ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2388/2022 от 24.08.2022 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-2388/2022

УИД: 50RS0044-01-2022-003199-14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года г. Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Купцовой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яговдик И.А.,

с участием:

представителя истца АО «Мособлгаз» Ивкиной М.С., действующей на основании доверенности № 12-07/132 от 25.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Мособлгаз» к Реуковой Людмиле Ивановне о нечинении препятствий в газификации,

У С Т А Н О В И Л :

АО «Мособлгаз» обратилось в суд с иском к Реуковой Л.И. об обязании не чинить препятствия по подключению жилых домов, расположенных по адресу: д. Бутурлино, городского округа Серпухов Московской области к распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 220 метров с кадастровым , расположенному по , в целях исполнения программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» и выдать согласие на такое подключение, в случае неисполнения ответчиком решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, согласие на подключение жилых домов, считать полученным, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

В обосновании исковых требований АО «Мособлгаз» указывает, что осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию 21.04.202l Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятии предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 № 929/34 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года"). АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз". Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам". Реуковой Л.И. на праве собственности принадлежит распределительный газопровод низкого давления к жилому дому, протяженностью 220 м с кадастровым , расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Бутурлино. Деревня Бутурлино включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод-источник находится в границах населенного пункта. Согласно программе социальной газификации в л. Бутурлино подлежит газификации 9 негазифицированных жилых домов. В связи с этим жители д. Бутурлино получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Бутурлино, к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с Администрацией городского округа Серпухов. Газопровод-источник обладает достаточной пропускной системой способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Бутурлино. АО «Мособлгаз» 29.09.2021 обратилось к ответчику Реуковой Л.И. за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. Бутурлино. В связи с тем, что пропускная способность газопровода-источника и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, то права ответчика подключением от газопровода-источника не будут нарушены. Администрация г.о. Серпухов направила в адрес АО «Мособлгаз» письменный отказ Реуковой Л.И. на подключение к газопроводу-источнику. В адрес АО «Мособлгаз» ответ ответчика не поступал. Газопровод- источник ответчика Реуковой Л.И. не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации.

Представитель истца АО «Мособлгаз» по доверенности Ивкина М.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила удовлетворить в полном объеме и пояснила, что Приказом ФАС России от 16.08.2018 №1151/18 утверждены Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Пункт 46 Методических указаний не предусматривает в составе размера расходов газораспределительной организации на выполнение мероприятий в рамках догазификации компенсацию затрат правообладателей газопроводов-источников (основных абонентов) по строительству и эксплуатации газопроводов-источников. В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Положения действующего законодательства РФ предусматривают компенсацию экономически обоснованных расходов по эксплуатации газораспределительных сетей путем получения газораспределительными организациями денежных средств в счет оплаты услуг по транспортировке газа посредством регулируемого тарифа. Государственное регулирование тарифов на транспортировку газа является единственным правовым инструментом получения денежных средств собственниками газораспределительных сетей. Других способов получения компенсации затрат собственниками газораспределительных сетей по их содержанию гражданское законодательство не содержит. Вместе с тем, уполномоченным органом соответствующий тариф по транспортировке газа по газопроводу-источнику истцу не устанавливался. Таким образом, правовые основания для компенсации расходов на строительство газопровода-источника отсутствуют.

Ответчик Реукова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом путем направления судебной повестки заказным письмом по месту жительства, мер по получению судебного извещения ответчик не предприняла, заказное судебное письмо по истечению срока хранения в отделении связи возвращено в адрес суда. Дополнительно ответчик извещалась о слушании дела путем направления СМС-извещения, которое ответчику доставлено.

Представитель третьего лица Администрации г.о. Серпухов Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ранее направил письменные пояснения, в которых не возражал против удовлетворения исковых требований, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 76).

Представители третьих лиц Министерства энергетики Московской области и ООО «Аверс» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Третье лицо Плотников Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 80).

При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.

21.04.2021 Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года").

Из представленных суду документов следует, что АО "Мособлгаз" осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз".

Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих "основным абонентам".

В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора "основной абонент" - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединенными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа" (Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (ред. от 19.03.2020) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и р признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в соответствии с которым "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).

Судом установлено, что в собственности ответчика Реуковой Л.И. находится сооружение - распределительный газопровод низкого давления к жилому дому, протяженностью 220 м с кадастровым , расположенный по (л.д. 8-12).

Как установлено судом, д. Бутурлино г.о. Серпухов включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации.

В материалы гражданского дела представлены: копия договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газорапределения в рамках догазификации, заключенного между АО «Мособлгаз» и Плотниковым Е.А. (л.д. 21-25), технические условия на подключение газоиспользхующего оборудования (л.д. 26-27), заявка Плотникова Е.А. о заключении договора о подключении в рамках догазификации принадлежащего ему домовладения по (л,д. 25), выписки из ЕГРН, подтверждающие принадлежность Плотникову Е.А. жилого дома и земельного участка, расположенных в д. Бутурлино г.о. Серпухов (л.д. 30-34).

Газоснабжение жилых домов, расположенных по , к газопроводу-источнику, принадлежащему ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с Администрацией городского округа Серпухов. Газопровод-источник обладает достаточной пропускной системой способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа, с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа д. Бутурлино.

АО «Мособлгаз» 29.09.2021 обратилось к ответчику Реуковой Л.И. за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в д. Бутурлино (л.д. 16-19).

Заявлением на имя начальника территориального отдела Данковский Администрации г.о. Серпухов Реукова Л.И. сообщила об отказе в подключении к принадлежащему ей на праве собственности газопроводу низкого давления любых потребителей на безвозмездной основе (л.д. 20 об).

Как указывает истец, пропускная способность газопровода-источника, принадлежащего ответчику, и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей.

Суд считает, что уклонение ответчика Реуковой Л.И. от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод- источник ответчика Реуковой Л.И. не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является ее частью. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (редакция от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.07.2021) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1370, поставщики й покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с 01.09.2021) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Таким образом, суд считает, что ответчик Реукова Л.И., уклоняясь от дачи согласия на подключение к принадлежащему ей на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в д. Бутурлино г.о. Серпухов, злоупотребляет своими правами и нарушает действующее законодательство.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Уклоняясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении к газопроводу, ответчик Реукова Л.И. препятствует АО "Мособлгаз" в выполнении мероприятий по социальной газификации жилых домов в указанном населенном пункте. В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.

Как видно из материалов гражданского дела газопровод ответчика завершен строительством, однако до настоящего времени в д. Бутурлино остаются негазифицированными 9 жилым домов. В свою очередь, выполнение истцом АО "Мособлгаз" возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в д. Бутурлино без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.

Суд отмечает, что ответчик Реукова Л.И. при причинении ей убытков подключением к газопроводу новых абонентов, вправе в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с представлением подтверждающих доказательств.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, с ответчика следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., подтвержденные документально.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования АО «Мособлгаз» (ИНН5032292612) удовлетворить.

Обязать Реукову Людмилу Ивановну, рождения, уроженку (ИНН ), не чинить препятствия АО "Мособлгаз" по подключению жилых домов, расположенных по адресу: д. Бутурлино, городского округа Серпухов Московской области к распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 220 метров с кадастровым , расположенному по , в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года» и выдать согласие на такое подключение.

В случае неисполнения Реуковой Людмилой Ивановной настоящего решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: д. Бутурлино, городского округа Серпухов Московской области к распределительному газопроводу низкого давления, протяженностью 220 метров с кадастровым , расположенному по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, д. Бутурлино считать полученным.

Взыскать с Реуковой Людмилы Ивановны, рождения, уроженки в пользу АО "Мособлгаз" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья: Купцова Г.В.

Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2022 года.