ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-238/19 от 16.01.2019 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2 – 238 / 2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.-к. Анапа «16» января 2019 года

Судья Анапского районного суда Краснодарского края Немродов А.Н.

при секретаре Кропачевой Е.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 27.11.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Гостагаевского сельского округа муниципального образования г.-к. Анапа об установлении юридического факта владения на праве собственности объектом недвижимости и признании права собственности на объект недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Гостагаевского сельского округа МО г.-к. Анапа об установлении юридического факта владения на праве собственности объектом недвижимости и признании права собственности на недвижимость.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержала и пояснила, что Постановлением главы администрации Гостагаевского сельского округа г.-к. Анапа Краснодарского края от 27.03.2003 г. 000 ФИО1 предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: (...) Истец обратился в Анапский отдел Управления Росреестра по КК с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости, однако ему было отказано в проведении государственного кадастрового учета земельного участка. Администрацией Гостагаевского сельского округа МО г.-к. Анапа истцу рекомендовано обратиться за защитой нарушенных прав в суд. Фактически данная недвижимость предоставлена ФИО1 на праве собственности, он на протяжении 15 лет владеет земельным участком, обрабатывает, ухаживает. На основании изложенного, просит суд установить юридический факт владения ФИО1 на праве собственности земельным участком площадью 1500 кв.м., расположенным по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) на основании Постановления главы администрации Гостагаевского сельского округа г.-к. Анапа Краснодарского края 000 от 27.03.2003 г. Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...). Указать, что решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности и осуществления кадастрового учета указанного земельного участка.

Истец ФИО1, в надлежащем порядке извещенный о времени и месте заседания, в суд не явился, с заявлениями об отложении процесса либо о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался.

Представитель ответчика администрации Гостагаевского сельского округа МО г.-к. Анапа, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, от главы сельской администрации ФИО3 поступило заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, полагаясь на усмотрение суда по вопросу удовлетворения иска ФИО1 о признании права собственности на земельный участок.

Представитель третьего лица Анапского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте процесса, в суд не явился, от представителя ФИО4, действующего на основании доверенности от 20.07.2018 г., поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения представителя истца, суд находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц в соответствии с правилами ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав представителя истца ФИО1 – ФИО2, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных исковых требований ввиду следующего.

Согласно ч. 2 ст. 9, ч. 2 ст. 35 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.

Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь землю в частной собственности.

Постановлением главы администрации Гостагаевского сельского округа г.-к. Анапа Краснодарского края от 27.03.2003 г. 000 ФИО1 был предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: (...)

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Как установлено ч.ч. 3, 5 – 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим законом сведений об объектах недвижимости.

Истец ФИО1 обратился в Анапский отдел Управления Росреестра по КК с заявлением о постановке предоставленного ему земельного участка на государственный кадастровый учет, для дальнейшей регистрации права собственности на указанную недвижимость.

Решением Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 19.11.2018 г. 000 отказано в государственном кадастровом учете и включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельном участке, находящемся по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...), поскольку отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также документы, подтверждающие право на объект недвижимости.

Согласно уведомлению Анапского отдела Управления Росреестра по КК от 24.12.2018 г. в ЕГРН отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости – земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...).

На момент принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении ФИО1 земельного участка действовал Земельный кодекс РФ в редакции от 25.10.2001 г.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

Частью 1 ст. 21 ЗК РФ установлено, что право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего кодекса не допускается.

Согласно ч. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Для передачи земельного участка в аренду по смыслу ст.ст. 606, 607 ГК РФ необходимо заключение договора аренды, согласно которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам, указанным в ч. 1 ст. 20 настоящего кодекса, на срок не более чем один год.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также в предусмотренных законом случаях в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

На основании ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с ч.ч. 1, 11 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ч. 2 ст. 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 настоящего кодекса.

Как было установлено ст. 6 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (ред. от 05.11.2002 г.) одним из полномочий органов местного самоуправления в Краснодарском крае в области земельных отношений является управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 7 Закона «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях, предусмотренных ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование.

В соответствии со ст. 8 Закона «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края или муниципальной собственности, осуществляется соответственно на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или органа местного самоуправления.

Из письма администрации Гостагаевского сельского округа МО г.-к. Анапа от 24.12.2018 г. следует, что Постановление главы администрации Гостагаевского сельского округа от 17.03.2003 г. 000 «О предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в (...) ФИО1» было издано на основании действующего на тот момент Положения о территориальных образованиях – сельских округах г.-к. Анапа, утвержденного Постановлением главы г.-к. Анапа от 11.07.1997 г. № 509 «Об утверждении Положения о территориальных округах города-курорта Анапа», которое на тот момент не было отменено или признано недействительным. Согласно указанному Положению администрация сельского округа являлась структурным подразделением администрации г.-к. Анапа и осуществляла функции исполнительного органа местного самоуправления на территории округа. Указанным Положением администрации сельских округов руководствовались при решении вопросов землепользования на территории сельского округа, в том числе и при осуществлении полномочий: по контролю за использованием земель на территории округа, а также изъятию и предоставлению земельных участков. 01.08.2003 г. администрацией Гостагаевского сельского округа было получено письмо вышестоящей организации – администрации г.-к. Анапа о прекращении принятия решений администрациями сельских округов по предоставлению (изъятию) земельных участков. Кроме того, несмотря на многочисленные проверки правовых актов администрации Гостагаевского сельского округа МО г.-к. Анапа правоохранительными, следственными и иными (в том числе прокуратурой) органами, Постановление главы администрации Гостагаевского сельского округа от 17.03.2003 г. 000 «О предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в (...) ФИО1» обжало не было.

Однако в Постановлении главы администрации Гостагаевского сельского округа г.-к. Анапа Краснодарского края от 27.03.2003 г. 000, изданном органом местного самоуправления в пределах его компетенции, о предоставлении ФИО1 земельного участка по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) не указан вид права.

Исходя из требований земельного законодательства, действовавшего на момент предоставления органом местного самоуправления истцу ФИО1 земельного участка, единственным правом, на котором мог быть предоставлен гражданину участок для индивидуального жилищного строительства, являлось право собственности.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе суд рассматривает дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Учитывая изложенные обстоятельства, анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции относимости, допустимости, достоверности и достаточности, принимая во внимание доводы сторон, суд удовлетворяет исковые требования ФИО1 об установлении юридического факта владения земельным участком на праве собственности и признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...).

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО1 к администрации Гостагаевского сельского округа муниципального образования г.-к. Анапа об установлении юридического факта владения на праве собственности объектом недвижимости и признании права собственности на объект недвижимости – удовлетворить.

Установить юридический факт владения ФИО1 на праве собственности земельным участком площадью 1500 кв.м., предназначенным для индивидуального жилищного строительства, расположенным по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) на основании Постановления главы администрации Гостагаевского сельского округа г.-к. Анапа Краснодарского края 000 от 27.03.2003 г.

Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...) предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Настоящее судебное решение является основанием Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для осуществления кадастрового учета и регистрации права собственности ФИО1 в отношении земельного участка, площадью 1500 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Анапский район, (...).

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца через Анапский районный суд.

Судья

Анапского районного суда

Краснодарского края А.Н. Немродов