ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2387/14 от 22.05.2014 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2387/14РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 22 мая 2014 года

Центральный районный суд г.Хабаровска Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи: Губановой А.Ю.,

при секретаре Лобода Н.А.,

с участием:

представителей ответчиков Мороз ФИО8., ФИО1 ФИО9., ФИО2 ФИО10., Погребняк ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, открытому акционерному обществу «Дальлеспром» о признании действий незаконными и запрете рубок на особо охраняемой природной территории,

УСТАНОВИЛ:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, открытому акционерному обществу «Дальлеспром» о признании действий незаконными и запрете рубок на особо охраняемой природной территории. В обоснование заявленных требований указал, что Комсомольской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения требований лесного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях установлено, что в 2001 году на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ участки лесного фонда Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района Хабаровского края предоставлены ООО «Арка-лес» в аренду сроком на 25 лет для осуществления заготовки древесины. Данный договор аренды зарегистрирован в Хабаровском краевом учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации ). В сентябре 2008 года в порядке переоформления вышеуказанного договора на аренду участков лесного фонда между Правительством Хабаровского края и ООО «Арка-лес» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (договор аренды). Договор аренды прошел государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно данному договору ООО «Арка-лес» предоставлен в аренду для заготовки древесины на срок до 06.11.2026 лесной участок площадью 97331 га, условный номер , расположенный в Хабаровском крае Солнечном муниципальном районе Амгуньском лесничестве, номера кварталов Баджальского участкового лесничества, который целиком располагается на территории заказника федерального значения «Баджальский». В декабре 2010 года ООО «Арка-лес» преобразовано в ЗАО «Арка-лес», которое в свою очередь в сентябре 2011 года прекратило свою деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к ОАО «Дальлеспром». Единственным законным правопреемником ЗАО «Арка-лес» стало ОАО «Дальлеспром». Согласно приказу главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 17.07.1987 № 280, на территории Солнечного района Хабаровского края без ограничения действия создан республиканский зоологический заказник «Баджальский» (государственный природный заказник федерального значения «Баджальский»). Лесной участок, переданный в аренду ОАО «Дальлеспром» расположен на территории Баджальского участкового лесничества Амгуньского лесничества в Солнечном муниципальном районе на территории государственного природного заказника федерального значения. Данный факт подтверждается информационным ресурсом в сети интернет «Леса высокой природоохранной ценности Хабаровского края» по следующей ссылке - http://hcvf-khab.kosmosnimki.ru/?permalink=57CMX. Кроме того, наличие на территории Солнечного муниципального района заказника «Баджальский» подтверждается лесохозяйственным регламентом Амгуньского лесничества, утвержденным приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 352-п. Пунктом 5.4 «Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 № 404, установлено, что министерство природных ресурсов и экологии РФ утверждает государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий. Однако, в нарушение требований ч. 3 ст. 89 Лесного кодекса РФ управлением лесами Правительства Хабаровского края приказом от 13.11.2013 № 947П утверждено заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами предоставленных полномочий утверждено заключение экспертизы проекта освоения лесов. Незаконные действия управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, расположенного на территории Баджальского заказника, повлекли осуществление ОАО «Дальлеспром» рубок на территории указанного заказника. Приказом главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 17.07.1987 № 280 утверждено Положение о государственном заказнике «Баджальский», которым установлен режим государственного заказника «Баджальский». Согласно данному Положению в границах указанного заказника отсутствует разрешение на проведение на территории ООПТ сплошных рубок. Следовательно, на особо охраняемой природной территории государственного заказника «Баджальский» запрещены любые рубки лесных насаждений. Осуществление ОАО «Дальлеспром» на территории заказника рубок лесных насаждений наносит непоправимый ущерб среде обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, а также приводит к исчезновению лекарственных растений в связи с уничтожением мест их произрастания, что влечет причинение ущерба Российской Федерации. В связи с этим прокурор просит : признать незаконными действия управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97331 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Дальлеспром» для заготовки древесины
приказом от 13.11.2013 № 947П; признать приказ от 13.11.2013 № 94 7П «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ» незаконным; обязать управление лесами Правительства Хабаровского края отменить приказ от 13.11.2013 № 947П «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ»; обязать ОАО «Дальлеспром» прекратить рубки лесных насаждений на лесном участке, переданном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ до утверждения государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору в установленном законом порядке.

В судебное заседание прокурор не прибыл, уведомлялся надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не представил, в связи с чем суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без его участия.

В судебном заседании представители ответчиков заявленные исковые требования не признали, сославшись в обоснование возражений на то, что рассматриваемый лесной участок, предоставленный ОАО "Дальлеспром" и в целом Амгуньское лесничество, без какого-либо изъятия, расположены на землях лес­ного фонда, в категорию особо охраняемых природных территорий данный лесной участок не переводился. В связи с этим Управление в соответствии со своей компетен­цией и п. 1 ч.1 ст. 83 ЛК РФ во исполнение требования ч. 2 ст. 87 ЛК РФ утвердило в установленном порядке лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, на основании которого ОАО "Дальлеспром" разработало проект освоения лесов на арендованном участке, а также во исполнение тре­бований ст. 89 ЛК РФ провело государственную экспертизу указанного про­екта освоения лесов и утвердило соответствующее заключение оспаривае­мым приказом.

Суд, выслушав представителей ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в 2001 г. на основании Договора аренды участков лесного фонда от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного между Баджальским лесхозом и ООО «Арка-лес», последнему в аренду для осуществления заготовки древесины сроком на 25 лет предоставлены участки лесного фонда общей площадью 97, 317 тыс. га с запасом спелых и перестойных насаждений 6 509 тыс. кубометров, в том числе:

в лесах 2 группы в кварталах Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района Хабарвоского края на площади 49, 8 тыс. га;

в лесах 3 группы в кварталах Баджальского лесничества Баджальского лесхоза Солнечного района Хабаровского края на площади 47 517 тыс.га.

Данный договор аренды зарегистрирован в Хабаровском краевом учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (номер государственной регистрации ).

В ноябре 2008 г. в соответствии со ст.ст. 72 и 74 Лесного кодекса РФ, ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса РФ», в порядке переоформления вышеуказанного договора на аренду участков лесного фонда, между Правительством Хабаровского края и ООО «Арка-Лес» заключен Договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ который зарегистрирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (номер государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ.)

Согласно данному договору ООО «Арка-Лес» предоставлен в аренду для заготовки древесины на срок по 06 ноября 2026 г. лесной участок, площадью 97 331 га, условный номер , расположенный в пределах Амгуньского лесничества общей плошадью 1434 451 га, расположенный в Хабаровском крае, Солнечном муниципальном районе, Амгуньском лесничестве, номера кварталов Баджальского участкового лесничества.

В декабре 2010 г. ООО «Арка-Лес» преобразовано в ЗАО «Арка-Лес», которое, в свою очередь, в сентябре 2011г. присоединено к ОАО «Дальлеспром», в связи с чем правопреемником ООО «Арка-Лес» по всем его правам и обязательством стало ОАО «Дальлеспром»

Управлением лесами Правительства Хабаровского края приказом от 13.11.2013 № 947П утвердило заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Заявляя требование о признании незаконными действия управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97331 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Дальлеспром» для заготовки древесины приказом от 13.11.2013 № 947П, прокурор ссылается на то, что Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами предоставленных полномочий утверждено заключение экспертизы проекта освоения лесов, что привело к осуществлению ОАО «Дальлеспром» незаконных рубок на особо охраняемой территории государственного заказника «Баджальский».

С данным утверждением прокурора суд согласиться не может по следующим основаниям:

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, на прокурора, подавшего заявление в интересах Российской Федерации, действующим законодательством возложена обязанность предоставить доказательства в обоснование заявленных им требований.

Обосновывая заявленные требования, прокурор сослался в исковом заявлении на то, что предоставленный в аренду лесной участок относится к категории особо охраняемых природных территорий.

В подтверждение данной позиции прокурор сослался на приказ главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 17.07.1987 № 280 о создании на территории Солнечного района Хабаровского края без ограничения действия республиканского зоологического заказника «Баджальский» (государственный природный заказник федерального значения «Баджальский») и лесохозяйственный регламент Амгуньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 352-п.

Вместе с тем согласно Выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним №01/125/2012-485 от 19.07.2012 г., предоставленный в аренду ООО «Арка-Лес» лесной участок относится к категории земель лесного фонда. При этом доказательств того, что осуществлялся перевод данного лесного участка в категорию особо охраняемых природных территорий данный не представлено.

Отнесение земель или земельных участков в их составе к одной из установленных Земельным кодексом категорий земель является обязательным (п.1 ст. 14 ФЗ от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ» «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.п.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования является базовым принципом российского земельного законодательства (п/п.8 п.1 ст. 1 Земельного кодекса). Этот принцип означает публичное ограничение возможностей правообладателей земельных участков использовать их в иных, нежели установлено, целях.

В настоящее время законодательством предусмотрено семь категорий земель (ст.7 Земельного кодекса РФ):земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда: земли водного фонда; земли запаса.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ земельный участок должен относиться только к одной категории земель и образование земельного участка, относящегося одновременно к двум категориям, недопустимо.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления.

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлены особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.

В частности, в данной статье указано, что перевод земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель населенных пунктов) допускается в случае создания особо охраняемых территорий.

Таким образом, создание особо охраняемых территорий не влечет автоматический перевод земель другой категории в земли особо охраняемых территорий.

Из представленных ответчиками выписок из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок следует, что до настоящего времени органами публичной власти не предприняты установленные законом действия по переводу арендуемого ОАО «Дальлеспром» лесного участка из категории земель лесного фонда в земли, особо охраняемых природных территорий.

При таких обстоятельствах суд признает установленным тот факт, что арендуемый ОАО «Дальлеспром» лесной участок расположен на землях лесного фонда.

Согласно частям 1, 2 статьи 89 Лесного кодекса РФ государственная экспертиза проекта освоения лесов на лесном участке проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3.6 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21.09.2007 № 185-пр, управление лесами Правительства края проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов на территории края в пределах предоставленных полномочий.

Пунктами 16, 17 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий" (Утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2012 № 379) предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предоставляет услуги по утверждению государственной экспертизы проектов освоения лесов только в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

Ссылку прокурора на ч. 3 ст. 89 ЛК РФ и п. 5.4 Положения о Мини­стерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации суд признать обоснованной не может, поскольку данными нормами предусмотрено проведение Мини­стерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, к которым лесной участок, предоставленный в аренду ОАО «Дальлеспром» по Договору, не относится.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что утверждение проекта освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ОАО «Дальлеспром» по Договору, не является превышением пределов полномочий управления лесами Правительства края, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий управления лесами Правительства Хабаровского края по утверждению положительного заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 97331 га, переданного в аренду по договору от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Дальлеспром» для заготовки древесины приказом от 13.11.2013 № 947П, приказа от 13.11.2013 № 94 7П «Об утверждении заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ» и обязании его отменить, удовлетворению не подлежат.

Не находит суд оснований также для удовлетворения требований прокурора об обязании ОАО «Дальлеспром» прекратить рубки лесных насаждений на лесном участке, переданном по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, до утверждения государственной экспертизы проекта освоения лесов по указанному договору в установленном законом порядке.

Так, согласно приказу Рослесхоза от 18.12.2009 № 517 "Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесами, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении границ", а также в соответствии с лесохозяйственным регламентом Амгуньского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 22.12.2008 № 352-П, леса, расположенные на арендованном лесном участке, относятся к эксплуатационным лесам.

В соответствии со статьей 108 Лесного кодекса РФ, в эксплуатационных лесах допускается осуществлять все виды использования лесов, предусмотренные статьей 25 Лесного кодекса РФ, в том числе для заготовки древесины.

В соответствии с абзацем пятым пункта 3 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 181, лица, которым земельные участки, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, предоставлены в установленном законодательством Российской Федерации порядке в аренду, осуществляют использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с проектом освоения лесов и Положением о соответствующей особо охраняемой природной территории, а также на условиях договора аренды соответствующего земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Государственный природный зоологический заказник «Баджальский» учрежден, как указывает прокурор, Приказом Главохоты РСФСР от 17.07.1987 № 280 без ограничения срока его действия, по согласованию с Госпланом РСФСР на основании решения Хабаровского крайисполкома от 28.05.1987 № 259/1. Однако официально данный нормативный акт не опубликован, информация о сроках действия данного Приказа отсутствует.

Указанным Приказом Главохоты РСФСР от 17.07.1987 № 280 утверждено Положение «О государственном республиканском зоологическом заказнике «Баджальский» в Солнечном районе Хабаровского края».

Постановлением Губернатора Хабаровского края № 119 от 04 сентября 2008 г. отменена последняя действовавшая редакция Положения о заказнике от 28 января 2003 г.

Пунктом 5.2.355 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404, установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерацию утверждает положения о государственных природных заказниках федерального значения.

В настоящее время положение о государственном природном заказнике "Баджальский" уполномоченным органом государственной власти не утверждено, в связи с чем, как обоснованно указывают ответчики, статус заказника не определен, в связи с чем порядок рубок лесных насаждений на территории данного заказника регламентируется Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 181 «Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях».

Согласно абз. 2 п. 6 указанного Приказа, в лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.

При таких обстоятельствах суд признает обоснованными доводы ответчиков о том, что действующим законодательством на территории заказника «Баджальский» не запрещено проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, открытому акционерному обществу «Дальлеспром» о признании действий незаконными и запрете рубок на особо охраняемой природной территории, отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Дата изготовления мотивированного решения - 27.05.2014г.

Председательствующий судья А.Ю.Губанова