнезащитные); комплект индивидуальный медицинский гражданской защиты; санитарная сумка с укладкой для оказания первой помощи (на 5% штатной численности); набор перевязочных средств противоожоговый (на 20% штатной численности); наволочка подушечная нижняя (1 шт.); наволочка подушечная верхняя (1 шт.); полотенце (3 шт.); простыня (5 шт.); ведро (урна) педальное для отбросов (1 шт.); ведро эмалированное с крышкой (1 шт.); кувшин эмалированный для воды (1 шт.); мыло туалетное (3 куска); халат медицинский (1 шт.); плитка электрическая с закрытым элементом (1 шт.); мыльница с крышкой (1 шт.); таз эмалированный (1 шт.); хлорамин (монохлорамин) (5 кг);

обеспечить наличие документации касаемо каждого защитного сооружения гражданской обороны, а именно следующих документов: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений, журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационная схема водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационная схема электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкция по обслуживанию ДЭС, инструкция о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых в ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ), журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал учета работы ДЭС, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схема эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов;

установить порядок ежегодных и специальных осмотров ЗС ГО руководителем организации провести осмотры состояния ЗС ГО, а именно общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов; исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания; исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования; использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения; наличие и состояние средств пожаротушения; наличие проектной документации.

провести проверку состояния системы фильтровентиляции и герметичности ЗС ГО, а именно путем внешнего осмотра всех агрегатов и устройств (вентиляторов, фильтров, герметических клапанов, клапанов избыточного давления, противовзрывных устройств, регенеративных установок, воздухозаборов, измерительных приборов), а правильность их установки - в соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей по их эксплуатации;

провести проверку состояния систем водоснабжения, канализации и энергетических устройств;

разработать и принять план мероприятий по подготовке защитных сооружения к приему укрываемых, а именно утвердить план приведения защитного сооружения в готовность к приему укрываемых в соответствии с приложением № 12 Правил, в котором должны быть отражены мероприятия по приводу ЗС ГО в готовность, сроки их выполнения, потребные силы и средства, ответственные исполнители.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья подпись Н.Н. Попова

Мотивированное решение

составлено 09.07.2020