ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2385/17 от 25.10.2017 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-2385/2017 25 октября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Магаданский городской суд Магаданской области в составе

председательствующего судьи Благодёровой А.Н.,

при секретаре Рогове Д.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о взыскании расходов на приобретение билетов к месту проведения отдыха и обратно,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее – УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)), о взыскании расходов на приобретение билетов к месту проведения отдыха и обратно.

В обоснование требований истец указала, что является получателем пенсии по старости, в трудовых отношениях не состоит, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована. В мае 2017 года выезжала в г. Санкт-Петербург на отдых. Вернувшись с отдыха, обратилась к ответчику с просьбой компенсировать расходы на проезд, получила отказ в связи с отсутствием проездных документов.

Считает отказ незаконным, поскольку взамен маршрутных квитанций предоставила справки ООО «АэроМаг» о приобретении билетов по указанным маршрутам, посадочные талоны, полагая, что они содержат все необходимые для предоставления компенсации сведения, отвечают требованиям относимости и достаточности доказательств, подтверждающих факт проезда к месту проведения отдыха и обратно.

Согласно справкам, стоимость перелета в экономическом классе по маршруту Хабаровск-Москва составила 16 745 рублей, стоимость перелета по маршруту Москва-Санкт-Петербург составила 2 150 рублей, стоимость перелета по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Магадан – 35 455 рублей.

Со ссылкой на статью 34 Закона РФ от 19 января 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», просила взыскать с ответчика фактически понесенные расходы на приобретение билетов к месту проведения отдыха и обратно в размере 54 350 рублей.

В судебном заседании истец настаивала на исковых требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (далее по тексту решения – Закон).

В соответствии со статьей 34 Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила).

Указанные Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ФИО1 назначена пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 апреля 2010 года.

Согласно справке Межрайонной ИФНС России № 1 по Магаданской области от 05 сентября 2017 года, заявитель не является индивидуальным предпринимателем. Из трудовой книжки ФИО1 следует, что в трудовых отношениях она не состоит.

Истец проживает в районе Крайнего Севера, перечень которых утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029.

Таким образом, истец имеет право на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в соответствии с Правилами.

Наличие права у истца на оплату проезда к месту отдыха в 2017 году представитель ответчика не оспаривал, пояснив, что такое право имеется, частично оплата проезда истцу произведена.

ФИО1 обратилась через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в УПФР в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) с заявлением от 01 августа 2017 года о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отдыха до г. Санкт-Петербург и обратно в сумме 64 100 рублей.

07 августа 2017 года ответчиком принято решение о выплате компенсации стоимости проезда по маршруту Магадан – Хабаровск в размере 9 750 рублей, в компенсации проезда по маршруту Хабаровск – Москва, Москва – Санкт-Петербург, Санкт-Петербург – Магадан отказано в связи с тем, что отсутствуют проездные документы: электронные билеты/маршрутные квитанции.

В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.

Пунктом 2 Приказа Минтранса России от 08 ноября 2006 года № 134 установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее – Приказ № 134).

Данным Приказом № 134 утверждена Форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, в соответствии с пунктом 1 Формы, электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Согласно подпункту 2 пункта 1 Приказа № 134 электронный билет должен содержать следующую информацию: сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; дату отправления рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются); наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования; дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета.

Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) выдается пассажиру обязательно и является документом строгой отчетности.

Билет имеет следующую структуру: электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут-квитанция. При этом наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 05 февраля 2010 года № 03-03-05/18, электронный авиабилет оформляется не на бланке строгой отчетности и в случае его утраты восстанавливается путем повторной распечатки. В случае потери подлинников проездных документов могут быть представлены дубликат проездного документа или копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

В связи с утратой подлинников маршрутных квитанций, ФИО1 обратилась к агенту авиакомпании «Аэрофлот» - в ООО «АэроМаг».

В подтверждение пролета по маршруту Москва – Санкт-Петербург стоимостью 2150 рублей транспортной организацией ей предоставлены электронные билеты, заверенные АК «Аэрофлот» ООО «АэроМаг».

Так, в билете содержатся сведения о пассажире, а именно указаны имя, отчество и фамилия ФИО1, код перевозчика (SU), номер рейса 6036, дата и время отправления рейса (23:55, 22 MAY), наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса (MOW, LED), тариф (650), итоговая стоимость перевозки (2150), форма оплаты (указаны последние 4 цифры номера карты), наименование и код класса бронирования (NVO), код статуса бронирования (USED), уникальный номер электронного билета ().

Как следует из открытых и общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте авиакомпании ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в сети «Интернет», класс бронирования «N» относится к группе тарифов класса «Эконом», код бронирования «NVO» предполагает норму бесплатного провоза багажа в количестве 1 места, что составляет не более 23 килограмм.

В подтверждение пролета по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Магадан стоимостью 35 455 рублей истцом предоставлен электронный билет, заверенный АК «Аэрофлот» ООО «Аэромаг». В указанном билете содержатся сведения о пассажире, а именно указаны имя, отчество и фамилия истца, код перевозчика (SU), номер рейса (6037,6489), дата и время отправления рейса (16:20 и 20:10, 01 JUL), наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса (LED, MOW, GDX), тариф (30955), итоговая стоимость перевозки (35455), форма оплаты (указаны последние 4 цифры номера карты), сборы (4500), наименование и код класса бронирования (М, Т), код статуса бронирования (USED), уникальный номер электронного билета ().

Как следует из открытых и общедоступных сведений, размещенных на официальном сайте авиакомпании ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» в сети «Интернет», классы бронирования «М» и «Т» относятся к группе тарифов класса «Эконом», код бронирования «MVO» и «ТVO» предполагает норму бесплатного провоза багажа в количестве 1 места, что составляет не более 23 килограмм.

В подтверждение пролета по маршруту Хабаровск – Москва истцом предоставлен электронный билет, заверенный ООО «Аэромаг». В указанном билете предоставлены сведения о пассажире, а именно указаны имя, отчество и фамилия истца, код перевозчика (SU), номер рейса (6488), дата и время отправления рейса (12:00, 22 MAY), наименование и коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса (KHV, MOW), тариф (16560), итоговая стоимость перевозки (16745), форма оплаты (CASH), сборы (185), наименование и код класса бронирования (TVO), код статуса бронирования (USED), уникальный номер электронного билета ().

По утверждению истца, указанные билеты она приобретала за наличный расчет через туристическую компанию ООО «Альфа-Трэвел», которая для нее приобрела авиабилеты в авиакомпании.

Согласно справке ООО «Альфа-Тревел» от 22 сентября 2017 года, ФИО1 приобрела авиабилеты в экономическом классе обслуживания по маршрутам:

- г. Хабаровск - г. Москва на дату 22 мая 2017 года (номер авиабилета ). Стоимость авиабилета составила 16 745 рублей;

- г. Москва - г. Санкт-Петербург на дату 22 мая 2017 года (номер авиабилета ). Стоимость авиабилета составила 2150 рублей;

- г. Санкт-Петербург - г. Москва – г. Магадан на дату 01 июля 2017 года (номер авиабилета ). Стоимость авиабилета составила 35 455 рублей.

Посадочные талоны, подтверждающие факт перевозки истца компанией Аэрофлот по маршрутам Хабаровск-Москва, Москва-Санкт-Петербург, Санкт-Петербург-Москва, Москва-Магадан приобщены в материалы настоящего дела.

На основании изложенного, оценив в совокупности имеющиеся в деле письменные доказательства, суд приходит к выводу, что факт перевозки истца к месту отдыха, размер понесенных истцом расходов в заявленном размере нашли свое подтверждение и не оспариваются представителем ответчика.

Утрата ФИО1 маршрутных квитанции, выданных ей непосредственно при заключении договоров перевозки не может препятствовать реализации установленного законом права на получение компенсации, поскольку материалами дела подтверждается заключение договоров перевозки пассажира по маршрутам, указанным в иске, стоимость перевозки к месту отдыха истца в заявленном истцом размере, а также другие необходимые сведения, в том числе о том, что расходы понесены ФИО1, класс салона – экономический, наименование перевозчика – авиакомпания Аэрофлот и агентства, оформившего билет – ООО «Альфа-Тревел».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец по настоящему гражданскому делу освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственная пошлина в сумме 1 830 рублей 50 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) о взыскании расходов на приобретение билетов к месту проведения отдыха и обратно – удовлетворить.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) в пользу ФИО1 компенсацию расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно в размере 54 350 (пятьдесят четыре тысячи триста пятьдесят) рублей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в сумме 1 830 (одна тысяча восемьсот тридцать) рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 30 октября 2017 года.

Судья А.Н. Благодёрова