№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 декабря 2017 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
секретаре Якимовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску прокурора города – курорта Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к ответчикам Комитету имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска, ФИО1 о признании действий незаконными, признании недействительными результатов конкурса, признании недействительным протокола,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор города Кисловодска, действуя в защиту прав и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ФИО1, в котором просит: признать незаконными действия комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в части организации и проведения ДД.ММ.ГГГГ открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под туристическое обслуживание, площадью 438 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, с нарушением требований ЗК РФ; признать недействительными результаты открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, категории – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под туристическое обслуживание, площадью 438 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, с нарушением требований ЗК РФ; признать недействительным протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, составленного по результатам проведения указанного аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которым победителем признан участник № – ФИО1
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения земельного законодательства в части организации и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, по результатам которой в деятельности комитета имущественных отношений администрации г.Кисловодска выявлены нарушения ЗК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. В соответствии с п. 3.20 Положения о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 16.02.2016 № 09-416, к одной из функций Комитета относится организация и проведение от имени городского округа города-курорта Кисловодска торгов по продаже земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды земельных участков с соблюдением требований земельного законодательства. Установлено, что на основании распоряжения председателя Комитета имущественных отношений 16.03.2017 № о проведении аукциона, приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении аукционной документации, в информационно - телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Правительства Российской Федерации www.torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования (под туристическое обслуживание, площадью 438 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Б, начальной ценой – 142 613 рублей. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам проведения аукциона победителем признан участник № - ФИО1, предложивший предпоследнюю сумму ежегодной арендной платы в размере 985455,83 рубля. Комитетом победителю аукциона письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ направлено три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка. В соответствии с протоколом аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что подписанные договоры аренды земельного участка в порядке ст. 39.12 ЗК РФ в Комитет не возвращены в срок, ФИО1 признан уклонившимся от подписания указанных договоров. Согласно указанному протоколу №, на основании п. 25 ст. 39.12 ЗК РФ участнику аукциона, сделавшим предпоследнее предложение - У, направлены копии трех экземпляров договоров аренды указанного земельного участка. Кроме того, протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ направлен в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> для включения ФИО1 в реестр недобросовестных участников аукциона. До настоящего времени договор аренды указанного земельного участка не подписан. Решением УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу № – РНУЗА - 2017, в удовлетворении требований Комитета о включении ФИО1 в реестр недобросовестных участников отказано. В настоящее время в производстве Кисловодского городского суда находится гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету о понуждении заключить договор аренды земельного участка. Проверкой установлено, что указанный аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка является недействительным по следующим основаниям. Земельный участок по <адрес> с кадастровым номером № не мог быть предметом аукциона, поскольку его границы накладываются на границы охранной зоны теплосетей, на земельный участок фактически не установлены предельные параметры разрешенного строительства. Организатором торгов допущены многочисленные нарушения установленной федеральным законодательством процедуры проведения аукциона. Так в силу ч. 1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок па участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной иены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (ч. 18 ст. 39.11 ЗК РФ). Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайге Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч. 19 ст. 39.11 ЗК РФ). В соответствии с п.4 ч. 22 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельною участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения, о сроке действия технических условии, о плате за подключение (технологические присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства). Таким образом, информация о наличии ограничений прав на земельный участок является существенной, и должна доводиться до претендентов в извещении о проведении аукциона. В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-105/2017-22630 об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> содержится указание на обременение части земельного участка, площадью 140 кв.м., охранной зоной тепловых сетей «Восточный луч». В нарушение требований п. 4 ч. 22 ст. 39.11 ЗК РФ сведения о наличии обременении на земельном участке не содержались в извещении № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Учитывая, что площадь самого земельного участка составляет 438 кв.м., а обременение составляет 140 кв.м. или 1/3 часть земельного участка, следовательно, на значительной площади указанного земельного участка без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений, производить земляные работы. В соответствии с пунктами 5,6 Типовых правил охраны коммунальных сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, а именно загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные сооружения и заборы, устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, и т.п. Из изложенного следует, что факт наложения охранной зоны участка тепловых сетей на земельный участок, являющийся предметом аукциона, исключает возможность осуществления строительства зданий и сооружений в соответствии с видом разрешенного использования на данном земельном участке в рамках установленной законом охранной зоны. Пункт 20 статьи 39.12 ЗК РФ запрещает заключение договора аренды, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона па официальном сайте. Согласно информации, отраженной на интернет сайте, протокол № от ДД.ММ.ГГГГ размещен на официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, датой договора должна быть дата не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Установление в проекте договора №, направленного на подписание ФИО1, даты подписания - ДД.ММ.ГГГГ, распространяет его действие на период, в течение которого договор не может быть заключен в силу закона. Следовательно, направленные Комитетом 3 экземпляра договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат требованиям пункта 20 статьи 39.12 ЗК РФ. Представленный комитетом имущественных отношений для подписания договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует аукционной документации, размещенной на официальном сайте. Действующее законодательство не допускает возможности внесения изменений в опубликованные перед проведением торгов договоры после завершения торгов. В тоже время представленный для подписания договор имеет отличия от проекта договора, опубликованного в аукционной документации. В проекте договора, размешенного на официальном сайте в пункте 3.1 указано: «размер арендной платы определяется на основании Протокола результатов аукциона, который является неотъемлемой частью договора». В Договоре № от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 3.1 указано: «Размер арендной платы определяется на основании Расчета арендной платы, который является неотъемлемой частью Договора». В проекте договора, размещенного на официальном сайте имеется пункт 3.4.1, а в Договоре № от ДД.ММ.ГГГГ этот пункт отсутствует. В проекте договора, размешенного на официальном сайте пункт 4.1 не предусматривает составление акта приема-передачи земельного участка. В Договоре № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 4.1 предусматривает подписание акта приема-передачи земельного участка. В проекте договора, размещенного на официальном сайте, пункт ДД.ММ.ГГГГ предусматривает право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды, внести право аренды в залог, в качестве вклада в уставной капитал без согласия арендодателя при условии его уведомления. В Договоре № от ДД.ММ.ГГГГ пункт ДД.ММ.ГГГГ. предусматривает право арендатора передавать свои права и обязанности по договору аренды, внести право аренды в залог, в качестве вклада в уставной капитал предварительно получив согласие арендодателя. Договор № от ДД.ММ.ГГГГ дополнен пунктами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Договор № от ДД.ММ.ГГГГ содержит фиксированную в процентном отношении (0,06%) неустойку, в отличие от проекта договора, размещенного на официальном сайте, где неустойка рассчитывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Указанные нарушения подтверждены решением УФАС по СК от ДД.ММ.ГГГГ№. В соответствии с ч. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступило обращение Д, в соответствии с доводами которого, указанный земельный участок не может быть предметом аукциона поскольку фактически является придомовой территорией многоквартирного дома по <адрес> «А» <адрес>. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> – Б, является местом отдыха для жителей многоквартирных жилых домов, находящихся в шаговой доступности, земельный участок благоустроен, установлена деревянная беседка, обустроена пешеходная дорожка вымощенная плиткой, вдоль дорожки установлены светильники, высажены плодовые деревья, установлены теплица и навес, то есть земельный участок является придомовой территорией многоквартирного жилого дома, фактически территорией общего пользования. Кроме того, с технической точки зрения участок имеет перепад абсолютных величин и его освоение может привести к изменению его техногенного состояния. Данные выводы подтверждаются актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ – А / 2017. Таким образом, при организации и проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по <адрес> допущены многочисленные нарушения требований ЗК РФ, совокупность которых говорит о признании торгов недействительными. Более того, аукцион завершился ДД.ММ.ГГГГ (протокол № о результатах аукциона), в настоящее время договор аренды земельного участка до сих пор не заключен, сроки, установленные ч.20 ст.39.12 ЗК РФ для заключения договора аренды, истекли. Кроме того, земельный участок по <адрес> - Б, являющийся предметом аукциона, не соответствует параметрам разрешенного строительства, установленным действующими Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города - курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с картой градостроительного зонирования, являющейся приложением к ПЗЗ, указанный земельный участок расположен в лечебно-профилактической зоне - ЛП. В силу градостроительного регламента использования территорий, в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров строительства, установленных ПЗЗ, площадь земельного участка, предназначенного под туристическую деятельность в зоне лечебно – профилактических и оздоровительных объектов, устанавливается в соответствии с муниципальным правовым актом, но не может быть менее 900 кв.м. В нарушение требований указанных нормативных актов, комитетом имущественных отношений выставлен на аукцион земельный участок площадью 438 кв.м., который не мог являться предметом торгов, и не может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством РФ порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений (п.3 ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ). Земельный участок, расположенный по <адрес> не мог быть предметом аукциона и в силу того, что на момент размещения извещения о проведении аукциона №, на момент проведения аукциона и составления по его результатам протокола от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении данного земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции. В соответствии со ст. 33.8 ПЗЗ, в редакции, утвержденной решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№, действовавшей па момент размещения извещения о проведении аукциона, проведения аукциона и составления протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№, коэффициенты застройки и плотности застройки установлены в соответствии с нормативно-правовыми актами <адрес>, а именно - в соответствии с приказом министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие нормативов градостроительного проектирования <адрес>». Однако указанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ утратил силу на основании приказа министерства строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ – о/д, вступившего в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликован па Официальном интернет - портале правовой информации <адрес> www.pravo.stavregion.ru - ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, на момент размещения извещения №, проведения аукциона и составления протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ№, параметры разрешенного строительства в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, фактически не были установлены, и в силу п. 3 ч. 8 ст.39.11 ЗК РФ, данный земельный участок не мог быть предметом аукциона. В соответствии с ч 1 ст. 449 ГК РФ, торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом признаны недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены иные нарушения правил, установленных законом. В связи с чем, прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ахрамеев А.В. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, пояснив суду, что при проведении оспариваемого аукциона ответчиком Комитетом имущественных отношений допущено ряд нарушений, которые в своей совокупности являются основанием для признания его недействительным. В частности, Комитетом при организации данного аукциона нарушены ряд процедурных моментов, что подтверждается решением ФАС принятому по заявлению Комитета имущественных отношений по признанию ответчика ФИО1 недобросовестным участником аукциона. Данное решение до настоящего времени никем не оспорено. Кроме того, при проведении аукциона Комитетом имущественным отношений не включено в качестве обременения спорного земельного участка наличие на нем тепловых сетей, которые занимают существенную часть земельного участка. Данное обстоятельство подтверждается приобщенными к материалам дела документами. Также полагают, что при размещении на официальном сайте извещения о проведении торгов, постановке на кадастровый учет земельного участка не были установлены предельные параметры разрешенного использования земельного участка. В соответствии с действующим законодательством предельные параметры определяются ПЗЗ. В соответствии с действовавшими ПЗЗ на момент размещения аукциона, установлено, что на спорный земельный участок коэффициент застройки, плотность застройки устанавливалась Приказом Министерства Строительства и Архитектуры СК № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанный приказ, на момент проведения аукциона утратил силу. Т.е. фактически на спорный земельный участок предельные параметры разрешенного строительства были не определены. В соответствии с требованиями земельного законодательства указанный земельный участок не мог быть предметом аукциона. Кроме того, учитывая, что до настоящего времени договор не заключен, считает, что в настоящее время при заключении договора аренды необходимо будет пользоваться действующими ПЗЗ, в соответствии с которыми, площадь спорного земельного участка значительно меньше минимальной площади земельных участков, выделяемых под аналогичное целевое использование. Иск прокурором подан в интересах муниципального образования, а также в интересах лиц проживающих в соседнем многоквартирном доме, которые пользовались спорным земельным участком, и неопределенного круга лиц, которые могли бы участвовать в проведении конкурса, так как извещение о проведении конкурса было опубликовано с нарушением действующего законодательства. Просит заявленные исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска – ФИО2, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании согласился с заявленными исковыми требованиями, пояснив суду, что Комитетом имущественных отношений был проведен оспариваемый аукцион. После проведения проверки прокуратурой <адрес> были выявлены нарушенные допущенные Комитетом при проведении конкурса. Полагает, что нарушения действительно имели место. Комитет имущественных отношений не располагал всей информацией, изложенной в иске прокуратуры, при проведении оспариваемого конкурса, поэтому считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, приложив письменные объяснения по делу, пояснив суду, в Кисловодском городском суде на рассмотрении находится гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Комитету имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска, ФИО1 о признании незаконным действий Комитета в части организации и проведения ДД.ММ.ГГГГ открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, признания недействительным его результатов и протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по его результатам. Одним из оснований признания аукциона недействительным является наложение земельного участка по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером № на границы охранной зоны теплосетей. Действительно, спорный земельный участок пересекался в середине охранной зоной теплосетей на момент проведения аукциона. По какой причине указанное обременение не было указано в извещении об информации неизвестно. Наличие обременения не препятствовало формированию спорного земельного участка в качестве объекта недвижимости. Вместе с тем, отсутствие указания на существующее обременение не влечет за собой признание оспариваемого конкурса незаконным, и не может быть причиной отмены аукциона. Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрена возможность признания торгов недействительными в случае нарушения порядка их проведения. Основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Законный интерес - это явление, производное от права, заключающееся в стремлении субъекта отношений к обладанию определённым социальным благом способом, который не противоречит существующим в обществе правовым установкам. При рассмотрении иска о недействительности торгов суд должен установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения. При этом по смыслу названных норм гражданского законодательства торги могут быть признаны недействительными в случае, когда допущены такие нарушения, которые могли повлиять на определение результата торгов. Согласно п.4 ст. 447 ГК РФ целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены за продаваемую вещь. По смыслу указанной нормы, извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи, наивысшей цены. В данном случае, предметом аукциона является право аренды земельного участка. Отсутствие в извещении об аукционе сведений о наличии обременения земельного участка, не могло лишить потенциальных арендаторов возможности принять участие в аукционе и ограничить их права, не могло повлиять на результаты аукциона, и, соответственно, не повлекло нарушение прав и законных интересов муниципального образования, а также неопределённого круга лиц. Истцом не представлены доказательства обращения в прокуратуру граждан или юридических лиц, лишённых возможности участвовать в аукционе именно по причине отсутствия в извещении о проведении аукциона сведений об обременении земельного участка по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером № охранной зоны теплосетей. Кроме того, он как победитель аукциона о наличии обременения земельного участка по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером № был информирован и считает, что наличие данного обременения не нарушало его права при проведении аукциона. В настоящее время тепловые сети «Восточный луч» вынесены за пределы земельного участка с кадастровым номером № собственниками данных сетей и не мешают для использования данного земельного участка по назначению. В любом случае наличие обременения на спорном земельном участке может нарушать права исключительно победителя аукциона и не может являться основанием для признания аукциона недействительным по иску третьих лиц. Также в исковом заявлении Прокурора указано, что одним из оснований признания аукциона недействительным является то, что на земельный участок фактически не установлены предельные параметры разрешённого строительства. Параметры разрешённого строительства, указанные в аукционной документации были установлены на основании Правил землепользования и застройки, утверждённых решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№, которые, в свою очередь, были установлены в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие нормативов градостроительного проектирования <адрес>», который ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу. В связи с чем, истец утверждает, что на момент проведения аукциона и подведения итогов по данному аукциону, в отношении земельного участка по <адрес> с кадастровым номером № не были определены предельные параметры разрешённого строительства и данный земельный участок не мог быть предметом аукциона. Считает данное утверждение истца необоснованным. Параметры разрешённого строительства, указанные в аукционной документации в отношении земельного участка по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером № были установлены на основании Правил землепользования и застройки, утверждёнными решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№. Данный нормативный акт на момент организации и проведения аукциона являлся действующим. Иных доказательств того, что во время организации и проведения аукциона данный нормативный акт не имел юридической силы, был отменен или признан недействительным и установленные ранее предельные параметры разрешённого строительства для спорного земельного участка не действовали, истцом не представлено. В исковом заявлении Прокурора также указано, что одним из оснований признания аукциона недействительным является то обстоятельство, что земельный участок, право аренды которого, являлось предметом аукциона, не соответствует параметрам разрешённого строительства, установленным действующими Правилами землепользования и застройки, утверждёнными решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и не может по своей площади быть меньше 900 кв.м. Считает данное утверждение истца необоснованным, так как параметры разрешённого строительства с названными характеристиками были установлены редакцией Правил землепользования и застройки от ДД.ММ.ГГГГ, на что и указывает сам истец, то есть позже формирования спорного земельного участка и проведения аукциона по продаже права его аренды. Также довод истца о том, что земельный участок, право аренды которого, являлось предметом аукциона, не соответствует параметрам разрешённого строительства, установленным действующими Правилами землепользования и застройки, утверждёнными решением Думы города-курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№, противоречит доводу истца о том, что на земельный участок фактически не установлены предельные параметры разрешённого строительства. Данные доводы истца являются взаимоисключающими и не могут быть приняты в качестве доказательств незаконности проведения спорного аукциона. В части доводов прокурора, что одним из оснований признания аукциона недействительным является то обстоятельство, что земельный участок, право аренды которого являлось предметом аукциона является придомовой территорией многоквартирного жилого дома по <адрес>А <адрес> и фактически является территорией общего пользования, считает данное утверждение истца необоснованным. Земельный участок по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером 26 : 34 : 020210 : 225 не может являться придомовой территорией многоквартирного дома по <адрес>А <адрес>, так как эти участки не являются смежными и не имеют общих границ. В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Земельный участок по <адрес>Б <адрес> с кадастровым номером 26:34:020210:225 не обладает характеристиками, в соответствии с которыми его можно было отнести к территории общего пользования на основании п. 12 ст. 1 ГрК РФ. Также истцом не представлено доказательств того, что на спорный земельный участок ранее были зарегистрированы какие-либо права жителей многоквартирного жилого дома по <адрес> не представлено доказательств наличия зарегистрированных прав на какие-либо объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке. Изложенные выводы подтверждаются целевым назначением спорного земельного участка. Кроме того, в исковом заявлении прокурора указано, что основанием признания аукциона недействительным являются многочисленные нарушения организатором торгов процедуры проведения аукциона. В качестве доказательств нарушений проведения аукциона, истцом представлено Решение УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу № – РНУЗА - 2017 об отказе требований Комитета о включении ФИО1 в реестр недобросовестных участников. Считает, что выводы, изложенные в Решении УФАС, свидетельствуют о нарушении Комитетом процедуры заключения договора аренды земельного участка по итогам аукциона, предусмотренной законодательством РФ, а не процедуры проведения аукциона. В настоящее время, ФИО1 обратился в Кисловодский городской суд с исковым заявлением к Комитету о понуждении заключить договор аренды по итогам аукциона по основаниям, изложенным, в том числе, в решении УФАС от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Нарушения Комитетом норм действующего законодательства затрагивают права победителя аукциона ФИО1, а не неопределённого круга лиц. В настоящее время однозначно сказать имеется ли теплосети на спорном земельном участке, либо они были перенесены он ответить не может, но земельный участок был перерыт, что свидетельствует о проведении земляных работ. Полагает, что данный вопрос не имеет юридического значения для рассмотрения данного дела. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
Представитель третьего лица Администрации города – курорта Кисловодска – ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала позицию ответчика Комитета имущественных отношений, согласившись с заявленными исковыми требования прокурора <адрес>.
Выслушав явившихся лиц, их представителей, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, материалы административного дела №, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
Как следует из ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения ст. 12 ГК РФ содержат перечень способов защиты гражданских прав, направлены на обеспечение государственной защиты прав и свобод и восстановление нарушенных прав.
В соответствии, со ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
В судебном заседании установлено, что как следует из материалов административного дела №, распоряжением Администрации города – курорта Кисловодска СК № – р от ДД.ММ.ГГГГ поручено ответчику Комитету имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска провести работы по формированию земельного участка из земель населенных пунктов из квартала с кадастровым номером № по <адрес> с разрешенным использованием: туристическое обслуживание, ориентировочной площадью 585 кв.м. и провести постановку земельного участка на государственный кадастровый учет.
Во исполнения распоряжения № – р от ДД.ММ.ГГГГ была разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане, согласованная с председателем комитета имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска и начальником управления архитектуры и градостроительства администрации города – курорта Кисловодска.
Данная схема была утверждена распоряжением УАиГ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 указанного распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ было решено осуществить постановку земельного участка на государственной кадастровый учёт в соответствии с ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221 – ФЗ.
На основании вышеуказанных распоряжений ДД.ММ.ГГГГ был подготовлен межевой план земельного участка, и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 438 кв.м., с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования – туристическое обслуживание, кадастровой стоимостью 1675595,28 руб., поставлен в качестве объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт.
При этом, сведения внесенные в ГКН имели статус «временные», что подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, находящейся в материалах административного дела №.
Постановлением Администрации города – курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ поручено Комитету имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска выступить организатором проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка посредством проведения открытого по составу участников и форме подачи заявок аукциона на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> – Б, площадью 438 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование - туристическое обслуживание, срок аренды – 10 лет. Начальный размер годовой арендной платы на земельный участок для заключения договора о предоставлении земельного участка на условиях аренды определить в размере 142 613, 00 рублей, задаток для участия в торгах установить размере 100 % от начального размера годовой арендной платы за земельный участок, что составляет 142 613, 00 рублей. Шаг аукциона установить в размере 3 % от начальной цены, что составляет 4278,39 рублей.
Согласно пункта 1.1 указанного постановления извещение о проведении аукциона необходимо было опубликовать на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, в общественно – политическом еженедельнике «Кисловодская газета».
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска издано Распоряжение №, которым принималось решение о проведение аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 438 кв.м., кадастровый № разрешенное использование – туристическое обслуживание, срок аренды 10 лет, размер задатка 100 % от начального размера годовой арендной платы за земельный участок, и о создании комиссии по проведению аукциона по продаже годового размера арендной платы земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ приказом Комитета имущественных отношений администрации города - курорта Кисловодска была утверждена аукционная документация на право заключения договора аренды земельного участка №.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 подал на имя Председателя комитета имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска ФИО4 заявку на участие в аукционе (лот №).
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО1 перечисил на счёт УФК по СК (КИО Администрации города – курорта Кисловодска) денежные средства в размере 142 613 рублей, задаток для участия в аукционе, размер которого был установлен Постановлением Администрации города – курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе № на право заключения договора аренды земельного участка был составлен протокол №, в соответствии с которым комиссией по проведению конкурса принято решение о допуске к участию в аукционе десяти человек, в том числе и ответчика ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ состоялся аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – Б, площадью 438 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование – туристическое обслуживание, срок аренды 10 лет.
Победителем аукциона был признан ответчик ФИО1, с ценовым предложением 985 455,83 рублей.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО1 были направлены три экземпляра проекта договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, которые им были получены, но не были возвращены в Комитет имущественных отношений администрации города - курорта Кисловодска, в связи с чем, протоколом № ответчик ФИО1 был признан уклонившимся от заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок.
После принятия решения о признании ответчика ФИО1, уклонившимся от заключения договора аренды, ответчик - Комитет имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска обратился в УФАС по СК России о внесении сведений в отношении ответчика ФИО1 в реестр недобросовестных участников.
В ходе рассмотрения материалов по обращению КИО администрации города – курорта Кисловодска, УФАС РФ были установлены несоответствия между проектами договора, размещенного на официальном сайте и направленного ФИО1 после проведенного аукциона, что нашло отражение в решение от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные несоответствия между проектами, истцом указаны в качестве основания заявленных исковых требований.
Действительно, статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ не предусмотрено право организатора аукциона вносить изменения отличные от редакции проекта договора, опубликованного в соответствии с п.23 ст.39.11 ЗК РФ, в редакцию договора, направляемого победителю аукциона.
Однако, указанные, несоответствующие закону, действия ответчика Комитета имущественных отношений, по мнению суда, не свидетельствуют о незаконности аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, и влияют лишь на оценку действий ответчиков по заключению договора аренды, и могут выступать в качестве основания для признания указанного договора недействительным в случае его оспаривания.
Кроме того, истцом по делу в условиях состязательности сторон не было представлено доказательств, что указанные действия ответчика Комитета имущественных отношений повлекли нарушения законных интересов и прав неопределенного круга лиц, либо муниципального образования, в защиту интересов которых истец обратился в суд с иском.
Также суд полагает, что доводы истца об отсутствии обременения в извещении о проведении аукциона не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим причинам.
Действительно, в соответствии с п.4 ч. 22 ст. 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, на дату опубликования указанного извещения.
Указанная информация о наличии ограничений прав на земельный участок является существенной, и бесспорно должна доводиться до претендентов в извещении о проведении аукциона.
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами, что на момент опубликования извещения спорный земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>Б <адрес> имел обременение, так как на части земельного участка, площадью 140 кв.м., находилась охранная зона тепловых сетей «Восточный луч», что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №
Данная информация о наличии обременений на спорный земельный участок не была отражена в извещении о проведении аукциона, что также не оспаривалось сторонами, и свидетельствует о допущенном нарушении действующего законодательства со стороны ответчика Комитета имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска.
Отсутствие указанной информации в извещении бесспорно могло нарушить права лица, признанного победителем конкурса, так как существование указанных обременений ограничивало права по использованию спорного земельного участка и несло дополнительные экономические затраты, связанные с переносом существующих сетей, если это было возможно с технической точки зрения.
Вместе с тем, по мнению суда, отсутствие указанной информации в извещении, с учётом проведения аукциона, определения победителя, который до настоящего времени не отказался от своих прав в отношении спорного земельного участка, не нарушает законных прав и интересов неопределенного круга лиц, не создавало препятствий и ограничений для неопределенного круга лиц для участия в оспариваемом аукционе.
Тем более, что отсутствие указанной информации не нарушало и не нарушает интересы и права муниципального образования, так как наличие каких – либо обременений на спорный земельный участок, снижающих перспективы его использования, могло повлечь за собой лишь уменьшение количества участвующих в аукционе лиц и снижение цены аукциона.
В связи с вышеизложенным, суд полагает, что вышеуказанные доводы истца не являются основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, так как в условиях состязательности сторон, истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов лиц, в интересах которых истец обратился в суд с иском по вышеуказанным основаниям.
Также суд полагает, что не является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> являлся местом отдыха для жителей многоквартирных жилых домов, находящихся в шаговой доступности, на котором была установлена деревянная беседка, обустроена пешеходная дорожка вымощенная плиткой, вдоль дорожки установлены светильники, высажены плодовые деревья, установлены теплица и навес, исходя из чего, истец пришел к выводу, что спорный земельный участок является придомовой территорией многоквартирного жилого дома, фактически территорией общего пользования.
Указанные обстоятельства, в условиях состязательности сторон, не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Жители многоквартирных жилых домом, которые по утверждению истца, отдыхали на спорном земельном участке, в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие ЖК РФ», ст. 36, 37 ЖК РФ, каких – либо прав в отношении земельного участка с кадастровым номером № не имеют, и доказательств обратного суду не представлено.
Установка данными жителями на спорном земельном участке каких – либо сооружений, без согласия на то собственника земельного участка, попадает по действие ст.222 ГК РФ, и влечет правовые последствия, указанные в данной норме праве.
Надлежащих допустимых доказательств, что спорный земельный участок, является придомовой территорией какого – либо многоквартирного жилого дома в судебном заседании представлено не было.
С учетом, вышеизложенного суд отклоняет вышеуказанные доводы истца, указанные им в качестве основания заявленных исковых требований.
Вместе с тем, суд считает, что доводы истца положенные им в обоснование заявленных исковых требований в части проведения торгов в отношении земельного участка на который не были установлены предельные параметры разрешенного использования земельного участка, являются обоснованными по следующим основаниям.
Как следует из п.3 ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и др.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Решением Думы города-курорта Кисловодска от 24.06.2016 N 65-416, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа города-курорта Кисловодска (спецвыпуск “Кисловодская газета” от 06.07.2016).
Указанные правила, в соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ, являлись документом градостроительного зонирования, в котором устанавливались территориальные зоны, градостроительные регламенты.
При этом, как следует из Правил землепользования и застройки, утвержденных вышеуказанным решением Думы города - курорта Кисловодска, данный нормативный акт в части установления градостроительных регламентов носил бланкетный (отсылочный) характер.
Величина коэффициента застройки, плотности застройки земельных участков, в соответствии с ПЗЗ, устанавливались в соответствии с нормативами градостроительного проектирования <адрес>, в частности Приказом Министерства Строительства и Архитектуры СК № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором и были определены конкретные величины указанных параметров.
Таким образом, с учётом юридической конструкции Правил землепользования и застройки, имеющих отсылочный характер, земельный участок может быть предметом аукциона, если в отношении него в установленном законодательством определены предельные параметры разрешенного строительства, т.е. в данном случае, должны одновременно действовать как Правила землепользования и застройки, так и приказ Министерства Строительства и Архитектуры СК № от ДД.ММ.ГГГГ.
В случае отмены, прекращения действия вышеуказанных правовых актов, в том числе и одного из них, по мнению суда, земельный участок не мог быть предметом аукциона, так как предельные параметры разрешенного строительства на него определены бы не были.
В судебном заседании установлено, что указанный приказ Министерства Строительства и Архитектуры СК № от ДД.ММ.ГГГГ утратил силу в связи с изданием приказа Министерства Строительства и Архитектуры СК от 28.03№ вступившего в силу на следующий день после дня его официального опубликования (опубликован на Официальном интернет - портале правовой информации <адрес> www.pravo.stavregion.ru - ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с утратой силы приказа Министерства Строительства и Архитектуры СК № от ДД.ММ.ГГГГ, законодательным органом местного самоуправления каких – либо изменений в Правила землепользования и застройки, для приведения их в соответствие с действующим законодательством в части определения предельных параметров разрешенного строительства, внесено не было.
Соответственно, на момент проведения аукциона ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок не отвечал требованиям п.3 ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ, в связи с чем, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объёме.
При этом, суд считает необходимым отметить, что доводы истца о несоответствии спорного земельного участка параметрам разрешенного строительства, установленным действующими Правилами землепользования и застройки, утвержденными решениями Думы города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ№ – 416, в редакции ДД.ММ.ГГГГ, подлежат отклонению, так как действие указанной редакции ПЗЗ распространяется на правоотношения возникшие после принятия указанной редакции и не имеет обратной силы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города – курорта Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к ответчикам Комитету имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска, ФИО1 о признании действий незаконными, признании недействительными результатов конкурса, признании недействительным протокола – удовлетворить.
Признать незаконными действия Комитета имущественных отношений администрации города - курорта в части организации и проведения ДД.ММ.ГГГГ открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № категории — земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под туристическое обслуживание, площадью 438 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации.
Признать недействительными результаты открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, категории - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под туристическое обслуживание, площадью 438 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Признать недействительным протокол от ДД.ММ.ГГГГ№, составленный по результатам проведения аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером №, в соответствии с которым победителем признан участник № – ФИО1
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья С.П.Стойлов