Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Рудничный районный суд
в составе председательствующего судьи Мельниковой Ю.А.
при секретаре ФИО3
с участием прокурора ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в
14 июля 2022 года
гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации о предоставлении жилого помещения и по встречному иску Администрации к ФИО1 о принудительном изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО4 обратились с исковым заявлением к Администрации , в котором просит обязать ответчика предоставить ей, с учетом состава семьи из двух человек, благоустроенное жилое помещение в , общей площадью не менее 42 кв.м. Указываект, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ,1, общей площадью 30,1 кв.м, которое признано аварийным и подлежит сносу на основании заключения межведомственной комиссии от Постановлению администрации от ДД.ММ.ГГГГ. Ею было получено Соглашение об изъятии недвижимости и доли земельного участка для муниципальных нужд. Согласно предоставленному ей отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка и жилого помещения, рыночная стоимость земельного участка и жилого помещения составляет 1 120 615 рублей, стоимость убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием, составляет 99 617 рублей.
Истец не согласилась на получение данной выплаты. Считает, что имеет право на получение жилья в натуре взамен изымаемого для муниципальных нужд, с учетом членов семьи 42 кв.м. общей площади жилого помещения – на семью из двух человек.
Администрация обратилась к ФИО1 со встречным исковым заявлением о принудительном изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником помещения №, комната 1 в многоквартирном доме по адресу: , на основании договора дарения комнаты в коммунальной квартире от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный в , в котором расположена квартира признан аварийным и подлежащим сносу.
Требование было направлено ответчикам письмом комитета по жилищным вопросам администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Срок для сноса дома установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку снос дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ за № принято постановление администрации «Об изъятии земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: , для муниципальных нужд».
По заданию администрации ООО «Бизнес Центр Акцент – Оценка» подготовлен отчет от ДД.ММ.ГГГГ№К об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме, для определения размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд, площадью 30,1 кв.м., по адресу: 4/1, (кадастровый №).
Согласно отчету рыночная стоимость объекта оценки составляет 1 110 000 рублей, из них стоимость земельного участка 10615 рублей, стоимость убытков собственника, причинённых изъятием объекта недвижимости – 99 617 рублей.
Администрацией подготовлено Соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд. Соглашение, отчет и выписки получены ответчиками ДД.ММ.ГГГГ.
Подписанное ответчиками Соглашение либо отказ от подписания Соглашения в администрацию не поступали.
Таким образом, у администрации имеются основания для обращения в суд с целью принудительного изъятия недвижимого имущества ответчиков для муниципальных нужд.
Истец просит изъять у ФИО1 для муниципальных нужд жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 30,1 кв.м., долю земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером общей площадью 1271 кв.м., пропорционально общей площади жилого помещения, расположенные по адресу: , комната 1, с выплатой возмещения в размере 1 120 615 рублей.
В судебное заседание представитель ответчик по первоначальному иску (истец по встречному иску) администрации не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела истец (ответчик) был извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств не поступало.
В судебном заседании истец по первоначальному иску – ответчик по встречному иску ФИО1 и ее представитель ФИО6, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнили исковые требования, просила обязать администрацию предоставить ФИО1 на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,10 кв.м, отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах – Кузбасс взамен изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения по адресу: – Кузбасс, , общей площадью 30,1 кв.м., встречные исковые требования признали частично.
Прокурор, участвующий в деле, ФИО5 в судебном заседании полагала подлежащими удовлетворению исковые требования по первоначальному исковому заявлению, а также по встречному исковому заявлению
Суд, выслушав истца и ее представителя по первоначальному иску (ответчика по встречному иску), исследовав письменные материалы дела, заключение прокурора, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8 части 1 и 2 статьи 19, части 1 и 2 статьи 35, часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно частям 1, 2, 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Порядок определения выкупной цены жилого помещения установлен частью 7 данной статьи, в соответствии с которой, при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В то же время, согласно части 8.2 данной статьи, граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч.7 данной статьи, размер, которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.8 и ч.8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.
Согласно части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.1-3, 5-9 настоящей статьи.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Таким образом, для применения норм ст. 32 ЖК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственнику жилого помещения требование о сносе этого помещения в разумный срок за счет его собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, регулируется Главой VII.1 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений, в том числе органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В силу пп. 4 п. 2 и п. 4 ст.56.3 ЗК РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 настоящей статьи, должно быть обосновано, в том числе решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст.56.2 данного Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 ст.56.6 ЗК РФ, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия.
Пункт 4 вышеуказанной статьи устанавливает, что в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
Подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ устанавливает, что в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия, а также направляет проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии со ст.56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст.56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного п.12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, и подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Свидетельством о государственной регистрации права , что ФИО1 является собственником комнаты в коммунальной квартире, площадью 30,10 кв. м., по адресу: (л.д. 12-13).
Заключением межведомственной комиссии выявлены основания для признания многоквартирного дома по адресу: аварийным и подлежащим сносу (л.д.).
Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные дома, указанные в приложении к настоящему постановлению, в том числе и многоквартирный дом, расположенный по адресу: , признаны аварийными и подлежащими сносу. Определен срок отселения физических и юридических лиц – не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81-82).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрация направила в адрес ответчика письмо с требованием о сносе дома по адресу: , признанного аварийным и подлежащим сносу, собственными силами в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
Судом установлено, что данное требование о сносе исполнено не было.
Постановлением Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, определен перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для муниципальных нужд, в котором числятся земельный участок и жилое помещение, расположенные по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена надлежащим образом заверенная копия постановления 1079 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрация направила ответчику ФИО1 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в пункте 4 проекта предусмотрен размер возмещения за изъятие объектов, который указан в отчете №К от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, находящегося в многоквартирном доме (л.д. 86).
Администрация направила ответчику ФИО1 проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в пункте 5 проекта предусмотрен размер возмещения за изъятие объектов, который составляет 1 110 000 рублей - стоимость жилого помещения, 10 615 рублей – стоимость доли в праве общей собственности на земельный участок, 99617 рублей - размер документально подтвержденных расходов (убытков), причиненных изъятием объекта недвижимости, с целью его подписания ФИО1 (л.д. 66-67, 88-89).
Указанное почтовое отправление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 87).
Размер возмещения определен органом местного самоуправления на основании отчета ООО «Бизнес Центр Акцент-Оценка» об оценке рыночной стоимости объекта №К от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-91).
Согласно п. 5.1. соглашения - размер возмещения за изъятие объектов, подлежащих изъятию, определен на основании отчета об оценке №К от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Бизнес Центр Акцент-Оценка» и составляет: стоимость жилого помещения – 1 110 000 рублей; стоимость доли в праве общей собственности на земельный участок – 10615 рублей; размер документально подтвержденных расходов (убытков), причиненных изъятием объекта недвижимости в соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ, но не более 99617 рублей.
Согласно п. 5.2. соглашения - администрация города обязуется предоставить правообладателю возмещение за изъятие объектов, подлежащих изъятию, путем перечисления денежных средств в сумме размера возмещения, указанного в п.5.1 настоящего соглашения об изъятии, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, на счет правообладателя, указанный в соглашении об изъятии или ином документе, направленном правообладателем в администрацию города заказным письмом с уведомлением по адресу: , , каб.252, комитет по жилищным вопросам администрации либо предоставленном правообладателем лично по указанному выше адресу администрации города вместе с соглашением об изъятии (л.д. 88-89).
Установлено, что ответчиком соглашение подписано не было в связи с несогласием с оценкой рыночной стоимости земельного участка и расположенного на нем жилого помещения.
Судом установлено, что срок заключения соглашений истек, соглашения не подписаны, стороны не достигли соглашение ни о выкупной цене, ни о форме предварительного возмещения (способах переселения) и других условиях изъятия.
В ходе судебного разбирательства судом предоставлялась возможность заключения соглашения о предоставлении жилого помещения, однако такого соглашения подписано не было, что сторонами не отрицалось, текст проекта такого соглашения суду не представлен, также администрацией не представлено доказательств отсутствия жилых помещений, которые могут быть предоставлены истцу-ответчику, их стоимость, а также отказ собственника от предложенных вариантов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
Поскольку процедура изъятия жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленная в ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдена, доказательств обратного суду не представлено, имеются основания, предусмотренные гражданским, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации для изъятия по требованию истца для муниципальных нужд квартиры и доли земельного участка у ответчика, в связи с чем, встречный иск подлежит удовлетворению в указанной части.
С учетом не согласия истца-ответчика с размером возмещения за жилое помещение и долю на земельный участок, судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости жилого помещения, доли на земельный участок пропорционально размеру общей площади жилого помещения, и размер убытков, проведение которой было поручено ООО «Сибирский межрегиональный центр «Судебных экспертиз» (л.д.160-162).
Согласно выводам заключения эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость жилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 30,1 кв.м., доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1271 кв.м., пропорционально размеру общей площади жилого помещения 30,1 кв.м., расположенного по адресу: , комната 1, в связи с изъятием указанного жилого помещения и доли земельного участка для муниципальный нужд составляет 1 603 000 рублей (рыночная стоимость жилого помещения – 1 443 000 рублей, рыночная стоимость доли земельного участка – 160 000 рублей).
Размер убытков, причиненных собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: , комната 1, в связи с изъятием жилого помещения и доли земельного участка для муниципальных нужд, включая убытки, которые понесет собственник жилого помещения в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском другого жилого помещения и оформления права собственности на него составляет 97000 рублей (л.д. 131-145).
В данном случае, суд считает заключение судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ допустимым доказательством по делу, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, так и Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», эксперт предупрежден об уголовной ответственности. Эксперт обладает необходимыми познаниями и квалификацией. В заключении изложено, почему эксперт сделал такие выводы, при этом эксперт исходил из своих специальных познаний. Экспертное заключение изложено ясно, полно, противоречий не содержит, не вызывает сомнений в правильности и обоснованности.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении экспертом при проведении экспертного исследования требований действующего законодательства, наряду с доказательствами содержания в заключение противоречивых или неясных выводов эксперта, истцом представлено не было, ходатайств о назначении дополнительной или повторной экспертизы стороны не заявляли.
Согласно ст.60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При этом суд не может принять в качестве допустимого доказательства по делу отчет №К, представленный ответчиком-истцом, поскольку заключение является мнением специалиста, который не предупрежден об уголовной ответственности, в то время как составленное на основании определения суда заключение эксперта в необходимой мере является подробным, содержит описание и ход экспертного исследования.
В силу ст. 289, 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании ст. 413 ГК РФ независимо от того, в частной или публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)», утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, Определение Верховного Суда Российской Федерации N 305-ЭС15-16772).
В соответствии с ч.7 ст.32 ЖК РФ и подпунктом «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество.
Таким образом, анализ правовой нормы с учетом разъяснений, содержащихся в п.20 вышеуказанного постановления Пленума ВС РФ № и Обзоре судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ), позволяет сделать вывод о том, что при определении выкупной цены должна учитываться рыночная стоимость жилого помещения и рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли собственников жилого помещения в праве общей собственности на такое имущество многоквартирного дома, в том числе доли на земельный участок под многоквартирным домом.
В силу изложенного, поскольку право собственности на квартиру в спорном доме зарегистрировано, то в силу статей 289, 290 ГК РФ, ранее действовавшего Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 5 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок под спорным домом перешел бесплатно в собственность собственников помещений в данном доме, в связи, с чем в выкупную стоимость включается стоимость доли ответчика в праве собственности на земельный участок.
Поскольку соглашение между сторонами о предоставлении истцом иного жилого помещения ответчикам (соглашение о намерениях с предметом – заключение договора мены жилого помещения) не заключалось, вопрос о выкупной стоимости и других условиях выкупа между сторонами не согласован, реализация и защита жилищных прав Ковалевых, связанных с признанием их жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции, возможны путем принятия решения об изъятии жилого помещения с условием равноценного возмещения.
Убытки, связанные с изъятием жилого помещения подлежат возмещению, поскольку в силу ч.6 ст.32 ЖК РФ, принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, исполнение решения не может быть поставлено под определенным условием.
При таких обстоятельствах, оценивая предоставленные доказательства в совокупности, нормы закона, суд считает необходимым изъять у ответчика для муниципальных нужд жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 30,1 кв.м., долю земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером , общей площадью 1271 кв.м., пропорциональную общей площади жилого помещения, расположенные по адресу: , ком.1.
Вместе с тем, судом установлено, что собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, ФИО1 избрала способ переселения путем предоставления ей иного жилого помещения.
Разрешая исковые требования о предоставлении ФИО1 в собственность бесплатно взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,10 кв.м., расположенное в черте , отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по , не применяя при этом положения предпоследнего абзаца раздела 5 региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы о доплате возникающей разницы за счет собственных средств в случае, если избрали в качестве способа переселения предоставление иного жилого помещения, суд считает подлежащими частичному удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 32 п.8 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено в замен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения на изымаемое жилое помещение
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилого помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г., утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Многоквартирный жилой дом по адресу: , был включен в региональную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» на 2019-2025 годы (далее – Программа).
Указанная региональная программа была утверждена постановлением коллегии администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ и направлена на решение проблемы переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, на создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, на снижение социальной напряженности в регионе; предполагается, что программа позволит обеспечить выполнение обязательств муниципальных образований перед гражданами, проживающими в условиях, непригодных для постоянного проживания, снизить социальную напряженность и улучшить архитектурный облик городов.
Задачами Программы, в том числе, являются строительство и приобретение жилых помещений для граждан, переселяемых из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ; переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ.
Основным мероприятием Программы является переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ.
Реализация мероприятия Программы проводится по следующим направлениям:
строительство многоквартирных жилых домов (включая окончание незавершенного строительства) для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма жилых помещений в признанных аварийными многоквартирных домах, или гражданам, являющимся собственниками жилых помещений в таких домах, по договорам мены (далее - переселяемые граждане);
приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных жилых домах для предоставления переселяемым гражданам;
приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах у лиц, не являющихся застройщиками, на рынке вторичного жилья для предоставления переселяемым гражданам (предоставляемые жилые помещения должны отвечать установленным санитарно-техническим требованиям, год ввода в эксплуатацию жилого дома, в котором расположены приобретенные жилые помещения, не может быть раньше 1995 года);
предоставление свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда;
выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, компенсационных выплат в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 16 Федерального закона.
Таким образом, Программой определен порядок переселения граждан из жилых помещений, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции на территории - Кузбасса.
При этом включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями частей 8, 8.1 и 8.2 статьи 32 ЖК РФ. Фактически речь в этом случае идет о реализации дискреционных полномочий законодателя, обладающего правом устанавливать дополнительные гарантии для лиц в зависимости от принятых на себя органами государственной власти и местного самоуправления обязательств.
Положениями Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что предоставляемое гражданам другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта (статья 89).
Из содержания вышеприведенных законоположений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
При этом суд полагает, что данный вывод применим не только к жилым помещениям, предоставленным по договору социального найма, но и к жилым помещениям, принадлежащим на праве собственности.
Учитывая, что многоквартирный жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчикам ФИО1 жилое помещение, включен в Региональную программу, суд приходит к выводу, что указанные лица имеют право выбора: получить выкупную цену за изымаемое жилое помещение или получить в собственность иное жилое помещение, равноценное изымаемому.
При этом, материалы дела не содержат сведений о том, что администрацией принимались меры для достижения с ФИО1 соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого; проект соглашения о намерениях не представлен; документов, подтверждающих отказ ответчика от предоставления другого жилого помещения в собственность, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, в материалах дела не имеется.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования ФИО1 в части предоставления ей в собственность жилого помещения взамен изымаемого по адресу: , ком. 1 - равнозначного благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,1 кв.м., расположенного в черте , отвечающего санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по , а также подлежат частичному удовлетворению встречные требования Администрации к ФИО1 о принудительном изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации о предоставлении жилого помещения на праве собственности удовлетворить.
Обязать Администрацию предоставить в собственность ФИО1 взамен жилого помещения по адресу: , равнозначное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 30,10 кв.м., расположенное в пределах , отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по , с зачетом стоимости изымаемого помещения в размере 1 700 000 рублей.
Встречные исковые требования Администрации к ФИО1 о принудительном изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд удовлетворить частично.
Изъять у ФИО1 для муниципальных нужд жилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 30,1 кв.м., долю земельного участка под многоквартирным домом с кадастровым номером , общей площадью 1271 кв.м., пропорциональную общей площади жилого помещения, расположенные по адресу: , ком.1.
Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления ДД.ММ.ГГГГ мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Рудничный районный суд .
Председательствующий: