ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2384/2015 от 29.04.2016 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу № 2-85/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 29 апреля 2016 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Полозкова Е.И.,

при секретаре Поповой М.Ю.,

с участием помощника прокурора Северского района С.А.М., представителя ответчика ООО «Ильский НПЗ» К.О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Северского района в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в доход государства 63 009 600 рублей в возмещение ущерба, причиненного в результате перекрытия ООО «Ильский НПЗ» верхнего слоя почвы земельных участков с кадастровыми номерами , , , принадлежащих на праве собственности ООО «Ильский НПЗ»,

УСТАНОВИЛ:

исполняющий обязанности прокурора Северского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в доход государства 63 009 600 рублей в возмещение ущерба, причиненного в результате перекрытия ООО «Ильский НПЗ» верхнего слоя почвы земельных участков с кадастровыми номерами , , принадлежащих на праве собственности ООО «Ильский НПЗ».

В обоснование заявленного требования ссылается на то обстоятельство, что ООО «Ильский НПЗ», являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , не использует их по целевому назначению, на вышеуказанных земельных участках с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного назначения выявлено отсутствие плодородного слоя почвы в результате проведения работ, связанных с перекрытием верхнего слоя почвы асфальтированнойой дорогой, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. начальника Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

В результате обмеров, произведенных кадастровым инженером Н.М.Н., общая площадь перекрытия верхнего плодородного слоя почвы составляет <данные изъяты> кв.м., при этом проекты рекультивации и разрешение на проведение внутрихозяйственных работ у ООО «Ильский НПЗ» отсутствуют.

Вина общества подтверждается постановлениями Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Россельхознадзора) , , которыми ООО «Ильский НПЗ» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, размер убытков определен главным почвоведом отдела БМХТИ Ш.А.А. в общей сумме 63 009 600 рублей.

Представитель ООО «Ильский НПЗ» К.О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила суд в удовлетворении заявленного требования отказать по основаниям, указанным в письменном возражении, приобщенном к материалам дела.

По ходатайству ООО «Ильский НПЗ» была проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Кубанское агентство оценки», на разрешение экспертам поставлены следующие вопросы:

-соответствуют ли произведенные и производимые работы на земельных участках с кадастровыми номерами , , проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» ., Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Главгосэкспертиза России»?

-в случае установления расхождений произведенных или производимых работ на земельных участках с кадастровыми номерами , , проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» -ООС 2013г., Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Главгосэкспертиза России», какова площадь незаконного перекрытия и каков размер убытков, причиненных землям сельхозназначения?

По результатам проведенной экспертизы представлено экспертное заключение, согласно которому экспертами были сделаны следующие выводы: произведенные и производимые работы соответствуют проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» -ООС 2013г., Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Главгосэкспертиза России». На земельных участках с кадастровыми номерами , , расположены линейные объекты. Кроме того площадь, заявленная в проектной документации, больше фактической площади перекрытия, установленной при проведении экспертизы. Площадь перекрытия линейными объектами меньше площади перекрытия по проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» и Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, незаконным данное перекрытие не является. Размер убытков рассчитать невозможно в связи с отсутствием оснований для их установления.

Суд, выслушав доводы участвующего в деле помощника прокурора Северского района С.А.М., представителя ответчика ООО «Ильский НПЗ» К.О.В.., исследовав материалы дела, пришёл к выводу об отказе в удовлетворении заявленного исполняющим обязанности прокурора Северского района требования, указанного в данном решении, в связи с его необоснованностью по следующим основаниям.

Прокуратурой Северского района по обращению П.В.Ф. совместно с государственным инспектором государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея С.А.С. и привлеченным в качестве эксперта главного почвоведа отдела БМХТИ ФГБУ «Краснодарская МВЛ» Ш.А.А. проведена проверка соблюдения градостроительного и земельного законодательства в деятельности ООО «Ильский НПЗ».

Прокурором Северского района было установлено, что ООО «Ильский НПЗ» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и информацией Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

При проведении осмотра совместно со специалистами Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Северского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, лаборатории МО ВФН Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и ИП Н.М.Н. (кадастровый инженер, номер квалификационного аттестата ) было выявлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью <данные изъяты> га, по мнению прокурора, не используется собственником для сельскохозяйственного производства, а именно: на части данного земельного участка выявлено отсутствие плодородного слоя в результате проведения работ, связанных с перекрытием верхнего слоя почвы асфальтированной дорогой.

Согласно результатам обмеров площадей перекрытия верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, плитами, асфальтированной дорогой, строениями, подъездными железнодорожными путями и т.д. площадь перекрытия верхнего слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м. Прокурор полагает, что на данной площади произошло уничтожение плодородного слоя почвы.

Также при проведении осмотра земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства общей площадью <данные изъяты> га на части данного земельного участка выявлено отсутствие плодородного слоя в результате проведения работ, связанных с перекрытием верхнего слоя почвы асфальтированной дорогой.

Согласно результатам обмеров площадей перекрытия верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, плитами, асфальтированной дорогой, строениями, подъездными железнодорожными путями и т.д. площадь перекрытия верхнего слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв. м.

Помимо прочего установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства общей площадью <данные изъяты> га не используется собственником ООО «Ильский НПЗ» для сельскохозяйственного производства, а именно: на земельном участке проводятся земельные работы по снятию и перемещению верхнего плодородного слоя почвы, изъятие нижележащих слоев почвы без разрешительной документации. В ходе проведенных земельных работ на данном земельном участке снятый слой вперемешку с ниже залегающими слоями почвы распределяется по данному земельному участку и уплотняется катками.

Таким образом, прокурор считает, что произведено самовольное снятие и перемещение верхнего плодородного слоя почвы на части земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. Снятая почва перемешана с ниже залегающими слоями грунта и складирована в валообразные кучи по периметру котлована, проекты рекультивации и разрешения на проведение внутрихозяйственных работ отсутствуют.

Кроме того, как следует из результатов обмеров площадей перекрытия верхнего слоя почвы площадь перекрытия верхнего плодородного слоя почвы гравийно-песчаной смесью, плитами, асфальтированной дорогой, строениями, подъездными железнодорожными путями и т.д. площадь перекрытия верхнего слоя почвы на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно произведенным специалистами Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея расчетам по исчислению размера вреда в стоимостной форме, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в связи с установленным фактом перекрытия поверхности земельных участков, принадлежащих ООО «Ильский НПЗ», размер причинённого ущерба составляет 63 009 600рублей.

В связи с чем, прокурором Северского района Краснодарского края вынесены три постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ., которые были направлены для рассмотрения и принятия решения по подведомственности в Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.

Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея постановлениями , , от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ильский НПЗ» было привлечено к административной ответственности по части 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения исполняющего обязанности прокурора Северского района с заявлением в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании 63 009 600 рублей в доход государства в возмещение ущерба, причиненного перекрытием земельных участках, принадлежащих на праве собственности ООО «Ильский НПЗ», в результате строительства на указанных земельных участках асфальтированных дорог.

При обращении с заявлением прокурором Северского района Краснодарского края не были учтены следующие обстоятельства.

В силу положений статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из содержания вышеназванных норм права следует, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. В этой связи в предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: факт причинения убытков, вина причинителя вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя и наступившими последствиями в виде наступления убытков, а также размер убытков.

При этом ответственность наступает при условии доказанности всех вышеперечисленных обстоятельств, а недоказанность хотя бы одного из них является основанием для отказа в удовлетворении заявленного прокурором требования.

Прокурор в обоснование противоправности поведения и вины ООО «Ильский НПЗ» ссылается на постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и республике Адыгея , , согласно которым ООО «Ильский НПЗ» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.

Однако на момент рассмотрения настоящего дела указанные выше три постановления Россельхознадзора признаны незаконными, противоречащими нормам действующего законодательства и отменены, что находит свое подтверждение вступившими в законную силу решениями судьи Прикубанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делам , , (л.д. 5-25 т. 4).

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решениями судьи Прикубанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делам , , установлены следующие обстоятельства.

ООО «Ильский НПЗ» принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами: , , .

В соответствии с частью 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

ООО «Ильский НПЗ» во исполнение соглашения, заключенного между Федеральной антимонопольной службой, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и ООО «Ильский НПЗ», осуществляет реализацию инвестиционной программы, направленной на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей ООО «Ильский НПЗ» (реконструкцию действующего нефтеперерабатывающего завода) предусматривающую увеличение производственных мощностей и поэтапный переход на производство видов нефтепродуктов, соответствующих новым европейским стандартам, и увеличение глубины переработки нефти.

Соглашение с федеральными органами исполнительной власти ООО «Ильский НПЗ» исполняется в установленные сроки, в связи с чем, в настоящий момент ведется проектирование и строительство новых объектов, в том числе строительство линейных объектов (дорог, капитальный ремонт ЖД путей).

Согласно п. 2.2 градостроительного плана установлены требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства. На вышеуказанных земельных участках согласовано размещение линейного объекта, в связи с чем, в градостроительном плане указано назначение объекта капитального строительства Железнодорожные пути необщего пользования.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, подразделяемые на категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Положениями статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусматривается возможность перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных со строительством линий связи (включая линейно-кабельные сооружения).

В связи с чем, ООО «Ильский НПЗ» обратилось к главе Администрации (губернатору) <адрес> с ходатайством от 12.11.2015г. о переводе земельных участков, в том числе спорных из категории земли сельскохозяйственного назначения – вид разрешённого использования для сельскохозяйственного производства, в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Распоряжением главы Администрации (губернатора) <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ. спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны и безопасности и земель иного специального назначения в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков.

Таким образом, по окончанию строительства спорные земельные участки будут переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Однако на момент проведения проверки на спорных земельных участках осуществлялось строительство линейных объектов на основании пункта 2 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующего порядок использования земель сельскохозяйственного назначения, которым предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставленных на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Следовательно, на период осуществления строительства линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения ООО «Ильский НПЗ» не обязано было вносить в ЕГРП и ГКН сведения об изменении целевого назначения земельных участков.

Кроме того по поручению ООО «Ильский НПЗ» была выполнена проектная документация: «Реконструкции ООО «Ильский НПЗ» внутризаводские сети и сооружения », получено Положительное заключение Государственной экспертизы

Раздел 3.8 тома 8 проекта предусмотрены мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова, а так же в составе рабочей документации разработан проект рекультивации: «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)».

На основании вышеуказанного проекта ООО «Ильский НПЗ» было получено разрешение на строительство линейных объектов, в том числе дорог.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся также проекты внутрихозяйственного устройства (проекты рекультивации нарушенных земель).

Статьей 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514, проекты территориального землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.

Кроме того согласно п. 2 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514, Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации: генеральной схемы землеустройства территории РФ, документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответствии с решениями органов государственной власти, документации, касающейся земель, находящихся в федеральной собственности.

Согласование иной землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства.

Согласно п. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О землеустройстве» внутрихозяйственное землеустройство проводится в целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны.

При проведении внутрихозяйственного землеустройства выполняются, в том числе, работы по разработке мероприятий по рекультивации нарушенных земель.

ООО «КНГК-Групп» в составе рабочей документации, в том числе, были разработаны «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)».

В соответствии с п. 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы (утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ N 525, Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству N 67 от 22.12.1995г.), выдача разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Однако до настоящего времени на территории Краснодарского края не принято и не вступило в законную силу Постановление об утверждении Порядка выдачи разрешений на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова и о внесении изменений в постановление главы Администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «О министерстве природных ресурсов <адрес>», для получения которого необходимо прохождение процедуры согласования проекта рекультивации.

ООО «Ильский НПЗ» и ООО «КНГК-Групп» обратилось в районную комиссии по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения по предприятиям АПК <адрес> о согласовании проекта землеустроительной документации: «Мероприятия по рекультивации нарушенных земель (Проект внутрихозяйственного землеустройства)» - Проект рекультивации нарушенных земель.

Комиссия в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. указала, что на основании приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. необходимо пройти согласование с Министерством природных ресурсов (<адрес>) и Роскомземом (в настоящее время Управление Росреестра по <адрес>).

Однако согласно ответу Министерства природных ресурсов <адрес> о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ. .2 к его компетенции не относится согласование проектов рекультивации земель, нарушаемых при выполнении внутрихозяйственных работ.

При этом проект рекультивации нарушенных земель, согласованный с местными органами Минприроды России и Роскомземом (в настоящее время Росреестр), включен в Перечень (рекомендуемый) материалов, представляемых при обращении за разрешением на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, утвержденный Приказом Минприроды России N 525, Роскомзема N 67 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Таким образом, согласно Положению «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (утв. Постановлением Правительства РФ от .), Положению о министерстве природных ресурсов <адрес>» (утв. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.), ни Росреестр, ни <адрес> не наделены полномочиями по согласованию проектов рекультивации земель при проведении внутрихозяйственных работ.

На основании вышеизложенного, поскольку на территории Краснодарского края порядок согласования проекта рекультивации земель при проведении внутрихозяйственных работ отсутствует строительство линейных объектов и проводимая рекультивация земель осуществляется ООО «Ильский НПЗ» на основании выданного разрешения на строительство, а рекультивация нарушенного плодородного слоя почвы - на основании утвержденных ООО «Ильский НПЗ» мероприятий по рекультивации нарушенных земель Проект внутрихозяйственного землеустройства – Проект рекультивации нарушенных земель, и на период строительства линейных объектов до октября 2016г. на землях сельхозназначения не требуется перевода земельного участка в иную категорию, что и похволяет суду сделать вывод об отсутствии в действиях ООО «Ильский НПЗ» состава административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Данные обстоятельства так же не были опровергнуты при проведении судебной землеустроительной экспертизы, согласно выводам которой произведенные и производимые работы соответствуют проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» ., Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФАУ «Главгосэкспертиза России». А именно, на земельных участках с кадастровыми номерами , , расположены линейные объекты. Кроме того площадь, заявленная в проектной документации, больше фактической площади перекрытия, установленной при проведении экспертизы.

Площадь перекрытия линейными объектами меньше площади перекрытия по проектной документации «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» и Положительному заключению государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, незаконным данное перекрытие не является. Размер убытков рассчитать невозможно в связи с отсутствием оснований для их установления (л.д. 60-195 т. 3).

С учётом вышеизложенного, а также и того, что исполняющим обязанности прокурора Северского района заявлено требование в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в пользу государства 63 009 600 рублей в возмещение ущерба, причинённого в результате перекрытия верхнего слоя почвы земельных участков с кадастровыми номерами , , , основанном на трёх постановлениях заместителя начальника Краснодарского МО ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, и о привлечении ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, вступившими в законную силу решениями судьи Прикубанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административных правонарушениях , и удовлетворены жалобы ООО «Ильский НПЗ» на постановления заместителя начальника Краснодарского МО ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и о привлечении ООО «Ильский НПЗ» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, указанные постановления отменены, и производство по указанным делам об административных правонарушениях прекращено за отсутствием в действиях ООО «Ильский НПЗ» состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (л.д. 5-25 т. 4), распоряжением главы Администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О переводе земельных участков в <адрес>» земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером , земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером , земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером , земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером , земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером , расположенные в <адрес>, находящиеся в собственности ООО «Ильский НПЗ», из категории земель сельскохозяйственного назначения переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, суд делает вывод о том, что в действиях ООО «Ильский НПЗ» по возведению линейных объектов на земельных участках, принадлежащих указанному обществу на праве собственности, не усматривается наличие вины, противоправности поведения, равно как и какого-либо вреда, причиненного путем перекрытия и возведения ООО «Ильский НПЗ» на земельных участках, принадлежащих ООО «Ильский НПЗ» на праве собственности, линейных объектов.

Так же доводы прокурора относительно того, что ООО «Ильский НПЗ» причинило убытки неопределённому кругу лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, не состоятельны на основании следующего.

Статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно статье 78 указанного выше Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации сформулированы общие основания ответственности за причинение вреда. Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее в данном решении постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 25) разъяснено следующее. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. В удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство (причинившем вред); вина такого лица предполагается, пока не доказано обратное.

Статья 57 Земельного кодекса РФ определяет, что возмещению в полном объеме (в том числе упущенная выгода) подлежат убытки, причиненные ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, а также временным занятием земельных участков (подпункты 2 и 3 пункта 1). В указанных случаях убытки возмещаются собственникам земельных участков (подпункт 2 пункта 2). Возмещение убытков осуществляется лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, а также лицами, деятельность которых влечет за собой ухудшение качества земель (пункт 3). Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5).

Правительством Российской Федерации разработаны Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц.

Правила предусматривают, что возмещение убытков осуществляется, в том числе, лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель (пункт 4). Размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями (пункт 5). При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель (пункт 9).

Пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Возникновение убытков (в виде упущенной выгоды) прокурор связывает с занятием ООО «Ильский НПЗ» в целях строительства линейных объектов – дорог на части земельных участков с кадастровыми номерами , .

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права , , собственником спорных земельных участков является ООО «Ильский НПЗ».

Таким образом, наличие убытков предполагает определенное уменьшение имущественной сферы потерпевшего, на восстановление которой направлены правила статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные в названной статье принцип полного возмещения вреда, а также состав подлежащих возмещению убытков обеспечивают восстановление имущественной сферы потерпевшего в том виде, который она имела до правонарушения.

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности и поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать совокупность таких обстоятельств, как наличие у истца законных прав или интересов, факт нарушения имеющихся у него законных прав или интересов, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.

Таким образом, убытки, связанные с ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц причинены непосредственно собственнику земельных участков и подлежат взысканию в его пользу. Следовательно, прокурор, предъявляя исковые требования, выступает в защиту интересов собственника земельных участков и не может требовать возмещения убытков в пользу третьих лиц, в настоящем случае в доход Российской Федерации.

Кроме того, как усматривается из материалов дела, причиной перемещения, перекрытия плодородного слоя почвы является строительство линейных объектов – автомобильных и железнодорожных дорог.

ООО «Ильский НПЗ» осуществляет строительство линейных объектов на части земельных участков сельскохозяйственного назначения на основании разрешения на строительство по правилам, установленным ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденным ООО «Ильский НПЗ» проектом рекультивации и проектной документацией: «Реконструкция ООО «Ильский НПЗ» внутризаводские сети и сооружения », Положительное заключение Государственной экспертизы

В настоящее время спорные земельные участки переведены в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, что подтверждено имеющимся в деле распоряжением главы Администрации (губернатора) <адрес>-р от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе земельных участков в <адрес>» (л.д. 2 т. 4).

Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, причинно-следственная связь между действиями ООО «Ильский НПЗ» по перемещению и перекрытию плодородного слоя почвы и возникшими у ООО «Ильский НПЗ» убытками отсутствует.

Поэтому оснований для удовлетворения заявленного исполняющим обязанности прокурора Северского района требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в доход государства 63 009 600 рублей в возмещение ущерба, причинённого в результате перекрытия верхнего слоя почвы земельных участков с кадастровыми номерами и у суда не имеется, что и является основанием для отказа в удовлетворении заявленного исполняющим обязанности прокурора <адрес> требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в доход государства 63 009 600 рублей в возмещение ущерба, причинённого в результате перекрытия верхнего слоя почвы земельных участков с кадастровыми номерами , и .

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявленного исполняющим обязанности прокурора Северского района Краснодарского края требования в интересах неопределённого круга лиц по иску к ООО «Ильский НПЗ» о взыскании в доход государства 63 009 600 рублей.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Северском районном суде 04 мая 2016 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в месячный срок со дня ознакомления с мотивированным судебным решением, то есть с 05 мая 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2016 года.

Председательствующий Полозков Е.И.