ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/17 от 26.12.2017 Черноярского районного суда (Астраханская область)

2-238/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2017 года с. Черный Яр Астраханской области

Черноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Серебренниковой О.А.,

при секретаре Калиш Г.А..

при участии истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконными действий по выставлению требований об уплате взносов на капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконными действий по выставлению требований об уплате взносов на капитальный ремонт. В обоснование своих исковых требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. С января 2016 года он получает направляемые ответчиком квитанции по оплате текущего долга и ранее образовавшейся задолженности на капитальный ремонт вышеуказанного многоквартирного дома. Однако какой-либо договор, определяющий его права и обязанности, между ним и ответчиком не заключался. Полагает, что принадлежащее ему жилое помещение не является частью многоквартирного дома, поскольку оно обособлено от других квартир, имеет отдельный вход, коридор, самостоятельные системы отопления, элетро- и газоснабжения, канализации. Общего имущества с собственниками иных квартир (кроме фундамента и крыши), помещений общего пользования, общего санитарно-технического и иного оборудования не имеется. В связи с этим, начисление ему взносов на капитальный ремонт общего имущества в доме считает необоснованным.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве просил в удовлетворении иска ФИО1 отказать. В обоснование своих возражений указал, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> постановлением Правительства Астраханской области от 09.02.2015 № 35-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06 февраля 2014 года №27-П» «О региональной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, на 2014-2043 годы» внесен в адресный перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества в 2014-2043 гг., поэтому обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в указанном доме возникла с 01.11.2015 г. Истец, как собственник жилого помещения, обязан оплачивать взносы на капитальный ремонт, которые ответчик как региональный оператор выставляет по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме. Права и обязанности собственника и регионального оператора вытекают из закона, а не из договора. Платежные документы на уплату взносов на капитальный ремонт выставляются в соответствии с общими требованиями, установленными ст. 155 Жилищного кодекса РФ.

Суд, заслушав истца, исследовав отзыв ответчика, письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 2008 года является собственником квартиры общей площадью 33,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи от 26.07.2008, свидетельством о государственной регистрации права от 18.09.2008 (л.д. 12-14).

Согласно платежным документам, с 2016 года ФИО1, как собственнику жилого помещения, по адресу: <адрес>, ответчиком направляются квитанции для оплаты взноса на капитальный ремонт, в том числе текущих платежей и задолженности, которые регулярно им оплачиваются (л.д. 23-24).

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Согласно ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (ч. 2 ст. 169 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и которыми, в том числе, устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам

В силу п. 1 ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем три квартиры.

На территории Астраханской области отдельные отношения, связанные с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе порядок формирования фонда капитального ремонта, регулируются Законом Астраханской области от 24.10.2013 № 55/2013-ОЗ «Об отдельных вопросах правового регулирования организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Астраханской области».

В соответствии со ст. 7 данного Закона для формирования региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона представляют в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов Астраханской области информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Уполномоченный орган в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона запрашивает у органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области необходимую для подготовки региональной программы информацию о многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.

На основании указанных сведений уполномоченный орган в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект региональной программы и направляет его на рассмотрение в Правительство Астраханской области.

Правительство Астраханской области в течение одного месяца со дня поступления проекта региональной программы от уполномоченного органа рассматривает его и принимает решение об утверждении региональной программы либо о направлении проекта региональной программы на доработку в уполномоченный орган с обязательным указанием срока его повторного направления в Правительство Астраханской области.

В силу положений п. 3.1 ч. 7 Закона Астраханской области от 24.10.2013 № 55/2013-ОЗ в региональную программу не включаются многоквартирные дома:

1) в которых имеется менее чем три квартиры;

2) в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы приняты решения о сносе или реконструкции.

Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в областную программу капитального ремонта общего имущества постановлением Правительства Астраханской области от 09.02.2015 № 35-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 06 февраля 2014 года №27-П» «О региональной программе «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Астраханской области, на 2014-2043 годы» (дата официального опубликования данного документа - 12.02.2015).

Поэтому, в силу ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в указанном доме возникла с 01 ноября 2015 года.

Согласно ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

В силу п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.

Пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии со ст.ст. 289, 290 Гражданского кодекса РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общие помещения дома, его несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно пунктам «б», «в» части 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).

Как следует из технического паспорта, составленного по состоянию на 15.04.2008, ответов Черноярского отделения Астраханского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 14.07.2016, Черноярского производственного участка Светлоярского отделения Нижне-Волжского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 12.09.2017 (л.д. 17-19, 25-26), здание, расположенное по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом, состоящим из 6 квартир. Данный дом имеет общий фундамент, общую капитальную стену между квартирами и общую кровлю, что не оспаривается и самим истцом.

Жилое помещение, принадлежащее истцу, является квартирой в многоквартирном доме. Такой же статус помещения указан и в свидетельстве о государственной регистрации права.

Доводы истца о том, что в отношении его квартиры не могут быть применены положения, регулирующие порядок содержания общего имущества в многоквартирном доме, поскольку общего имущества с собственниками других пяти квартир, расположенных в <адрес>, он не имеет, а также отсутствуют помещения общего пользования, к которым должен быть обеспечен прямой доступ из обособленных квартир многоквартирного дома, суд считает несостоятельными, поскольку данный жилой дом в целом содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стену, крышу, фундамент, что является признаками многоквартирного дома.

В силу ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт по адресу нахождения помещения, за которое вносится взнос.

Постановлением Правительства Астраханской области №506-П от 13.12.2013 в целях формирования региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Астраханской области создана некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области».

В соответствии с Постановлением министерства ЖКХ Астраханской области от 19.05.2014 № 17-п «Об установлении сроков принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.

Если собственники помещений в многоквартирном доме в срок до 01.08.2014 не выберут способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не будет реализован, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Таким образом, обязанность по уплате собственниками помещений в многоквартирном доме взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса РФ.

При этом, вопреки доводам истца, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором. Федеральным законом от 29.06.2015 №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из Жилищного кодекса РФ исключена норма об обязательном заключении договора между собственниками помещений в многоквартирных домах и региональным оператором.

Вместе с тем, собственники помещений в многоквартирных домах, в которых имеется менее чем три квартиры (в том числе, расположенных на территории муниципального района двухквартирных жилых домах) исключены из числа лиц, обязанных уплачивать вышеуказанные взносы, на основании п. 3.1 ч.7 Закона Астраханской области от 24.10.2013 № 55/2013-ОЗ, принятого в соответствии со ст. 168 Жилищного кодекса РФ.

С учетом изложенного, оценив доводы ФИО1 и представленные им доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца о признании незаконными действий ответчика по выставлению требований об уплате взносов на капитальный ремонт не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на ошибочном понимании им норм права, в связи с чем оснований для их удовлетворения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» о признании незаконными действий по выставлению требований об уплате взносов на капитальный ремонт - отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Черноярский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья: О.А. Серебренникова

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2017 года.