ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2386/18 от 07.06.2018 Одинцовского городского суда (Московская область)

Дело №2-2386/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2018 года г.Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кулеша А.П.

при секретаре Бушко Р.С.,

с участием: истицы ФИО3,

представителя ответчика Министерства образования Московской области – ФИО4, действовавшей на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации Одинцовского муниципального района Московской области – ФИО5, действовавшая на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству образования Московской области, Управлению образования Одинцовского района и третьему лицу ФИО6 о компенсации расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истица первоначально обратилась в Одинцовский городской суд исковым заявлением о признании незаконным бездействия Управления образования Администрации Одинцовского района (Комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования системы Министерства образования Московской области), выразившегося в непредоставлении ФИО1 места в детском саду на октябрь 2017 года, и компенсации расходов, связанных с посещением ребенком коммерческого дошкольного учреждения за период с октября 2017 года по апрель 2018 года в размере 125800 руб. 00 коп.

Требования мотивированы тем, что ребенок имеет право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту в МДОУ) по месту жительства. Несмотря на постановку ребенка на учет для приема в муниципальное дошкольное образовательное учреждение 03.10.2014 г., в ЕИС по состоянию на 2017 год, ей не предоставлено место в МДОУ.

Действиями Администрации нарушает право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование и свидетельствует о ненадлежащем исполнении Администрацией полномочий, возложенных на нее законом.

Определением Одинцовского городского суда от 19.04.2018 года прекращено производство по делу в части обязания ответчика выдать путевку в детский сад, в связи с отказом истицы от этих требований, поскольку они удовлетворены в добровольном порядке (лд.69-70). В судебном заседании истец ФИО3 поддержала требования в части компенсации расходов, связанных с посещением ребенком коммерческого дошкольного учреждения, пояснив, что в настоящее время местом в дошкольном учебном заведении ребенок обеспечен.

Представитель Министерства образования Московской области ФИО4, действовавшая на основании доверенности не признала требований истца, просил учесть ее письменные возражения.

Представитель Управлению образования Администрации Одинцовского муниципального района ФИО5, действовавшая на основании доверенности, требования истца не признала и в удовлетворении их просила отказать, по доводам указанных в письменных возражениях. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО3, по следующим причинам.

Из материалов дела следует, что дочь истицы - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 03.10.2014 г. по день рассмотрения дела учтена в электронном списке заявлений о предоставлении мест в МДОУ 27 и 45.

Из предоставленных ответчиком сведений следует, что в установленном порядке по заявлению истицы от 28.05.2015 за ФИО1, зарегистрирована а в ЕИС ДОУ на получение места (в порядке убывания приоритета) в Детском саду- новостройке (АДРЕС). Детском саду-новосторойке ( АДРЕС) и МБДОУ ДС . По личному заявлению истицы оставлены 2 детских сада: МБДОУ ДС № и . На основании заявления ФИО1 было предоставлено в одном их избранных ДОУ в качестве приоритетных – МБДОУ ДС . В части исковых требований о восстановлении права на предоставление ребенку места МБДОУ истица отказалась, в связи с чем, 19.04.2018 года было вынесено определение Одинцовского городского суда о прекращении производства по делу по иску Министерству образования Московской области, Управлению образования Администрации Одинцовского района в части исковых требований об обязании выдать путевку в детский сад.

Преимущественного права на внеочередной или первоочередный прием в дошкольное образовательное учреждение у ребенка истца нет, очередь в приоритетные сады № и по состоянию на 03.10.2017 года у ребенка истицы не подошла, представить ребенку место в детском саду во внеочередном порядке не представляется возможным, без нарушения законодательства, прав других детей на дошкольное образование, тех, что состоят в очереди впереди ребенка истицы, а также тех, которые имеют льготы при приеме.

18.07.2017 года , ФИО3, был дан ответ, что возрастная категория ФИО1 на 01.09.2017 – дети от 2 до 3 лет. В желаемых садах на 2016-2017 учебный год соответствующие возрастные группы полного пребывания не комплектовались. Были предложены свободные места в муниципальных детских садах №,50, с возможностью последующего перевода, от которых истица отказалась.

Таким образом, права несовершеннолетнего ребенка нарушены не были, а потому отсутствуют основания для взыскании компенсации расходов, связанных с посещением ФИО1 коммерческого дошкольного учреждения «Осьминожки», по договору на оказание услуг по уходу за ребенком от 31.01.2017 года, заключенному с ИП ФИО2, которая является исполнителем по договору. Более того, согласно сведений из межрайонной инспекции налоговой службы по МО ИП ФИО2 услуги по дневному уходу за детьми предоставляются без образования юридического лица. Компенсация родителям детей, стоящих на учете в ЕИС ДОУ и не принятых в образовательное учреждение, расходов за посещение детьми коммерческих образовательных учреждений в связи с достижением детьми возраста трех лет ни законодательством РФ, ни законодательством Московской области, а также никакими иными нормами права не предусмотрена.

Более того, истица снята с регистрационного учета по месту жительства в Одинцовском районе и зарегистрирована по адресу: АДРЕС, своевременно не сообщила об изменении своей регистрации и не представила документов о регистрации своего ребенка в Управление образование, в суд также не представлены документы о регистрации по месту жительства или пребывание ее ребенка. Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры. Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона). Согласно положений статьи 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Порядок комплектования детских общеобразовательных организаций муниципального образования городской округ Одинцово регулируется Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 08.04.2014 № 293. детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ Одинцово утвержденного Постановлением Администрации Одинцовского района Московской области от 25.09.2015 № 3339, а также Порядком организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, созданию условий для присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных учреждениях Одинцовского муниципального района Московской области утвержденными Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 04.05.2016 3 2297.

С 21.02.2018 года и по настоящее время в Одинцовском районе действует Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории Одинцовского муниципального района Московской области от 20.02.2018 № 770, данные которых размещены в открытом доступе на официальном сайте Администрации в сети Интерне. В соответствии с пунктом названного Порядка списки комплектования детей в дошкольную образовательную организацию формируются согласно типу и номеру очереди, по каждой дошкольной организации, в строгом соответствии с очередностью детей, поставленных на учет.

В соответствии с п.п. 16.6.1 Административного регламента комплектование дошкольных учреждений осуществляется посредством ЕИС ДОУ, в автоматическом режиме. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. На основании Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Исходя из указанных положений законодательства, юридически значимыми для дела обстоятельствами являются: достижение ребенком двухмесячного возраста; отсутствие места в выбранных родителями для ребенка детских дошкольных образовательных учреждениях; в случае отсутствия мест в муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.Все права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Таким образом, реализация родителями несовершеннолетнего конституционных прав на получение их ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, в частности, путем обращения родителя в досудебном порядке в орган местного самоуправления по вопросу предоставления места в другом МДОУ, если отсутствует место в избранном детском дошкольном учреждении, а также учитывая, что реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее ребенка истца, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Предоставление без соблюдения очередности места в детском дошкольном учреждении ребенку административного истца, не имеющему права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в МДОУ, повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших на очередь ранее него, а также интересы детей, посещающих указанное дошкольное учреждение, в связи с нарушением норм САНПиН. Проанализировав причины непредставления на момент рассмотрения дела ребенку истца места в избранном муниципальном дошкольном образовательном учреждении (детском саду г.Одинцово) суд находит, что имеющиеся причины не связаны с противоправными действиями (бездействием) ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству образования Московской области, Управлению образования Одинцовского района и третьему лицу ФИО6 о компенсации расходов – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ А.П. Кулеша

Мотивированное решение составлено 28.08.2018