ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2387/22 от 16.06.2022 Истринского городского суда (Московская область)

2-2387/22

Уид 50RS0015-01-2022-002839-12

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Истринский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бардина М.Ю.,

при секретаре Зименко П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Левыкиной Е.И. об обязании демонтировать ограждение,

у с т а н о в и л:

Комитет лесного хозяйства Московской области предъявил иск к Левыкиной Е.И. об освобождении участка. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации Левыкиной Е.И. При этом Левыкина Е.И., являясь арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка <данные изъяты> арендованного для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водоемов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, в нарушении <данные изъяты> вышеуказанного договора аренды лесного участка, установила сплошное металлическое ограждение, что не предусмотрено проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о необходимости произвести демонтаж установленного забора <данные изъяты> Однако до настоящего времени ответчиком металлический забор не демонтирован, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ В соответствие с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества <данные изъяты> Договора аренды лесного участка, обязывает арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актам Российской Федерации и договором. Согласно <данные изъяты>. Договора, арендатор не в праве препятствовать доступу граждан на арендованный участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации. Просил: Обязать Левыкину Е.И., демонтировать ограждение, установленное по периметру лесного участка с <данные изъяты> переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ., расположенного <данные изъяты>

Представитель истца Кондратьева Л.С. иск поддержала.

Ответчик в судебное заседание не явился.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении государственного лесного надзора государственным лесным инспектором выявлен факт нарушения лесного законодательства Российской Федерации Левыкиной Е.И. : Левыкина Е.И., являясь арендатором лесного участка на основании договора аренды лесного участка <данные изъяты> арендованного для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водоемов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, в нарушении <данные изъяты> вышеуказанного договора аренды лесного участка, установила сплошное металлическое ограждение, что не предусмотрено проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ. Исх. в адрес ответчика была направлена претензия с требованием о необходимости произвести демонтаж установленного забора <данные изъяты> Однако до настоящего времени ответчиком металлический забор не демонтирован, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствие с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества <данные изъяты> Договора аренды лесного участка, обязывает арендатора использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актам Российской Федерации и договором. Согласно <данные изъяты> Договора, арендатор не в праве препятствовать доступу граждан на арендованный участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации. Арендованный лесной участок может быть огорожен, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

Суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и др.

Согласно ст. 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.

Статьями 88 и 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освоение лесного участка может осуществляться только на основании проекта освоения лесов, в отношении которого проведена государственная экспертиза и получено положительное заключение.

Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает закрытый перечень оснований для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 года N 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и годных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Исходя из вышеуказанных норм использование лесов в соответствии с целями для которых лесные участки предоставлены в аренду возможно только в соответствии с утвержденным и разработанным в установленном порядке проектом освоения лесов. При этом, проект освоения лесов имеет статус разрешительного документа, в отсутствие (отклонении) которого любые работы на арендованных лесных участках, в том числе строительные, не допускаются.

В силу статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно ст. 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Требовать устранения нарушений права в силу статьи 305 ГК РФ принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В соответствии со ст. 13 ЛК РФ В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 21 ЛК РФ В целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог. Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р

Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. N 1283-р

Ограждение (забор) не относится к объектам лесной инфраструктуры и не включен в перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов.

Поскольку строительство ограждения по периметру лесного участка не допускается, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить.

Обязать Левыкину Е.И., демонтировать ограждение, установленное по периметру лесного участка <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Истринский городской суд, заявление об отмене заочного решения может быть подано в Истринский городской суд в течение 7 дней со дня вручения копии решения.

Председательствующий:

Решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.