Дело № 2-238/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2020 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.
при секретаре Ахмадуллиной А.В.,
с участием прокурора Пановой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Троицка Челябинской области в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива», администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности,
установил:
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г.Троицка Челябинской области обязанности в течение 45 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить получение в Уральском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акта о готовности к отопительному периоду 2019-2020г.,
возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее ООО «Перспектива») в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, изложенные в акте Ростехнадзора № Ч-6378-р от 12 декабря 2019 года и Перечне к нему, препятствующие получению акта готовности муниципального образования - Троицкий городской округ к отопительному периоду 2019-2020 годов - получить допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов, получить допуск в эксплуатацию водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Троицка проведена проверка соблюдения администрацией Троицкого городского округа законодательства о теплоснабжении при подготовке муниципального образования к отопительному периоду 2019-2020 годов.
В ходе проверке установлено, что согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 г.г., выданному Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № Ч-6378 от 12 декабря 2019 года и перечню замечаний по готовности к нему, муниципальное образование «Троицкий городской округ» не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов в связи с наличием ряда замечаний, в том числе ООО «Перспектива» не выполнено предписание Управления Ростехнадзора от 28 августа 2019 года № ч-3372, не получен допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов, не получен допуск в эксплуатацию водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов (п.18.4, п.13.13 Правил оценки готовности к отопительному периоду).
Прокурор указывает, что наличие названных в акте Ростехнадзора нарушений создает препятствия в получении акта готовности к отопительному периоду 2019-2020 годов администрацией Троицкого городского округа. Отсутствие данного акта указывает на неготовность муниципального образования к ликвидации последствий аварийных ситуаций, мониторингу состояния системы теплоснабжения и обеспечению бесперебойного теплоснабжения жителей городского округа.
Прокурор Панова М.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования, сославшись на основания, указанные в иске.
Представитель ответчика - администрации г.Троицка Челябинской области ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика - ООО «Перспектива» при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимал, представлен отзыв на исковое заявление (л.д.159-162 т.1, л.д.147-153, 245 т.2).
Представитель третьего лица - ОАО «Российские железные дороги» в лице Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО ««Российские железные дороги» ФИО2 просил разрешить исковые требования на усмотрение суда.
Представитель Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебном заседании не участвовал, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя (л.д. 244т.2, л.д.13 т.3).
На основании ст.167 ГПК РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией (ч.2 ст.20).
Согласно п.7 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее Правил готовности) результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящим Правилам.
В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.
При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (п.8 Правил готовности)
В соответствии с п.10 Правил готовности сроки выдачи паспортов определяются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа в зависимости от особенностей климатических условий, но не позднее 15 сентября - для потребителей тепловой энергии, не позднее 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, не позднее 15 ноября - для муниципальных образований.
Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 настоящих Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период (п.12 Правил готовности).
Судом установлено, что в период с 14 октября 2019 года по 18 октября 2019 года, с 11 декабря 2019 года по 12 декабря 2019 года комиссией Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Управление Ростехнадзора) была проведена проверка готовности Троицкого городского округа Челябинской области к отопительному периоду 2019-2020г.г. По итогам проведения проверки комиссия пришла к выводу о том, что муниципальное образование - Троицкий городской округ не готово к отопительному периоду 2019-2020 годов (л.д.28-38,39-48 т.1).
В ходе проверки в деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, расположенных на территории г.Троицка, выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом ФИО3 от 24 марта 2003 года № 115 (далее Правил эксплуатации) и Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, в связи с наличием которых Троицкий городской округ был признан не готовым отопительному периоду 2019-2020 годов.
В перечне замечаний к акту проверки готовности Троицкого городского округа к отопительному периоду 2019-2020 годов по состоянию на 12 декабря 2019 года указано, что ООО «Перспектива» не получен допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов, не получен допуск в эксплуатацию водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Согласно ст.541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.
В соответствии с подпунктами 2,3, 11 пункта 13 Правил готовности, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций: готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии.
Согласно 2.4.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п.2.4.2 Правил эксплуатации).
В соответствии с п. 7 Порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденного Приказ Ростехнадзора от 07.04.2008 N 212, выдача разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей осуществляется Ростехнадзором на основании заявления установленного образца и перечня прилагаемых документов, в том числе документов, подтверждающих полномочия лица (лиц), представляющего собственника.
В случае отсутствия замечаний должностного лица Ростехнадзора, проводившего осмотр энергоустановки, оформляется акт осмотра энергоустановки и выдается разрешение на допуск ее в эксплуатацию ( п.14 Порядка).
ООО «Перспектива» на основании постановления администрации г.Троицка Челябинской области № 1504 от 12 сентября 2018 года является единой теплоснабжающей организацией центральной части города Троицка Челябинской области (л.д. 63 т.1).
28 апреля 2017 года между муниципальным образованием г.Троицк и ООО «Перспектива» заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части г.Троицка, находящихся в муниципальной собственности г.Троицка Челябинской области. В соответствии с которым ООО «Перспектива» приняты обязательства по модернизации (реконструкции) имущества, предназначенного для производства, передачи и распределения тепловой энергии на территории центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области и осуществлению деятельности по производству, передаче и распределению тепловой энергии на территории центральной части муниципального образования «город Троицк» Челябинской области(л.д. 64-117 т.1).
20 декабря 2017 года был составлен акт № 1-ГСН приемки законченного строительством объекта - газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями, по адресу: г.Троицк, пос.Южный, промышленный район, наружного подземного газопровода высокого давления II категории с БУУРГ-2500 до здания газовой котельной, застройщиком которых являлось ООО «Перспектива» (л.д.201-202, 203-204, 205-206 т.1).
06 февраля 2018 года 5 территориальным отделом Управления регионального государственного строительного надзора выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства - новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями, перекладка сооружения - теплотрасса, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации (л.д.237-238 т.1).
06 сентября 2018 года Уральским Управлением Ростехнадзора выдано обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» свидетельство о регистрации сетей газопотребления в г.Троицке (л.д.234-236 т.1).
Из отзыва ответчика ООО «Перспектива» следует, что 05 февраля 2018 года Управлением Ростехнадзора было выдано обществу с ограниченной ответственностью «Перспектива» временное разрешение о допуске в эксплуатацию газовой котельной мощностью 120 МВт (л.д.159-162 т.1).
Из информации Уральского управления Ростехнадзора от 21 февраля 2020 года (л.д.169-170 т.2), представленной по результатам рассмотрения документов ООО «Перспектива» на допуск в эксплуатацию газовой котельной следует, что для осуществления допуска в эксплуатацию котельной не были представлены документы: отчет по проведению пуско-наладочных работ по котлам, вспомогательному оборудованию, устройствам и системам, обеспечивающим надежную и экономичную работу котельной после проведения реконструкции котельной, выполненной по проекту «Реконструкция новой газовой котельной мощностью 120 МВт. С подводящими сетями; перекладка сооружения - теплотрасса (г.Троицк, в районе ТДЗ, п.Южный) шифр 248-ЕП-2019, разработанному ООО «ЕСК-Проект» в 2020г. - п.5.3.3, п.2.4.1 ПТЭ ТЭ; приказ о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, прошедшего проверку знаний ПТЭ и ПТБ, от заказчика - п.2.2.3, 2.3.15 ПТЭ ТЭ; выписка из журнала проверки знаний или копия протокола проверки знаний от подрядчика ООО «Уралтеплоприбор» ведущего инженера И.Т.Н., назначенного приказом № 12/1/18-П от 30 октября 2018 года ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; утвержденная программа прогрева и пуска в эксплуатацию котельной (котла).
Согласно вышеуказанной информации Уральского управления Ростехнадзора представленный ООО «Перспектива» акт приемки оборудования после комплексного опробования от 21 октября 2019 года не подписан представителями генерального проектировщика и органов государственного строительного надзора. Перечень эксплуатационной документации, утвержденной главным инженером ООО «Перспектива» 02.07.2018г., не содержит наименование необходимых инструкций по эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей, должностных инструкций по каждому рабочему месту и конструкций по охране труда (п.2.8.1, 2.8.2 ПТЭ ТЭ).
Из информации Уральского управления Ростехнадзора от 18 февраля 2020 года (л.д.167-168 т.2), представленной по результатам рассмотрения заявления ООО «Перспектива» о поведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной следует, что ООО «Перспектива» для осуществления допуска энергоустановки в эксплуатацию не представлены документы: оценка соответствия на элементы трубопроводов тепловых сетей: трубу диаметром 720 х 8мм, 159х4.5мм, 108х4 мм, отводы 90 (0) (76 шт диаметром 720мм, 118 шт диаметром 159 мм), 146 (0) (2 шт диаметром 720мм), 134 (0)(2шт диаметром 720мм), 138 (0) (1 шт диаметром 720мм), 149 (0) - 1 шт, 120 (0) - 2 шт диаметром 159мм, краны шаровые диаметром 700 (6 шт), 250мм (1шт), 150мм (2 шт) в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза ТР ТС 032/2013 пункт 37; отчет по проведению пуско-наладочных работ; от заказчика не назначен ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, прошедший проверку знаний ПТЭ и ПТБ, от заказчика - п.2.2.3, 2.3.15 ПТЭ ТЭ; утвержденная программа прогрева и пуска в эксплуатацию тепловой сети. Также указано, что представленный акт приемки оборудования после комплексного опробования от 21 октября 2019 года не подписан представителями генерального проектировщика и органов государственного строительного надзора.
10 апреля 2020 года и 27 апреля 2020 года ООО «Перспектива» повторно обращалось в Уральское Управление Ростехнадзора с заявлениями о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых сетей и газовой котельной (л.д.4-11 т.3).
12 мая 2020 года Уральским Управлением Ростехнадзора принято распоряжение № РП-330-1456-О о проведении с целью выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию осмотра тепловой энергоустановки ООО «Перспектива», расположенной по адресу: г.Троицк, Челябинской области, Южный промышленный район, вдоль автодороги Троицк- поселок Золотая Сопка. Проведение осмотра назначено на период с 18 мая 2020 года по 19 мая 2020 года (л.д.3 т.3).
Из информации ООО «Перспектива» следует, что надзорным органом осмотр тепловой установки произведен, информации по результатам проведенного осмотра о выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию либо отказе в выдаче разрешения в адрес ответчика не поступало (л.д.1 т.3).
В ходатайстве Уральского Управления Ростехнадзора о рассмотрении иска без участия, информации о выдаче ООО «Перспектива» допуска на эксплуатацию газовой котельной и тепловых сетей к газовой котельной не содержится.
Поскольку исследованными доказательств достоверно не подтверждено, что на момент рассмотрения иска Уральским Управлением Ростехнадзора выданы ООО «Перспектива» разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка и допуск в эксплуатацию водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка, на основании п.2.4.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года № 115, исковые требования прокурора о возложении на ООО «Перспектива» обязанности получить допуск в эксплуатацию указанных тепловых энергоустановок подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику ООО «Перспектива» необходимо время для выполнения возложенных на них судом обязанностей, принимая во внимание, что в силу п.10 Правил готовности срок выдачи паспортов готовности для теплоснабжающих организаций установлен не позднее 01 ноября, суд полагает справедливым и разумным установить срок до 01 ноября 2020 года.
При разрешении исковых требований прокурора о возложении на администрацию г.Троицка Челябинской области обязанности получения в Уральском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акта о готовности к отопительному периоду 2019-2020г. суд исходит из следующего обстоятельств.
В соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа теплоснабжение населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных либо оспоренных гражданских прав.
В силу ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Поскольку постановлением администрации г.Троицка Челябинской области от 24 апреля 2020 года № 838 отопительный период 2019-2020г. завершен 27 апреля 2020 года,оснований для возложения на администрацию г.Троицка Челябинской области обязанности о получении в Уральском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акта о готовности к отопительному периоду 2019-2020г. не имеется, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 195-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Троицка Челябинской области удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Перспектива» обязанность получить допуск в эксплуатацию тепловых сетей от водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов, получить допуск в эксплуатацию водогрейной газовой котельной тепловой мощностью 120МВт г.Троицка в органах Ростехнадзора на основании действующих нормативно-технических документов в срок до 01 ноября 2020 года.
Прокурору г.Троицка в удовлетворении исковых требований к администрации г.Троицка Челябинской области о получении в Уральском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору акта о готовности к отопительному периоду 2019-2020г. отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года