Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 февраля 2020 года город Новосибирск
дело № 2-238/2020
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
в составе:
судьи Котина Е.И.
при секретаре Захорольных И.Р.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-238/2020 по исковому заявлению ФИО2 к ООО «Эксперт НСК» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Эксперт НСК» о защите прав потребителей.
В обоснование исковых требований с учетом уточнения (л.д. 50-53) истец ссылается на то, что /дата/г. на основании договора купли-продажи №№ у ООО «Эксперт НСК» был приобретен новый автомобиль DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): №.
ООО «Эксперт НСК» является официальным дилерам автомобилей марки DATSUN. При покупке автомобиля была выдана гарантийная книжка, в соответствии с которой ООО «Эксперт НСК» обязалось проводить техническое обслуживание и гарантийный ремонт автомобиля. Срок гарантии на новый автомобиль составляет 3 года или 100 000 км пробега. На /дата/г. пробег автомобиля составлял 35 747 км, что отражено на стр.8 Гарантийной книжки.
В период гарантийного срока произошла поломка указанного автомобиля: перестал открываться стеклоподъемник водительской двери, на стекле остаются черные пятна (гудрон); загорелась лампочка температурного датчика на отметке 115t и остановилась, при этом бачок с охлаждающей жидкостью был полон; печка не дует горячим воздухом; лобовое стекло изнутри затягивает жирным налетом.
/дата/г. в связи с указанными неисправностями автомобиль был сдан на ремонт в ООО «Эксперт НСК» по Акту приемки автомобиля.
Ответчиком по телефону было сообщено, что /дата/г. были проведены регламентные работы в рамках технического обслуживания автомобиля ТО-2, а именно: были проведены работы по замене фильтров, масла моторного, свечей зажигания.
Перечень проведенных работ отражен в заявке по заказ -наряду №№.
Однако автомобиль до настоящего времени находится у ответчика.
Также /дата/г. были выявлены неисправности, требующие дополнительных работ - ремонт двигателя, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП.
Указанные ремонтные работы должны проводится в рамках гарантийного ремонта. Однако до настоящего времени автомобиль не отремонтирован и не передан.
/дата/г. истец обратился к ООО «Эксперт НСК» с претензией, в которой просил в десятидневный срок с даты получения настоящей претензии в письменном виде по адресу, указанному в претензии, сообщить, когда автомобиль будет отремонтирован и передан, а также оплатить неустойку за нарушение срока ремонта автомобиля, предусмотренную Законом о защите прав потребителей.
Из ответа на претензию от /дата/ следует, что в гарантийном ремонте автомобиля (ремонте двигателя внутреннего сгорания, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП) отказано в связи с тем, что, выявленные неисправности, якобы не носят производственного характера и не могут быть отремонтированы в рамках гарантии. При этом ООО «Эксперт НСК» ссылается на п. 1.1 и п.4 раздела 2.7 (стр.5) гарантийной книжки.
Отказ в гарантийном ремонте выявленных недостатков является незаконным и необоснованным, ссылки на пункты гарантийной книжки несостоятельными, поскольку истец регулярно и своевременно проходил техническое обслуживание в ООО «Эксперт НСК» (отметки об этом имеются на стр.8 гарантийной книжки), не использовал автомобиль в условиях, указанных в п.4 раздела 2.7 (стр.5) гарантийной книжки.
В соответствии с п.6 ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
Согласно п.3 ст.18 Закона О защите прав потребителей потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе предъявить требование об их безвозмездном устранении изготовителю, уполномоченной организации.
Абзацем 2 п.6 ст.18 Закона О защите прав потребителей предусмотрено, что в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-тракторы) РД 37.009.026-92, утвержденного приказом Минпрома РФ от 01.11.1992г. №43, установлено, что автообслуживающее предприятие обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок. Сроки исполнения заказов (в рабочих днях) устанавливаются в каждом конкретном случае, по согласованию с заказчиком, и не должны превышать в отношении сложных жестяницко- сварочных работ с последующей окраской 50 рабочих дней.
Поскольку утверждения ответчика о том, что выявленные неисправности не носят производственного характера, являются голословными, на ответчика должна быть возложена обязанность безвозмездно провести гарантийный ремонт автомобиля.
Также в соответствии со ст.27 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан выполнить работу (оказать услугу) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или соответствующим договором.
Если исполнитель нарушил сроки (начала и (или) окончания, промежуточные сроки) выполнения работ (оказания услуг) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель вправе по своему выбору (п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей): назначить исполнителю новый срок, указав его в договоре и подтвердив подписями сторон; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).
Кроме того, потребитель имеет право потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков. Если и новый срок будет нарушен, потребитель вправе предъявить исполнителю другие требования из названного в п. 1 ст. 28 Закона о защите прав потребителей перечня.
Автомобиль был сдан на ремонт /дата/г.
Установленный Положением о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-тракторы) № срок ремонта автомобиля (50 рабочих дней) истек /дата/г.
Таким образом, с /дата/г. имеет место просрочка исполнения обязательств ответчиком.
Согласно заявке на работы по заказ-наряду № от /дата/ стоимость работ составляет 3 088 руб., стоимость запасных частей - 3 912 руб., предварительная стоимость ремонта – 7 000 руб.
Согласно заявке на работы по заказ-наряду № от /дата/ стоимость работ составляет 21 560 руб., стоимость запасных частей - 2 052 руб., предварительная стоимость ремонта - 23 612,0 руб.
Итого по обеим заявкам предварительная стоимость ремонта составляет 30 612 руб.
Период просрочки составляет: с /дата/ по /дата/. - 53 дня.
Размер неустойки, рассчитанный на основании статьи 28 Закона О защите прав потребителей составляет:
30 612 руб. х 53 дней х 3% = 48 673,08 руб., с учетом ограничений установленных ст.28 Закона О защите прав потребителей, размер неустойки составляет 30 612 руб.
Также с ответчика подлежат взысканию:
компенсация морального вреда, предусмотренная ст.16 Закона О защите прав потребителей в размере 10 000 рублей;
штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя, предусмотренный ст. 13 Закона О защите прав потребителей.
Поскольку до настоящего времени не известно, действительно ли ответчиком были проведены работы по замене фильтров, масла моторного, свечей зажигания, отраженные в заявке по заказ-наряду №№, и в связи с тем, что ответчиком не были проведены гарантийные работы по ремонту двигателя внутреннего сгорания (ДВС), радиатора охлаждения, радиатора отопителя и автоматической коробки передач (АКПП), ответчик обязан безвозмездно провести все указанные работы в рамках гарантийного ремонта автомобиля.
Просит суд с учетом уточнения (л.д. 52-53):
обязать ООО «Эксперт НСК» безвозмездно провести гарантийный ремонт автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): №, а именно:
-гарантийный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС);
-гарантийный ремонт радиатора охлаждения;
-гарантийный ремонт отопителя;
-гарантийный ремонт автоматической коробки передач (АКПП);
-регламентные работы по техническому обслуживанию автомобиля в период гарантийного срока: замена топливного фильтра, замена фильтра салона, замена масляного фильтра, замена воздушного фильтра, замена 4 свечей зажигания DATSUN 8V (А17 ДВРМ), замена моторного масла 5W40 DATSUN;
взыскать с ООО «Эксперт НСК» в пользу ФИО2 неустойку, предусмотренную ст.28 Закона О защите прав потребителей, за период с /дата/ по /дата/ в размере 30 612 рублей; в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей; штраф за несоблюдение в добровольном порядке требования потребителя о ремонте автомобиля.
Истец и представитель истца фл3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по указанным в иске основаниям с учетом уточнения.
Представитель ответчика фл4 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска в полном объеме, в возражениях на иск указала (л.д. 57-61, 82-84), что согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе предъявить определенные законом требования, в том числе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Как следует из п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Из п. 4.2 Договора купли-продажи № от /дата/ следует, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части Товара указаны в Гарантийной книжке. Гарантийная книжка является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Исходя из п. 4.4 Договора купли-продажи № от /дата/ гарантия на Товар предоставляется на срок или на период пробега в соответствии с информацией, содержащейся в сервисной (гарантийной) книжке, при условии соблюдения всех правил эксплуатации и управления, в частности, при условии проведения всех технических обслуживаний (ТО) и осмотров (согласно Сервисной книжке и Руководству по эксплуатации), установленных правилами завода-изготовителя (регламентом авторизованных технических центров дилеров). На неисправности, возникшие в результате несоблюдения Покупателем правил эксплуатации и управления, содержащихся в Инструкции по эксплуатации Товара, и/или требований о проведении ТО, а также проведение любого ремонта и иного вмешательства в Товар, осуществленного лицами, не являющимися официальными дилерами, гарантия не распространяется.
Как следует из и 4.6 Договора купли-продажи № от /дата/, исчисление гарантийного срока начинается с момента передачи Товара Покупателю, а именно с даты подписания Сторонами Акта приема-передачи Товара.
Согласно п. 4.7.16 Договора купли-продажи № от /дата/ гарантия не распространяется на повреждения автомобиля в результате дорожно- транспортного происшествия, неосторожности, пренебрежительного обращения с автомобилем, использования его в гонках, ралли и т.п. Выход из строя элементов автомобиля, вызванный внесением изменений в его конструкцию (например, отказ системы иммобилайзера вследствие установки дополнительного оборудования, питающегося от бортовой сети автомобиля, не предусмотренного заводом- изготовителем), а также при проведении владельцем по своей инициативе или своими силами ремонта или демонтажа узлов и агрегатов автомобиля.
Исходя из и. 4.7.2 Договора купли-продажи № от /дата/ гарантия не распространяется на агрегаты, узлы и детали Товара при механическом повреждении (излом, царапины, вмятины и т.д.).
Также п. 4.8 Договора купли-продажи № от /дата/ указывает на то, что гарантийные обязательства прекращаются в случаях, изложенных в сервисной книжке.
Согласно и. 1.1 Гарантийной книжки гарантийные обязательства, предоставляемые ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», распространяются на каждый новый автомобиль Datsun (товар), приобретенный у официального дилера Datsun, зарегистрированный и эксплуатируемый в Российской Федерации и Республике Беларусь, если обнаруженная неисправность была вызвана использованием некачественных материалов при производстве автомобиля или нарушением технологии производства. Гарантийный период составляет 3 года или 100 000 км пробега в зависимости от того, что наступит первым, за исключением тех частей, на которые гарантия не распространяется. Отдельные части автомобиля, не подпадающие под гарантию, перечислены в разделе «На что не распространяется гарантия».
Как следует из п. 2.7 Гарантийной книжки «НА ЧТО НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ГАРАНТИЯ»:
4.На дефекты, неисправности или коррозию, возникшие в результате:
-ненадлежащего использования, эксплуатации автомобиля, нарушения правил использования оборудования, аварии, угона или попытки угона, халатности, поджога, повреждения автомобиля при его нахождении в зоне локальных и международных конфликтов;
-внесения изменений в конструкцию автомобиля или неправильно проведенного ремонта;
-ремонта, выполненного неофициальным дилером Datsun;
-использования некачественного, не соответствующего установленным нормам или грязного топлива, заправочных жидкостей, хладагентов и смазочных материалов и т.д.
/дата/ истец обратился в сервисный центр ООО ««Эксперт ИСК» для проведения работ по ТО-2 и диагностики заявленных неисправностей автомобиля Datsunon-DO, регистрационный номер №, VIN№ согласно заявке по заказ-наряду №№ от /дата/
В тот же день на вышеуказанном автомобиле были проведены работы по ТО-2 и выявлены неисправности, требующие дополнительных работ.
Также /дата/ истец уведомлен об окончании работ в рамках заявки по заказ-наряду №№ от /дата/ и об отказе в гарантийном ремонте автомобиля Datsunon-DO, регистрационный номер №, VIN№ по заявленным неисправностям с пояснением причин отказа. Кроме того, ответчик пригласил истца на станцию сервисного центра ООО «Эксперт НСК» для демонстрации результатов диагностики.
В ходе проведенной диагностики выявлено следующее:
-При проверке коды ошибок DTC отсутствуют.
-При осмотре автомобиля обнаружены следы сварки поддона ДВС и следы механического повреждения поддона ДВС.
-При осмотре АКПП обнаружены отверстия в картере гидротрансформатора АКПП, механическое повреждение предположительно в результате сверления картера гидротрансформатора.
-При осмотре системы охлаждения ДВС выявлена эмульсия в системе охлаждения, осадок песчаного характера в расширительном бачке системы охлаждения. Данная неисправность привела к неэффективной работе системы охлаждения и последующему перегреву ДВС.
-После разборки ДВС обнаружены закупоренные рубашки охлаждения в блоке двигателя и в головке блока цилиндров и отложения в виде песка и сгустков. Засорены отложениями радиатор отопителя и основной радиатор системы охлаждения, а также термостат системы охлаждения.
-На рабочих поверхностях цилиндров и поршнях присутствуют задиры. Геометрия плоскостей ГБЦ и блока цилиндров отклонений не имеют. Неисправность носит эксплуатационный характер.
-Эмульсия возникла вследствие добавления в систему охлаждения ДВС жидкости либо материала для систем охлаждения, не соответствующих требованиям (характеристикам) производителя.
-Выявлена течь масла на стыке ДВС и АКПП, после снятия АКПП локализована течь масла с сальника гидротрансформатора АКПП. Наличие большого количества металлической стружки (предположительно от сверления отверстий в картере гидротрансформатора АКПП) привело к повреждению сальника гидротрансформатора.
-Выявлена течь масла из под прокладки задней крышки блока цилиндров. Течь возникла в следствие удара по поддону ДВС и неправильного демонтажа поддона (данные детали имеют жесткую кинематическую связь).
В результате диагностики истцу было отказано в гарантийном ремонте ДВС, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП в связи с тем, что выявленные неисправности не носят производственный характер, в результате чего согласно пункту 4 раздела 2.7 (стр.5) и пункту 1.1 сервисной книжки Datsun не могут быть отремонтированы в рамках гарантии завода-изготовителя Datsun.
В дополнении к отзыву сторона ответчика также указала, что техническое обслуживание автомобиля не является устранением производственных недостатков в автомобиле, следовательно, не может производиться за счет гарантийных обязательств завода-изготовителя.
О платной основе Технического обслуживания автомобиля указывает и п. 4.3 Договора купли-продажи № от /дата/, согласно которому регламентное ТО производится на платной основе.
Также как следует из п. 2.9 Гарантийной книжки использование неоригинальных запасных частей, аксессуаров, а также проведение периодического технического обслуживания или ремонта неофициальным дилером Datsun может повлечь за собой снижение эксплуатационных качеств, безопасности и долговечности автомобиля. Наличие причинно-следственной связи между использованием таких запасных частей, аксессуаров, проведением такого ремонта и возникновением в автомобиле неисправностей может привести к невозможности удовлетворения требований потребителей по устранению возникших неисправностей по гарантии.
Исходя из п. 4.4 Договора купли-продажи № от /дата/ гарантия на Товар предоставляется на срок или на период пробега в соответствии с информацией, содержащейся в сервисной (гарантийной) книжке, при условии соблюдения всех правил эксплуатации и управления, в частности, при условии проведения всех технических обслуживаний (ТО) и осмотров (согласно Сервисной книжке и Руководству по эксплуатации), установленных правилами завода-изготовителя (регламентом авторизованных технических центров дилеров). На неисправности, возникшие в результате несоблюдения Покупателем правил эксплуатации и управления, содержащихся в Инструкции по эксплуатации Товара, и/или требований о проведении ТО, а также проведение любого ремонта и иного вмешательства в Товар, осуществленного лицами, не являющимися официальными дилерами, гарантия не распространяется.
Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав пояснения стороны истца, ответчика, показания эксперта, изучив исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что /дата/ между истцом и ООО «Эксперт НСК» был заключен договор купли-продажи №№, согласно которому истец приобрёл автомобиль DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): №, по цене 566 000 руб. (л.д. 7-12).
Из п. 4.2 Договора купли-продажи № от /дата/ следует, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части Товара указаны в Гарантийной книжке. Гарантийная книжка является неотъемлемой частью настоящего Договора.
Согласно и. 1.1 Гарантийной книжки гарантийные обязательства, предоставляемые ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС», распространяются на каждый новый автомобиль Datsun (товар), приобретенный у официального дилера Datsun, зарегистрированный и эксплуатируемый в Российской Федерации и Республике Беларусь, если обнаруженная неисправность была вызвана использованием некачественных материалов при производстве автомобиля или нарушением технологии производства. Гарантийный период составляет 3 года или 100 000 км пробега в зависимости от того, что наступит первым, за исключением тех частей, на которые гарантия не распространяется. Отдельные части автомобиля, не подпадающие под гарантию, перечислены в разделе «На что не распространяется гарантия» - л.д.81.
Как указано в п. 2.7 Гарантийной книжки «На что не распространяется гарантия»:
На дефекты, неисправности или коррозию, возникшие в результате:
-ненадлежащего использования, эксплуатации автомобиля, нарушения правил использования оборудования, аварии, угона или попытки угона, халатности, поджога, повреждения автомобиля при его нахождении в зоне локальных и международных конфликтов;
-внесения изменений в конструкцию автомобиля или неправильно проведенного ремонта;
-ремонта, выполненного неофициальным дилером Datsun;
-использования некачественного, не соответствующего установленным нормам или грязного топлива, заправочных жидкостей, хладагентов и смазочных материалов и т.д.
Как следует из п. 2.9 Гарантийной книжки, использование неоригинальных запасных частей, аксессуаров, а также проведение периодического технического обслуживания или ремонта неофициальным дилером Datsun может повлечь за собой снижение эксплуатационных качеств, безопасности и долговечности автомобиля. Наличие причинно-следственной связи между использованием таких запасных частей, аксессуаров, проведением такого ремонта и возникновением в автомобиле неисправностей может привести к невозможности удовлетворения требований потребителей по устранению возникших неисправностей по гарантии.
В соответствии с п. 4.4 Договора купли-продажи № от /дата/ гарантия на Товар предоставляется на срок или на период пробега в соответствии с информацией, содержащейся в сервисной (гарантийной) книжке, при условии соблюдения всех правил эксплуатации и управления, в частности, при условии проведения всех технических обслуживаний (ТО) и осмотров (согласно Сервисной книжке и Руководству по эксплуатации), установленных правилами завода-изготовителя (регламентом авторизованных технических центров дилеров). На неисправности, возникшие в результате несоблюдения Покупателем правил эксплуатации и управления, содержащихся в Инструкции по эксплуатации Товара, и/или требований о проведении ТО, а также проведение любого ремонта и иного вмешательства в Товар, осуществленного лицами, не являющимися официальными дилерами, гарантия не распространяется.
Согласно п. 4.7.16 Договора купли-продажи от /дата/ гарантия не распространяется на повреждения автомобиля в результате дорожно-транспортного происшествия, неосторожности, пренебрежительного обращения с автомобилем, использования его в гонках, ралли и т.п. Выход из строя элементов автомобиля, вызванный внесением изменений в его конструкцию (например, отказ системы иммобилайзера вследствие установки дополнительного оборудования, питающегося от бортовой сети автомобиля, не предусмотренного заводом-изготовителем), а также при проведении владельцем по своей инициативе или своими силами ремонта или демонтажа узлов и агрегатов автомобиля.
В соответствии с п. 4.7.21 Договора купли-продажи гарантия не распространяется на агрегаты, узлы и детали Товара при механическом повреждении (излом, царапины, вмятины и т.д.).
Факт оплаты по договору с учетом о зачета стоимости передаваемого покупателем продавцу в собственность автомобиля, бывшего в употреблении, по механизму «Трейд-ин», ответчиком не оспаривается (п. 1.2 договора).Право собственности истца на автомобиль подтверждается ПТС, свидетельством о регистрации ТС (л.д. 54-55)
Согласно п. 2 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от /дата/№, автомобиль DATSUNON-DO является технически сложным товаром.
Как следует из искового заявления, в период гарантийного срока произошла поломка указанного автомобиля: перестал открываться стеклоподъемник водительской двери, на стекле остаются черные пятна (гудрон); загорелась лампочка температурного датчика на отметке 115t и остановилась, при этом бачок с охлаждающей жидкостью был полон; печь не дует горячим воздухом; лобовое стекло изнутри затягивает жирным налетом. /дата/г. В связи с указанными неисправностями автомобиль был сдан на ремонт в ООО «Эксперт НСК» по Акту приемки автомобиля. Ответчиком по телефону было сообщено, что /дата/г. были проведены регламентные работы в рамках технического обслуживания автомобиля ТО-2, а именно: были проведены работы по замене фильтров, масла моторного, свечей зажигания. Однако автомобиль до настоящего времени находится у ответчика. Также /дата/г. были выявлены неисправности, требующие дополнительных работ - ремонт двигателя, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП.
/дата/ ООО «Эксперт НСК» оформило заявку к заказ-наряду №№ с указанием в п. 1.4: со слов клиента не работает стеклоподъемник водительской двери, не открывает, на стекле остается гудрон, была температура 115t, загорелась лампочка, остановилась, бачок ОЖ был полный, печка не дует горячим воздухом, лобовое стекло изнутри затягивает жирным налетом, не с перового раза заводится; ТО-2 (л.д.200).
Заявка на работы по заказ-наряду: регламентные работы ТО-2 (сумма 3 088 руб.); заявленные запчасти по заказ-наряду: фильтр топливный OnDo, фильтр салона OnDo, фильтр масляный OnDo, фильтр воздушный OnDo, свеча зажигания Dutsun 8V, масло моторное 5W40 Dutsun (сумма 3 912 руб.). Предварительная сумма ремонта 7 000 руб. (л.д.201).
После проведенных работ по указанному заказ-наряду №№ от /дата/ был составлен акт приемки автомобиля, подписанный истцом и ответчиком (л.д.203).
Из дела также следует, что /дата/ ООО «Эксперт НСК» оформило заявку к заказ-наряду №№ с указанием в п. 1.4: со слов клиента не работает стеклоподъемник водительской двери, не открывает, на стекле остается гудрон, была температура 115t, загорелась лампочка, остановилась, бачок ОЖ был полный, печка не дует горячим воздухом, лобовое стекло изнутри затягивает жирным налетом, эмульсия в расширительном бачке, требуется снятие ГБЦ, течь масла между ДВС и АКПП (л.д.204).
Заявка на работы по заказ-наряду: головка блока цилиндра и ГРМ - снятие и установка, АКПП – снятие и установка, колодки передних тормозов – снятие и установка (предварительная сумма работ 21 560 руб.); заявленные запчасти по заказ-наряду: колодки тормозные передние (предварительная сумма материалов 2 052 руб.). Предварительная сумма ремонта 23 612 руб. (л.д.205).
Как следует из позиции истца, указанные ремонтные работы должны проводиться в рамках гарантийного ремонта. Однако до настоящего времени автомобиль не отремонтирован и не передан.
/дата/г. истец обратился к ООО «Эксперт НСК» с претензией, в которой просил в десятидневный срок с даты получения настоящей претензии в письменном виде по адресу, указанному в претензии, сообщить, когда автомобиль будет отремонтирован и передан, а также оплатить неустойку за нарушение срока ремонта автомобиля, предусмотренную Законом о защите прав потребителей (л.д.24-26).
/дата/ истцу дан ответ на претензию (получен им /дата/), в котором указано, что работы по ТО-2 по заявке к заказ-наряду №№ проведены /дата/, о чем уведомлен истец, а также уведомлен о необходимости проведения дополнительных работ, истец уведомлен об отказе в гарантийном ремонте ДВС, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП в связи с тем, что выявленные неисправности не носят производственный характер, в результате чего не могут быть отремонтированы в рамках гарантии завода-изготовитя Datsun. Ответчик просил истца в течение двух дней принять решение о дальнейшем коммерческом ремонте автомобиля (л.д.98).
Письменное сообщение аналогичного содержания было дано ответчиком истцу /дата/ (направлено в адрес истца почтой /дата/, л.д. 94-97).
Со ссылкой на положения Закона РФ «О защите прав потребителей», предусматривающие право потребителя на безвозмездное устранение выявленных в пределах гарантийного срока неисправностей, отказ истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценивая позиции стороны истца и стороны ответчика, суд исходит из следующих норм права.
В соответствии с ч.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В силу п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Согласно п. 3 данной статьи к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Учитывая характер и субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что на правоотношения между истцом и ответчиком распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии со ст.469 ГК РФ и статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору.
Согласно п. 1-3 ст. 503 ГК РФ покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов на устранение недостатков товара.
В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.
В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).
Согласно п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
В силу ст. 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» определены права потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом.
Согласно п. 1 данной статьи потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
обнаружение существенного недостатка товара;
нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Пунктами 5 и 6 данной статьи установлено, что продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Позиция истца по настоящему делу основана на том, что, по его мнению, повреждение автомобиля произошло вследствие недостатков, за которые отвечает продавец.
Содержание вышеуказанной ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» направлено на обеспечение надлежащего баланса прав обеих сторон правоотношений розничной купли-продажи, защиты интересов экономически слабой стороны (потребителя) и недопустимости необоснованного возложения на продавца ответственности за недостатки, возникшие вследствие грубого нарушения потребителем правил эксплуатации товара.
С учетом содержания данной нормы права, для проверки наличия оснований для возложения на продавца ответственности за проявление в товаре недостатков (а именно их причин) судом по ходатайству стороны ответчика была назначенная судебная автотехническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО НПЦ «Техносервис».
Согласно выводам судебных экспертов ООО НПЦ «Техносервис» фл2, фл1 от /дата/ (л.д. 138-139):
По вопросу 1:
Двигатель внутреннего сгорания автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): № имеет следующие неисправности (дефекты, повреждения):
1)загрязнение, закупоривание каналов системы охлаждения ДВС отложениями, недопустимых добавок (примесей) к охлаждающей жидкости;
2)подтекание ОЖ из контрольного отверстия насоса системы охлаждения;
3)износ и задиры на юбках поршней;
4)царапины и риски на рабочей поверхности цилиндров в блоке цилиндров;
5)наличие железосодержащего нагара на свечах и клапанах ДВС;
6)течь моторного масла из области сопряжения масляного поддона и корпуса заднего манжетного уплотнения коленчатого вала;
7)незначительные повреждения поверхностей сопряжения ГВЦ с опорными шейками определительного вала и самих опорных шеек распределительного вала;
8)наличие двух непредусмотренных конструкций, просверленных, отверстий в масляном поддоне на присоединительном фланце со стороны АКПП.
Все выявленные неисправности (дефекты, повреждения) по п.1.8 ДВС являются эксплуатационными.
По вопросам 2 и 3:
Радиатор охлаждения и радиатор отопителя автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): № имеют неисправности (дефекты, повреждения), заключающиеся в нарушении проходимости (уменьшении активности функционирования) вследствие наличия во внутренней полости твердых отложений. Данные неисправности имеют непосредственную причинно-следственную связь с функционированием системы охлаждения с ненадлежащей охлаждающей жидкостью, состоящей из антифриза и постороннего вещества (наиболее вероятно введено в целях ненадлежащих попыток устранения течи). Соответственно, неисправность является эксплуатационной.
По вопросу 4:
Автоматическая коробка передач (АКПП) автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): № имеет неисправность (дефект, повреждение), заключающуюся в наличии двух непредусмотренных конструкцией отверстий в картере гидротрансформатора, просверленных в целях того, чтобы избежать демонтажа АКПП, лицом, производившим демонтаж масляного поддона ДВС. Указанное повреждение носит эксплуатационный характер.
Течь масла из АКПП отсутствует.
По вопросу 5 (о нарушении технологии при производстве):
В связи с отсутствием выявленных при ответе на 1, 2, 3 и 4-ый вопросы недостатков производственного характера в работе ДВС, радиатора охлаждения, радиатора отопителя и АКПП автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN) №, ответ данный вопрос не имеет смысла с технической точки зрения и по этой причине экспертами не рассматривался.
По вопросу 6:
Выявленные и описанные в ответах на вопросы 1-4 неисправности автомобиля DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): № имеют эксплуатационное происхождение.
Устранение указанных неисправностей не соответствует правилам проведения гарантийного ремонта, изложенным в «Гарантийной книжке DATSUN», прилагаемой к автомобилю DATSUNON-DO/дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): №.
Допрошенные в судебном заседании эксперты фл2, фл1 подтвердили обоснованность своих выводов, пояснив, что все недостатки, обнаруженные в исследуемом автомобиле, являются эксплуатационными, недостатки и повреждения двигателя были вызваны главным образом закупоркой в системе охлаждения двигателя. Закупорка в свою очередь наиболее вероятно вызвана тем, что в технологические жидкости автомобиля добавили некое инородное вещество. При экспертизе эксперты выделили это вещество и с определенной степенью вероятности могут сказать, что это горчица. Горчица используется как «народное» средство для устранения мелких повреждений в агрегатах автомобиля, но способна привести к закупорке системы охлаждения. На заводе-изготовителе в технологические жидкости автомобиля не могли добавлять горчицу, это нарушение технологии. Из-за указанных неисправностей системы охлаждения увеличивалось трение в двигателе, появлялись задиры. Нагар на свечах и клапанах ДВС вызван использованием некачественного топлива. Два непредусмотренных отверстия в поддоне ДВС исходя из материалов дела истец произвел самостоятельно. Течь масла из поддона связана с монтажом истцом поддона ДВС в кустарных условиях. Когда проводили исследование, обнаружили характерны признаки, что все каналы в системе охлаждения были покрыты налетом, твердыми примесями. При исследовании было установлено, что АКПП автомобиля в рабочем состоянии, за исключением двух непредусмотренных отверстий, которые исходя из материалов дела истец произвел самостоятельно. Течи в АКПП нет.
В данном судебном заседании истец также подтвердил, что действительно в Казахстане производил ремонт автомобиля в кустарных условиях, просверлил указанные отверстия (протокол заседания от /дата/, л.д. 163-164).
Изучив экспертное заключение, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, поскольку заключение экспертов технически и научно обосновано, сделанные выводы подтверждены расчетным путем, логичны, не противоречивы, подтверждаются другими письменными материалами дела. Экспертиза проведена с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов и имеющими длительный стаж экспертной работы. Методы, использованные при экспертном исследовании, и сделанные на основе исследования выводы, научно обоснованы; эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд считает несостоятельными доводы стороны истца о том, что в спорном автомобиле были выявлены существенные недостатки, за которые отвечает продавец. Данный довод опровергается заключением судебной экспертизы ООО НПЦ «Техсервис», согласно которому выявленные недостатки в заявленных истцом к ремонту агрегатах автомобиля носят не производственный, а эксплуатационный характер – в качестве причин выявлено закупоривание системы охлаждения инородным веществом, добавлявшимся в технологические жидкости, сверление агрегатов в процессе кустарного ремонта ДВС и АКПП, использование некачественного топлива.
Истцом подтверждено проведение ремонта автомобиля кустарным способом, не у официального дилера, сверление агрегатов автомобиля (ДВС, АКПП), доливание в /дата/ г. в систему охлаждения автомобиля антифриза не марки DATSUN, а иного производителя - «Дзержинский» (протокол заседания от /дата/, л.д. 207), в то время как согласно заявке к заказ-наряду от /дата/ при очередном обращении истца за ремонтными работами к ответчику ранее ответчиком доливался антифриз марки DATSUN (л.д.184-185).
Суд также отмечает, что регламентные работы по техническому обслуживанию автомобиля в период гарантийного срока: замена топливного фильтра, замена фильтра салона, замена масляного фильтра, замена воздушного фильтра, замена 4 свечей зажигания DATSUN 8V (А17 ДВРМ), замена моторного масла 5W40 DATSUN ответчиком по заявке к заказ-наряду №№ от /дата/ произведены /дата/, данные работы истцом приняты, о чем истец собственноручно расписался в акте приемки автомобиля от /дата/ по указанному заказ-наряду (л.д.200-203).
Как обоснованно отмечено ответчиком, о платной основе Технического обслуживания автомобиля указывает п. 4.3 Договора купли-продажи № от /дата/, согласно которому регламентное ТО производится на платной основе.
По результатам рассмотрения дела исходя из приведенных требований закона суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика безвозмездно провести гарантийный ремонт автомобиля DATSUN ON-DO /дата/ года изготовления с идентификационным номером (VIN): №, а именно:
-гарантийный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС);
-гарантийный ремонт радиатора охлаждения;
-гарантийный ремонт отопителя;
-гарантийный ремонт автоматической коробки передач (АКПП);
-регламентные работы по техническому обслуживанию автомобиля в период гарантийного срока: замена топливного фильтра, замена фильтра салона, замена масляного фильтра, замена воздушного фильтра, замена 4 свечей зажигания DATSUN 8V (А17 ДВРМ), замена моторного масла 5W40 DATSUN.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении основного требования о понуждении ответчика безвозмездно провести гарантийный ремонт автомобиля, суд также отказывает в удовлетворении производных требований – о взыскании штрафа, компенсации морального вреда, неустойки за период с /дата/ по /дата/ за нарушение срока удовлетворения требования потребителя о проведении ремонта (вышеуказанными письмами ответчика истец своевременно оповещен о готовности автомобиля после проведения ТО-2 и о необходимости дачи согласия на дополнительные работы на коммерческой основе) по ст. 13, 15, 20, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к ответчику в полном объеме.
По основаниям ст. 98 ГПК РФ надлежит оставить без удовлетворения заявление ООО «Научно-производственный центр «Техсервис» о взыскании оплаты судебной экспертизы, так как платежным поручением от /дата/ подтвержден факт оплаты ответчиком проведения экспертизы в замере 58 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
В удовлетворении заявления ООО «Научно-производственный центр «Техсервис» о взыскании оплаты судебной экспертизы отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Новосибирска в течение месяца.
Судья Е.И. Котин
Подлинник хранится в гражданском деле № 2-238/2020 Октябрьского районного суда г. Новосибирска