ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2385/2016 от 06.09.2016 Ейского городского суда (Краснодарский край)

Дело – 2385\ 2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 сентября 2016 г.

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Безроднева Г.Ю.

При секретаре Пидченко О.С.

Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЕГП Ейского района ООО «Бокс-140, ВСО «Водник» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов

УСТАНОВИЛ

Истец- Ейский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц предъявил иск к Администрации ЕГП Ейского района и ООО «Бокс-140, ВСО «Водник» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.

Истец просит суд Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бокс-140» устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов к акватории Таганрогский залив, Ейский лиман в створе РЦ «Атмосфера» г.Ейска, установив пандусы для спуска в воду инвалидов колясочников и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в соответствии п.4.1.14, п.4.1.15 СП. 5913330.2012.

Обязать администрацию Ейского городского поселения Ейского района устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, обеспечить доступность инвалидов:

- на территории пляжа в акватории в акватории Таганрогский залив, Ейский лиман в створе РЦ «Атмосфера» г.Ейска установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения в соответствии с п. 5.3.2 СП. 5913330.2012 (санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов со знаком доступности размером кабины не менее 1,65 х 1,8 м., шириной двери не менее 0,9м, пространством для разворота кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75м., пространством для разворота кресла – коляски диаметром не менее 1,4 м., с откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом);

- привести в соответствие с п.4.1.10, 4.1.15 СП. 5913330.2012 покрытие для передвижения, без выступов и перепадов высот, с тактильными средствами на покрытии тротуара, выполняющие предупредительную функцию, шириной 0,5-0,6 м. не менее чем за 0,8м. до препятствия, с плавным переходом между поверхностями на пути движения.

Свои требования обосновывает тем, что Ейской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к пляжам общего пользования и сопутствующим объектам пляжной инфраструктуры на территории города Ейска и Ейского района, по результатам которой установлено следующее.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Аналогичные требования законодательства предусмотрены ст. ст. 5, 11 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», согласно которым организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В силу ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Согласно ч.8 ст.3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 г. № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае», к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся: места отдыха, лесопарки, аллеи, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики государства и является публичной обязанностью всех вышеназванных лиц.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объекту социальной инфраструктуры относятся пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения.

Постановлением администрацией муниципального образования Ейский район 18 апреля 2016 № 154 «Об утверждении дислокации мест, планируемых для использования в целях массового отдыха на водных объектах на побережье Азовского моря, Таганрогского залива и Ейского лимана в границах муниципального образования Ейский район на купальный сезон 2016 года», постановлением № 261 от 06.06.2016 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Ейский район от 18 апреля 2016 № 154 «Об утверждении дислокации мест, планируемых для использования в целях массового отдыха на водных объектах на побережье Азовского моря, Таганрогского залива и Ейского лимана в границах муниципального образования Ейский район на купальный сезон 2016 года» определен перечень мест используемых в целях массового отдыха граждан – пляжей.

В силу п.15 ч.1 ст. 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

В соответствии с ч.1 ст.50 Водного кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса.

Часть 2 указанной статьи определено, что проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

На основании договора водопользования от 14.07.2014 № 00-06.01.00.001-М-ДРБВ-Т-2014-02117/00 ООО «Бокс-140» предоставлен в пользование участок акватории Таганрогский залив, Ейский лиман в створе РЦ «Атмосфера» г.Ейска.

Пунктом 2 указанного договора определено, что целью водопользование является использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей.

Ейской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства пляж, расположенный: в акватории Таганрогский залив, Ейский лиман в створе РЦ «Атмосфера» г.Ейска, признан не доступным для инвалидов, так как:

- на территории пляжа в нарушение п.4.1.14, п.4.1.15 СП. 5913330.2012 отсутствуют пандусы для спуска в воду инвалидов колясочников и лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; п. 5.3.2 СП. 5913330.2012 отсутствуют коляски для купания и спуска по пандусу, раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения; отсутствует санитарно-гигиеническое помещение для инвалидов со знаком доступности размером кабины не менее 1,65 х 1,8 м., шириной двери не менее 0,9м, пространством для разворота кресла-коляски рядом с унитазом не менее 0,75м., пространством для разворота кресла – коляски диаметром не менее 1,4 м., с откидными поручнями, штангами, системой тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом; п.4.1.10, 4.1.15 СП. 5913330.2012 покрытие для передвижения имеют выступы и перепады высот, отсутствует тактильные средства на покрытии тротуара, выполняющие предупредительную функцию, шириной 0,5-0,6 м. не менее чем за 0,8м. до препятствия, отсутствует плавный переход между поверхностями на пути движения.

Допущенные нарушения препятствуют реализации гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и реализации гражданских прав.

Представители ответчиков –Администрации ЕГП Ейского района и ООО «Бокс-140» с иском не согласны, поскольку территория которую истец называет пляжем и которая должна быть обустроена с учетом пользования ею инвалидами пляжем не является.

Представитель з\лица УСЗН в Ейском районе рассмотрение иска оставляет на усмотрение суда.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает, что иск удовлетворению не подлежит.

Так истец, настаивая на нарушении администрацией ЕГП Ейского района требований законодательства о социальной защите инвалидов, не указывает на то, что на территории центрального городского пляжа, находящегося в ведении администрации установлены и функционируют сооружения, обеспечивающие свободное передвижение и беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Таким образом, администрацией, в соответствии с подпунктом 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» созданы условия для массового отдыха жителей поселения и организовано обустройство мест массового отдыха населения.

Вместе с тем абсолютно не ясна позиция истца с определением понятия «пляжа».

Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 18 апреля 2016 года № 154 «Об утверждении дислокации мест, планируемых для использования в целях массового отдыха на водных объектах на побережье Азовского моря, Таганрогского залива и Ейского лимана в границах муниципального образования Ейский район на купальный сезон 2016 года» определена дислокация мест, планируемых для использования в целях массового отдыха населения на водных объектах в границах города Ейска.

Приложением № 1 к указанному постановлению определены объекты рекреации, их географические координаты и хозяйствующие субъекты, ответственные за эксплуатацию в границах города Ейска.

При этом к объектам рекреации, эксплуатируемым ООО «Бокс-140» пляжы не относятся (используются базы для стоянки маломерных судов в целях проката).

Доказательств предоставления юридическому лицу- ответчику ООО «Бокс-140» земельного участка для оборудования и эксплуатации пляжа заявителем не приводится.

Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2004 года № 835 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам (далее – ГИМС) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение). Пунктом 5 Положения предусмотрены основные функции ГИМС, а именно: осуществление учета, ежегодного освидетельствования баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Пунктом 5 Положения определены полномочия Роспотребнадзора по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства. Таким образом, к числу пляжей на территории Ейского городского поселения могут быть отнесены места для массового отдыха населения, не только согласованные с ГИМС, но и получившие санитарно-эпидемиологические заключения Роспотребнадзора. Согласно информации, предоставленной Роспотребнадзором (справка от 18 августа 2016 года № 19/972-16-24) указанные заключения, по состоянию на 18 августа 2016 года, выданы лишь 4-м лицам: ЗАО «Санаторий Ейск», МУП «ККБУ», УП «ДОЛСТ», ИП Деренченко В.В. Остальные юридические лица и индивидуальные предприниматели, указанные в постановлении главы муниципального образования Ейский район от 18 апреля 2016 года № 154, заключения Роспотребнадзора не получили. Данное обстоятельство указывает на необоснованность применения постановления от 18 апреля 2016 года № 154 в целях определения количества пляжей на территории города.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм по обеспечению инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Истец не поясняет почему именно администрация, помимо муниципального пляжа, должна оборудовать соответствующими сооружениями и частные пляжи. Каким образом администрация на чужом земельном участке сможет произвести строительные работы, связанные с возведением сооружений и прокладкой к ним коммуникаций. За счет каких средств должны производиться последующие ремонт, обслуживание и охрана возведенных конструкций. Данные мероприятия истцом даже не рассматриваются.

Согласно ГОСТу 17.1.5.02-80 «Гигиенические требования к зонам рекреации водных объектов» (пункт 1.6) оборудование зоны рекреации и обеспечение безопасности использования водоема и пляжа осуществляются организациями и предприятиями, в ведении которых находится или будет находиться зона рекреации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. На основании подпункта 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения Ейского района относится обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Истцом не рассматривается вопрос о создании препятствий для свободного доступа граждан к водным объектам в результате строительства в береговой полосе сооружений социальной инфраструктуры.

Указывая на обязанность администрации установить раздевалки для всех категорий инвалидов, санузел и душевые кабины для маломобильных групп населения заявитель, ссылаясь на пункт 5.3.2 СП 5913330.2012, упускает из виду, что пунктом 5.3.1 раздела 5 указанного Свода Правил предусмотрена установка раздевалок, санузлов и душевых кабинок для маломобильных групп граждан во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения. Размещение данных конструкций на таких объектах социальной инфраструктуры как пляжи, СП 5913330.2012 не предусматривает. Разделом 1 СП 5913330.2012 (пункты 1.1 – 1.2) установлено, что Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).

Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

Таким образом, обязательным условием для оборудования раздевалки для всех категорий инвалидов, санузла и душевой кабины для маломобильных групп населения является наличие здания, в котором имеются санитарно-бытовые помещения, а такового на указанной истцом территории ни у ООО «Бокс-140», ни у администрации ЕГП Ейского района не имеется.

На основании изложенного, суд, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

В иске Ейскому межрайонному прокурору в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ЕГП Ейского района и ООО «Бокс-140, ВСО «Водник» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов - отказать.

Срок обжалования решения – 1 месяц в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме 12 сентября 2016 г.

Судья: