РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 октября 2013 года г. Батайск
Судья Батайского городского суда Ростовской области - Заярная Н.В.,
с участием истицы - ФИО1, представителя истицы - ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., представителя УЖКХ города ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре - Смирновой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрации <адрес> об обязании заключить договор социального найма.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 <данные изъяты> обратилась в суд с иском, ссылаясь на то обстоятельство, что в связи с трудоустройством в Арендный коллектив СУ-25 (впоследствии переименованный в МСФ ЗАО «СУ-25»), ей в ДД.ММ.ГГГГ. на период трудовых отношений была предоставлена комната № № состоящая из трёх помещений общей площадью 15,7 кв.м., жилой площадью 13,4 кв.м., в общежитии АК СУ-25, расположенном по адресу: <адрес>, которую она занимает до настоящего времени, в течение всего этого времени она несёт все обязанности, вытекающие из договора социального найма, а именно: предоставленные для проживания помещения использует по прямому назначению; регулярно производит оплату квартплаты и коммунальных платежей, несёт необходимые расходы по содержанию и ремонту, как закреплённых за нею помещений, так и общедомового имущества наравне с другими жильцами. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ. квитанции на оплату квартплаты и коммунальных платежей ей стали приходить на комнату под № № но той же общей площадью 15,7 кв.м., и жилой площадью 13,4 кв.м., в здании общежития № по <адрес>. Решение об изменении существующей нумерации комнат (помещений) общежития было принято единолично директором МСФ ЗАО «СУ-25» ФИО5 без уведомления об этом жильцов - работников строительной фирмы и без внесения необходимых изменений в технические и правовые документы на здание общежития. По этой же причине и в связи с передачей здания общежития в собственность муниципального образования «<адрес>» в ДД.ММ.ГГГГ. в Управлении жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ей было отказано в заключении договора социального найма на занимаемое ею помещение, комнату под № 18, т.к. их нумерация не соответствует её фактическому месту проживания, также как и её регистрация. Учитывая, что она никогда не выезжала из помещения комнаты № общежития по <адрес> в <адрес> и не переезжала ни в какое другое помещение под № №, что помещение комнаты под № было только перенумеровано руководителем бывшего собственника общежития без подтверждения её права занятия комнаты под вновь присвоенным № №, и что именно она на протяжении порядка пятнадцати лет является добросовестным пользователем оспариваемого помещения. С учётом изложенного, истица вынуждена была обратиться в суд с иском к Управлению Жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, администрации <адрес> об обязании заключить договор социального найма жилого помещения: фактически занимаемой ею комнаты по адресу: <адрес> ком. № по её фактической нумерации после проведения инвентаризации.
Истица ФИО1, её представитель - ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12), в судебном заседании исковые требования уточнили, просили суд обязать Управление Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заключить с ФИО1 <данные изъяты> договор социального найма на жилую комнату № площадью 13,4 кв.м., подсобное помещение № коридор площадью 1,8, помещение № встроенный шкаф площадью 0,5 кв.м. в коммунальной <адрес> в <адрес>.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства <адрес> ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 22), в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1 Суду пояснила, что действительно решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., принятым в рамках арбитражного дела № № и оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. и постановлением Федерального Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., договор купли-продажи арендованного государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ. № В/А, заключённый между Фондом имущества <адрес> и АОЗТ МСФ «Азовстрой» в части включения в состав выкупаемого имущества общежития, расположенного по адресу: <адрес>, был признан недействительным и в этой части судом были применены последствия недействительности ничтожной сделки посредством обязания МСФ ЗАО «СУ-25» передать в муниципальную собственность здание общежития лит. А, площадью 833,4 кв.м., по <адрес>. Этим же решением арбитражного суда на здание общежития лит. А, площадью 833,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, было признано право собственности за муниципальным образованием «<адрес>». Вместе с тем, исходя из положений ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которым - к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших.. государственным.. предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма следует, что общежития, которые принадлежали государственным предприятиям или учреждениям и были фактически переданы в ведение органов местного самоуправления в период после вступления в силу Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» утрачивают статус общежитий в силу закона; таким образом, правовой режим использования жилищного фонда в <адрес> в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. изменился уже в силу прямого указания в законе, и с этой даты названный дом должен использоваться только как многоквартирный жилой дом вне зависимости от наличия либо отсутствия решения органа местного самоуправления об его исключении из специализированного жилищного фонда; для жильцов данного дома предполагало возможность перезаключения договоров найма жилого помещения в общежитии на договора социального найма жилого помещения при условии, что они обладают правоустанавливающими документами, подтверждающими право предоставления фактически занимаемых ими помещений. Однако, как стало известно впоследствии, изменение существовавшей нумерации помещений общежития было проведено бывшим собственником МСФ ЗАО «СУ-25» без переоформления правоустанавливающих документов с жильцами. В результате чего истица ФИО1, будучи зарегистрированной в комнате № общежития № по <адрес> в <адрес>, фактически проживает в комнате № этого же общежития, которая ей МСФ ЗАО «СУ-25» не предоставлялась. Надлежащим ответчиком по иску ФИО1 является только Управление жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, поскольку в соответствии с пунктами 3.17 и 3.18 Положения об УЖКХ <адрес>, принятым решением Батайской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. № № Управление ЖКХ, а не Администрация <адрес>, осуществляет функции по учёту граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе, в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и служебных жилых помещениях (пункт 3.17), а также заключает договора социального найма жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3.18). Вместе с тем, заключить договор социального найма с ФИО1 во внесудебном порядке не представляется возможным по причине отсутствия у неё необходимых правоустанавливающих документов. С другой стороны, никто другой из жильцов <адрес> также не оспаривает своих прав на комнату № №; ФИО1 занимает её самостоятельно в течение длительного времени, несёт расходы по содержанию и ремонту занимаемых помещений, а также помещений, входящих в состав общедомового имущества, регулярно оплачивает квартплату и коммунальные платежи, имеет разрешительные документы на право вселения, занятия комнаты № № и как следует из данных технического паспорта на <адрес> и данных проектной документации по переводу, перепланировке и переустройству общежития в многоквартирный жилой дом коммунального типа по <адрес>, заказанных и полученных Управлением ЖКХ <адрес> для целей исключения данного дома из специализированного жилищного фонда, комната под № по месту расположения совпадает с комнатой под № №. Соответственно по данным технического паспорта на <адрес>, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. и с учётом проектной документации по переводу, перепланировке и переустройству общежития в многоквартирный жилой дом коммунального типа оспариваемая комната № включена в состав коммунальной <адрес> одной жилой комнатой № № площадью 13,4 кв.м., и двумя вспомогательными помещениями индивидуального пользования № № площадью 1,8 кв.м. (коридор) и № №, площадью 0,5 кв.м. (шкаф встроенный).
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судом надлежащим образом.
Суд, выслушав истицу, её представителя, представителя УЖКХ <адрес>, допросив свидетелей, изучив материалы дела, считает необходимым удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объёме по следующим основаниям:
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Но само право на судебную защиту имеет как процессуальный, так и материально-правовой аспекты. Наличие у истца права на судебную защиту в материально-правовом смысле определяется судом в процессе разрешения возникшего спора.
В силу положений ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также из действий участников жилищных отношений, которые в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
2) из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон связывает возникновение жилищных прав и обязанностей;
В силу ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.
Подпунктом 2 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения в общежитиях.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В силу ч. 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса РФ переход права собственности на жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечёт за собой прекращение договора найма такого жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения, муниципального жилищного фонда. либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нём на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 62 указанного Кодекса предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Судом установлено, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., принятым в рамках арбитражного дела № № и оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ. и постановлением Федерального Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., договор купли-продажи арендованного государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ. № В/А, заключённый между Фондом имущества <адрес> и АОЗТ МСФ «Азовстрой» в части включения в состав выкупаемого имущества общежития, расположенного по адресу: <адрес>, был признан недействительным и в этой части применены последствия недействительности ничтожной сделки: МСФ ЗАО «СУ-25» обязывалось передать в муниципальную собственность здание общежития лит. А площадью 833,4 кв.м. по <адрес> в <адрес>, а право собственности на вышеуказанное здание общежития лит. А, по адресу: <адрес>, было признано за муниципальным образованием «<адрес>». Во исполнение указанного судебного акта постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № «О приёме-передаче здания общежития, расположенного по адресу: <адрес>» были определены порядок, сроки и исполнители, ответственные за документальное оформление процедуры приёма-передачи указанного здания общежития. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права собственности на здание общежития лит. А, площадью 833,4 кв.м., за муниципальным образованием «<адрес>».
В целях исключения из специализированного жилищного фонда вновь принятого в муниципальную собственность здания общежития Управлением жилищно-коммунального хозяйства <адрес> на основании заказанной и разработанной проектной документации по переводу, перепланировке и переустройству помещений, общей площадью 833,4 кв.м., по <адрес> в <адрес> было получено уведомление о переводе помещений общежития в многоквартирный жилой дом коммунального типа № от ДД.ММ.ГГГГ., акт приёмочной комиссии о завершении работ по перепланировке помещений при переводе нежилого помещения в жилое от ДД.ММ.ГГГГ. и технический паспорт на многоквартирный жилой дом коммунального типа по <адрес> в <адрес>. Таким образом, документально подтверждено, что <адрес> по своему архитектурно-планировочному решению в настоящее время соответствует многоквартирному жилому дому коммунального типа, в котором сформированы 8 (восемь) самостоятельных коммунальных квартир, включающих жилые помещения, вспомогательные помещения индивидуального пользования и вспомогательные помещения общего пользования; при этом, ранее существовавшая нумерация помещений бывшего общежития изменена, существующая нумерация выполнена поквартирно и покомнатно для каждой отдельно взятой квартиры.
ФИО1 составом своей семьи в два человека, включая дочь ФИО6 в многоквартирном жилом доме коммунального типа по <адрес> занимает жилую комнату № площадью 13,4 кв.м., в коммунальной <адрес>, а также пользуются вспомогательными помещениями индивидуального пользования № площадью 1,8 кв.м. (коридор) и № площадью 0,5 кв.м. (шкаф встроенный), и пользуются помещениями общего пользования № площадью 0,9 кв.м. (служебная), № площадью 9,7 кв.м. (кухня) № площадью 2,1 кв.м. (коридор), № №, площадью 1,0 кв.м. (служебная), № и № № каждое площадью 0,4 кв.м. (служебные). При этом, на период до ДД.ММ.ГГГГ., т.е. на период до начала процедуры оформления передачи здания общежития по <адрес> в муниципальную собственность ФИО1 занимала эти же жилые помещения, но по договору найма жилого помещения в общежитии, заключённому с МСФ ЗАО «СУ-25».
В период после ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО1 занимает эти же помещения, но без какого-либо документального оформления, поскольку сам факт перехода права собственности на жилые помещения в общежитии, а также передача помещений общежития в ведение органов местного самоуправления в силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ и подп. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» влекут за собой и прекращение договора найма жилого помещения в общежитии и утрату статуса жилых помещений в общежитии; при этом, к отношениям по пользованию жилыми помещениями в домах, ранее принадлежащих предприятиям различных форм собственности и использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
При таких обстоятельствах и учитывая, что ФИО1 оспариваемые помещения занимает на законных основаниях и надлежащим образом выполняет все обязательства, вытекающие из договора социального найма жилого помещения, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявленные требований в полном объёме. Суд исключает администрацию <адрес> из числа ответчиков, т.к. спорное правоотношение подведомственно Управлению жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, которое является надлежащим ответчиком по данному делу.
С учётом изложенного, суд считает необходимым обязать Управление Жилищно-коммунального хозяйства <адрес> заключить с ФИО1 <данные изъяты> договор социального найма на жилую комнату № площадью 13,4 кв.м., подсобное помещение № коридор площадью 1,8, помещение № встроенный шкаф площадью 0,5 кв.м. в коммунальной <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Судья Н.В. Заярная
Решение в окончательной форме принято 9 октября 2013 года